на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лицензирование и регулирование телерадиовещания

Лицензирование и регулирование телерадиовещания

22

Содержание

Содержание

Введение

Порядок лицензирования и регулирования в сфере телерадиовещания

Заключение

Нормативно - правовые акты

Список используемой литературы

Введение

По итогам работы второй сессии Региональной конференции радиосвязи, проходившей в мае-июне 2006 г. в Женеве, Администрацией связи России был принят и установлен срок перехода на цифровые стандарты телерадиовещания - не позднее 2015 г. В настоящее время деятельность по реформированию сферы телерадиовещания координирует Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Проблема изменения действующего законодательства о лицензировании телерадиовещания в связи с переходом к цифровому вещанию занимает ключевое место в деятельности Правительственной комиссии. В рамках комиссии создана рабочая подгруппа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области регулирования телерадиовещания, занимающаяся, в том числе разработкой порядка лицензирования деятельности вещателей и операторов связи, обеспечивающих распространение теле- и радиопрограмм. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Порядок лицензирования и регулирования в сфере телерадиовещания

Лицензирование является основным инструментом государственного регулирования в сфере телерадиовещания в большинстве стран мира. Насколько обоснованно применение лицензионных процедур в данной сфере? Ведь лицензирование неизбежно предполагает установление административных барьеров для участников рынка. Однако именно в области телерадиовещания применение лицензирования признается оправданным большинством специалистов. На Западе процедуры лицензирования телерадиовещания действуют практически во всех странах. Это обусловлено, прежде всего, особым значением телерадиовещания в жизни общества. Телевидение и радио являются не только основным источником информации для большинства населения, но и важнейшим средством формирования общественного мнения, культурного и нравственного воспитания граждан. Кроме того, большое значение имеет ограниченность радиочастотного спектра, распределение и предоставление прав, на использование которого осуществляется, в том числе, с помощью лицензионных процедур. В странах Европейского союза радиоволны считаются общественным благом, а правительства играют роль защитников этого общего блага. Часть 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий». Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Рассмотрим действующий порядок лицензирования в сфере телерадиовещания, а также отметим основные проблемы, возникающие на практике при применении лицензионных процедур.

Телерадиовещание можно рассматривать как комплексный процесс, включающий в себя распространение теле- и радиопрограмм с использованием сетей электросвязи («телерадиовещание» в узком смысле этого слова), а также деятельность по приему, обработке, хранению, передаче и доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов («услуги связи для целей телерадиовещания»). Участники этого процесса - вещатель и оператор связи - должны получить две лицензии: лицензию на телерадиовещание (вещатель) и лицензию на оказание услуг связи для целей телерадиовещания (оператор связи). Следует оговориться, что собственно вещание и деятельность по оказанию услуг связи - разные виды деятельности, хотя и тесно связанные друг с другом. Очевидно, что связь обеспечивает вещание. Однако нормативное регулирование лицензирования телерадиовещания в России изначально отличалось смешением этих двух отдельных видов деятельности.

Лицензирование вещания предусмотрено ст. 31 Закона от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 16.10.2006), Федеральный закон от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 16.10.2006) // Справочная система Консультант Плюс (далее - Закон о СМИ). Лицензирование услуг связи в настоящее время установлено ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (ред. от 29.12.2006), Федеральный закон от 07.07.2003 «О связи» (ред. от 29.12.2006) // Справочная система Консультант Плюс (далее - Закон о связи). С момента принятия постановления Правительства РФ от 07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс две вышеуказанные сферы лицензирования неразрывно связаны друг с другом. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Следует отметить, что нормативный акт общего характера, посвященный вопросам лицензирования, - Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Справочная система Консультант Плюс (далее - Закон о лицензировании) - не распространяется на деятельность в области связи и на использование радиочастот для осуществления телерадиовещания. В связи с некорректной формулировкой в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании в свое время на страницах специальной литературы разгорелся любопытный спор по поводу того, подлежит ли вещание лицензированию в принципе. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 1 данного Закона его действие не распространяется на использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации). Строго говоря, здесь идет речь не о телерадиовещании, а об ином виде деятельности, который скорее напоминает деятельность операторов связи (при этом деятельность в области связи указывается в п. 2 ст. 1 отдельно). В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона лицензирование видов деятельности, не указанных в Законе о лицензировании, прекращается со дня его вступления в силу. Конечно, на практике эта ситуация не получила развития, и лицензирование вещания шло своим чередом. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Согласно ст. 31 Закона о СМИ лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с законом. Порядок лицензирования вещания установлен Положением «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» (ред. от 03.10.2002) Положение «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» (ред. от 03.10.2002) // Справочная система Консультант Плюс (далее - Положение о лицензировании вещания), утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 №1359, и Положением о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания (ред. от 05.08.2000, с изм. от 23.02.2001), Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания (ред. от 05.08.2000, с изм. от 23.02.2001), утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 №698 // Справочная система Консультант Плюс (далее - Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание), утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 №698. Лицензирующим органом в настоящее время является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (далее - Росохранкультура), находящаяся введении Министерства культуры и массовых коммуникаций (п. 2, 5.2.1 Положения о Росохранкультуре (ред. от 14.12.2006), утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №301). Положение о Росохранкультуре (ред. от 14.12.2006), утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №301) // Справочная система Консультант Плюс

Действующее законодательство предусматривает два порядка выдачи лицензии на вещание:

1) в общем порядке, предусмотренном Положением о лицензировании вещания;

2) по итогам конкурса, проводимого в соответствии с Положением о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание.

Процедура выдачи лицензии в общем порядке урегулирована достаточно скупо. Перечень документов, представляемых соискателем лицензии на вещание, указан в п. 5 Положения о лицензировании вещания. Среди необходимых документов стоит выделить сведения об основных технико-экономических показателях средств подготовки и формирования телевизионных и радиопрограмм, а также подтверждение права аренды (использования) оборудования (в случае предполагаемого использования оборудования, принадлежащего другому лицу). Решение о выдаче лицензии или отказе в ее выдаче принимается в 30-дневный срок (п. 6 Положения о лицензировании вещания). Срок, на который выдается лицензия: от 3 до 5 лет, если меньший срок не указан в заявлении на получение лицензии (п.9). Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Важным является положение, установленное п. 13 Положения о лицензировании вещания, согласно которому ни одно юридическое лицо не может получить лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на две трети и если действующим законодательством Российской Федерации непредусмотрено иное. По всей видимости, эта норма направлена на защиту конкуренции на рынке телерадиовещания, поскольку радиочастотный спектр является ограниченным ресурсом.

Представляется, что действующим Положением о лицензировании вещания недостаточно урегулированы такие необходимые лицензионные процедуры, как переоформление, пролонгация, приостановление и аннулирование лицензий на вещание, на что неоднократно обращалось внимание в литературе. Так, Положение о лицензировании телерадиовещания не содержит понятия «переоформление лицензии», хотя оно и используется в Положении «О по рядке взимания платы за выдачу и переоформление лицензий на телевизионное вещание и радиовещание в РФ». На практике постоянно возникают ситуации, когда необходимо внести изменения в данные лицензиата (организационно-правовая форма, наименование, местонахождение и т.п.) или в отдельные лицензионные условия, но при этом нецелесообразно проходить процедуру получения лицензии заново. По поводу пролонгации действия лицензии в Положении о лицензировании вещания предусмотрено, что лицензирующий орган при рассмотрении заявления о пролонгации учитывает мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программ (п. 9). При этом условия и порядок учета мнения потребителей не прописаны. В настоящее время вопросы переоформления и пролонгации действия лицензии на вещание остаются на усмотрение лицензирующего органа. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

На сегодняшний день стало очевидным, что действующее Положение о лицензировании вещания устарело и создает многочисленные сложности для вещателей на практике. Необходимо либо подробно урегулировать вопросы лицензирования вещания в отдельном законе о телерадиовещании, либо разработать и принять новое положение о лицензировании. И если идея принятия самостоятельного закона, по всей видимости, отложена на неопределенный срок, то над новым положением в настоящее время работают профильные правительственные ведомства и прежде всего Росохранкультура.

В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании вещания лицензирующий орган может проводить открытый конкурс на получение лицензии на теле- и(или) радиовещание. Возможность рассмотрения заявок на получение лицензии на вещание на конкурсной основе предусмотрена также Законом о СМИ (ст. 31). Однако право фактически превратилось в обязанность государственного органа проводить конкурс на получение лицензии в определенных случаях с принятием постановления Правительства РФ от 26.06.1999 №698, которым было утверждено Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание. Согласно п.1 данного постановления лицензирование наземного эфирного телерадиовещания в столицах субъектов РФ и в городах с численностью населения свыше 200 тысяч человек осуществляется на конкурсной основе с взиманием единовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание. Обращаем внимание на то, что речь идет лишь о наземном эфирном вещании (телерадиовещании, осуществляемом с использованием наземных телерадиопередающих станций), тогда как существуют также спутниковое непосредственное телерадиовещание и кабельное телерадиовещание. В контексте нашей работы, посвященной лицензированию телерадиовещания особое значение имеет именно порядок выдачи лицензий на наземное эфирное телерадиовещание, поскольку для вещания в масштабах всей страны предполагается использовать наземные телерадиопередающие станции (основной признак наземного эфирного вещания). Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.