на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лицензирование и регулирование телерадиовещания
p align="left">Решение о проведении конкурса принимает Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (далее - Минкультуры). Функции по организации, проведению и подведению итогов конкурса осуществляет специально созданный орган - Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (далее - ФКК). Постоянно действующий состав ФКК утверждается приказом министра культуры и массовых коммуникаций РФ в количестве 9 человек (п. 1.1 Положения об ФКК, утвержденного приказом Минкультуры от 22.07.2004 №22). Положения об ФКК, утвержденное приказом Минкультуры от 22.07.2004 №22) // Справочная система Консультант Плюс При проведении конкурса на право оформления лицензии на наземное эфирное телерадиовещание в субъекте РФ состав ФКК увеличивается до 12 человек за счет представителей соответствующего субъекта РФ. В отношении региональной части ФКК предусмотрены определенные правила ее формирования (п. 1.4 Положения об ФКК), тогда как постоянный состав ФКК определяется Минкультуры по собственному усмотрению. Таким образом, ФКК не обладает самостоятельным статусом и находится в прямом ведомственном подчинении Минкультуры, что, как представляется, не соответствует целям создания и функциям конкурсной комиссии, основной гарантией деятельности которого должна быть независимость. В качестве положительного момента следует отметить то, что в настоящее время в состав ФКК входят видные представители сферы масс-медиа. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Информационное сообщение о дате и условиях проведения конкурса публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 60 дней до даты его проведения (п. 6 Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание). Среди прочего информационное сообщение должно включать в себя данные о радиочастотном канале, выделяемом для организации наземного эфирного телерадиовещания, и условиях его применения, а также размер единовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание, определенный ФКК.

К полномочиям ФКК относятся: определение условий конкурса на основе предложений Минкультуры; определение размера единовременной платы, рассмотрение заявлений соискателей; определение победителей и оформление итогов конкурса (п. 3.1-3.4 Положения об ФКК).

Существенным недостатком действующего порядка проведения конкурса является отсутствие точных оснований и методики расчета для определения размера единовременной платы за получение права на наземное эфирное телерадиовещание. Согласно п. 6 Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание размер единовременной платы устанавливается с учетом покрытия расходов на проведение конкурса, обеспечение работы конкурсной комиссии, а также на разработку нового радиочастотного канала, координацию и согласование возможности использования частот для целей телерадиовещания. На практике размер единовременной платы определяется исходя из количества населения и возможностей рекламного рынка соответствующего города, на территории которого предполагается осуществлять вещание. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Но главная проблема действующего конкурсного порядка заключается в отсутствии четких критериев определения победителя конкурса. Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание гласит: победителем конкурса признается участник, предоставивший по совокупности лучшие концепцию вещания и ее технико-экономическое обоснование (п. 13). Дополнительные критерии определения победителя содержатся в Регламенте ФКК (с изм. от 23.09.2005), утвержденном приказом Минкультуры от 30.07.2004 №27 (п. 2.12 Регламента). Среди них, наряду с достаточно определенными критериями, такими как понесенные затраты на приобретение технического оборудования, необходимого для организации процесса вещания, соответствие оборудования экологическим нормам, присутствуют критерии, носящие исключительно оценочный характер: необходимость поддержки социально значимых теле- и радио проектов, оригинальность заявленной концепции вещания. На проблему отсутствия четких критериев для определения победителя конкурса давно обратили внимание специалисты в области масс-медиа. Так, в рамках научно-практического проекта Центра «Право и средства массовой информации» «Программа помощи независимым российским теле- и радиовещателям путем формирования благоприятных для них законодательных основ системы правового регулирования лицензирования электронных СМИ», осуществлявшегося в 2000г., были разработаны и подробно описаны критерии для определения победителей в конкурсе. Некоторые из предложенных критериев были восприняты нормотворческим органом и в видоизмененной форме вошли в Регламент ФКК. Тем не менее, можно констатировать, что в настоящее время проблема установления критериев для определения победителя в конкурсе на частоту не решена, на что сетуют, в том числе руководители федеральных органов власти и члены ФКК. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Сама суть открытого конкурса предполагает гласность процедур его проведения. Положением о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, помимо публикации сообщения о проведении конкурса, предусмотрена публикация информации о составе его участников и итогах конкурса в средствах массовой информации (п. 10). В остальном процедура проведения конкурса отличается закрытостью. С протоколом о результатах конкурса, подписываемым победителем и членами ФКК, не могут ознакомиться даже проигравшие участники.

Отмеченные выше недостатки, и прежде всего отсутствие четких критериев определения победителя и закрытость конкурсных процедур, открывают возможность для злоупотреблений и отрицательно сказываются на стабильности рынка телерадиовещания в целом.

По итогам конкурса уполномоченные лицензирующие органы в установленном порядке выдают его победителю лицензию на право телерадиовещания и лицензию на право деятельности в области связи для целей телерадиовещания (п. 16 Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание). Здесь мы переходим к установленному действующим законодательством порядку лицензирования услуг связи для целей телерадиовещания. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Общие условия лицензирования услуг связи определены в Законе о связи (ст. 29-40). Из Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87, непосредственное отношение к телерадиовещанию имеют следующие виды услуг связи: услуги связи для целей кабельного вещания; услуги связи для целей эфирного вещания; услуги связи для целей проводного вещания. Тем же постановлением Правительства РФ утверждены лицензионные условия для каждого вида деятельности. Кроме того, сохраняет силу в части, не противоречащей Закону о связи, Положение о лицензировании деятельности в области связи в РФ (ред. от 03.10.2002) (далее - Положение о лицензировании услуг связи), утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 №642.

Лицензирующим органом в области оказания услуг связи является Федеральная служба по надзору в сфере связи (далее - Россвязьнадзор) в соответствии с п. 5.4 Положения о Россвязьнадзоре (ред. от 23.04.2005), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №318. Положения о Россвязьнадзоре (ред. от 23.04.2005), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №318 // Справочная система Консультант Плюс Россвязьнадзор находится в ведении Министерства информационных технологий и связи РФ (далее - Мининформсвязи) согласно п. 2 Положения о Россвязьнадзоре.

Перечень документов, представляемых соискателем лицензии на услуги связи, установлен ст. 30 Закона о связи. Там же предусмотрены особенности для услуг связи, при оказании которых предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телерадиовещания. В этом случае соискатель лицензии должен дополнительно представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое обоснование развития сети связи (п. 3 ст. 30). Кроме того, должно быть представлено решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (п. 4 ст. 30). Положением о лицензировании услуг связи предусматривается также предоставление заключения органов по использованию и контролю за радиочастотами о возможности использования частотных присвоений, данных о мощности передающих устройств, а в случае предполагаемого использования оборудования, принадлежащего другому лицу, - документов, подтверждающих право аренды (использования) этого оборудования. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Особые споры на практике вызывает положение абзаца 2 п. 4 ст. 30 Закона о связи, согласно которому соискатель лицензии на оказание услуг связи для целей телерадиовещания должен представить нотариально заверенную копию лицензии на вещание. До недавнего времени лицензирующий орган был склонен трактовать эту норму таким образом, что соискатель лицензии на услуги связи должен иметь на момент подачи документов лицензию на вещание. Ситуация несколько прояснилась с принятием лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного, эфирного и проводного вещания (утверждены упоминавшимся выше постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87), в которых предусмотрено наличие у лицензиата лицензии(лицензий) на вещание или договоров с лицензиатами вещателями. Как отмечалось выше, деятельность по телерадиовещанию и деятельность оператора связи, обеспечивающего доставку программы до потребителя, - совершенно разные сферы деятельности. Незаконно требовать от оператора связи наличия лицензии на вещание, поскольку распространение приобретенных или собственных теле- и радиопрограмм вполне может не входить в его планы. Возникающие до сих пор на практике конфликты и недопонимание между лицензирующим органом и операторами связи во многом обусловлены тем, что при вещании программ в аналоговом стандарте существует жесткая привязка: одна радиочастота - одна программа. Вещатели обязаны получать лицензии на вещание в привязке к конкретной частоте на жестко закрепленную территорию. Указанная же в лицензии на вещание частота закрепляется в лицензии на услуги связи для целей телерадиовещания, выдаваемой оператору связи (во многих случаях одно и то же лицо). Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Смешение деятельности по телерадиовещанию и деятельности по оказанию услуг связи для целей телерадиовещания происходит также по причине отсутствия четкого понятийного аппарата в данных сферах, закрепленного нормативно. Так, в законодательстве до сих пор отсутствуют понятия «телерадиовещание» (приведено лишь косвенно в ст. 2 Закона о СМИ), «трансляция», «ретрансляция». До недавнего времени не было определено понятие «вещатель», что позволяло некоторым специалистам усматривать наличие принципиального спора между ведомствами по поводу статуса вещателя. Между тем понятие «вещатель» и некоторые другие понятия, необходимые для сферы телерадиовещания, закреплены в Европейской конвенции по трансграничному телевидению. Так, под вещателем в ней понимается юридическое или физическое лицо, которое производит программы, формирует их и транслирует или передает третьему лицу для трансляции. Сейчас в направлении унификации понятийного аппарата произошли положительные сдвиги. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 №785 утверждены Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, которые направлены на урегулирование отношений между вещателями, операторами связи и абонентами в новых условиях. Правила вступают в силу с 1 марта 2007г. Среди прочего в них содержится определение вещателя: вещатель - пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор об оказании услуг связи для целей телерадиовещания и который составляет телепрограммы и (или) радиопрограммы для их приема неограниченным кругом лиц и на основании лицензии на вещание распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом (п.2). Проект новых Правил разрабатывался причастными ведомствами в рамках деятельности Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. Таким образом, мы видим первые плоды реформаторской воли государства в сфере телерадиовещания, реализованные на практике. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Законом о связи предусмотрено, что лицензии на услуги связи выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в определенных случаях - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (п. 3 ст. 29). При этом положения Закона о связи, касающиеся проведения торгов на получение лицензии, не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот для целей телерадиовещания (п. 4 ст. 31). К этим отношениям применяется порядок проведения конкурса, определенный в Положении о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, рассмотренный выше.

Говоря о лицензировании телерадиовещания, необходимо затронуть вопросы, связанные с администрированием радиочастотного спектра. Регулирование использования радиочастотного спектра - исключительное право государства, осуществляется в Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом - Государственной комиссией по радиочастотам (далее - ГКРЧ) (п. 2 ст. 22 Закона о связи; Положение о ГКРЧ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 №336). Председателем ГКРЧ является по должности министр информационных технологий и связи РФ (п. 17 Положения о ГКРЧ). Положение о ГКРЧ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 №336) // Справочная система Консультант Плюс В состав входят представители целого ряда министерств и ведомств. Персональный состав ГКРЧ утверждается правительством по представлению председателя комиссии. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Администрирование радиочастотного спектра в России можно схематично разделить на два этапа:

1. Распределение радиочастотного спектра.

2. Предоставление права на использование радиочастотного спектра посредством:

- выделения полос радиочастот;

- присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов.

Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами РФ и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (далее - РЭС), которые разрабатываются ГКРЧ и утверждаются Правительством РФ (п. 1 ст. 23 Закона о связи). Распределение полос радиочастот заключается в определении их предназначения посредством записей в вышеуказанной Таблице. Предназначений же и соответственно категорий полос радиочастот может быть три: преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления; преимущественного пользования РЭС гражданского назначения; совместного пользования РЭС любого назначения (п. 3 ст. 23 Закона о связи).

Выделение полосы радиочастот заключается в выдаче разрешения в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот. В отношении полос радиочастот совместного пользования и пользования РЭС гражданского назначения предоставление указанного разрешения осуществляется ГКРЧ (п. 2 ст. 24 Закона о связи).

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала означает выдачу письменного разрешения на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного РЭС, целей и условий такого использования. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения осуществляется Федеральным агентством связи (далее - Россвязь), находящимся в ведении Мининформсвязи (п. 5.6.1 Положения о Россвязи (ред. от 23.04.2005), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №320). Положение о Россвязи (ред. от 23.04.2005), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №320) // Справочная система Консультант Плюс Следует отметить достаточно длительный срок, установленный Законом о связи (п. 3 ст. 24) для принятия уполномоченным органом решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, - 120 дней. Кроме того, как для осуществления процедур по выделению полос радиочастот, так и для присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала необходимо положительное заключение экспертизы о возможности использования заявленных РЭС (п. 4 СТ. 23 Закона о связи), которая проводится радиочастотной службой (п. 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 №279). Положение о радиочастотной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 №279) // Справочная система Консультант Плюс

На практике возникали споры между операторами связи и Россвязью по поводу обоснованности отказа в присвоении радиочастот для конкретного РЭС по причине отсутствия у оператора связи лицензии на оказание услуг связи. Судебная практика пошла по пути признания обоснованности такого отказа со ссылкой на п. 8 ст. 24 Закона о связи, согласно которому в присвоении (назначении) радиочастот может быть отказано при несоответствии заявленной деятельности установленным для данного вида деятельности требованиям.

Таким образом, для оказания услуг связи для целей телерадиовещания в соответствии с действующим законодательством оператору связи необходимо наличие следующих основных документов:

1) решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот;

2) заключение органов по использованию и контролю за радиочастотами о возможности использования частотных присвоений;

З) лицензия на телерадиовещание или договор с лицензиатом-вещателем;

4) лицензия на деятельность в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания;

5) разрешение на присвоение (назначение) радиочастот, радиочастотных каналов.

Вещатель может ограничиться наличием лицензии на вещание, если заключит договор на оказание услуг связи для целей телерадиовещания с оператором связи, который имеет весь пакет вышеуказанных документов. Рынок телерадиовещания характеризуется необходимостью в отлаженной совместной работе вещателя и оператора связи, поэтому проблемы операторов связи неизбежно затрагивают и вещателей. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что для осуществления деятельности по телерадиовещанию в России, в соответствии с действующим законодательством, участникам рынка (вещателям и операторам связи) необходимо пройти сложную цепь административных процедур. В условиях недостаточной межведомственной координации, несовершенства механизма выдачи лицензий это превращается в серьезное препятствие на пути развития рынка масс-медиа. См. там же

Заключение

В данной статье проведен критический анализ действующего порядка лицензирования в сфере телерадиовещания, отмечены его основные недостатки, а также рассмотрены возможные направления реформирования порядка лицензирования деятельности вещателей и операторов связи. В ближайшее время ожидается принятие ключевых решений по этим вопросам в рамках Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания. В любом случае то, что государство обратило пристальное внимание на реформирование сферы телерадиовещания с учетом новых технологий, не может не радовать. К обсуждению инициатив и проектов привлекаются представители общественности. Остается надеяться, что ожидаемые решения обеспечат баланс интересов государства, телезрителей, радиослушателей и участников рынка масс-медиа. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Нормативно - правовые акты

1. Федеральный закон от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 16.10.2006) // Справочная система Консультант Плюс

2. Федеральный закон от 07.07.2003 «О связи» (ред. от 29.12.2006) // Справочная система Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Справочная система Консультант Плюс

4. Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» // Справочная система Консультант Плюс

5. Положение «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» (ред. от 03.10.2002) // Справочная система Консультант Плюс

6. Положение о Росохранкультуре (ред. от 14.12.2006), утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №301) // Справочная система Консультант Плюс

7. Положение о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания (ред. от 05.08.2000, с изм. от 23.02.2001), утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 №698 // Справочная система Консультант Плюс

8. Положение об ФКК, утвержденное приказом Минкультуры от 22.07.2004 №22) // Справочная система Консультант Плюс

9. Положение о Россвязьнадзоре (ред. от 23.04.2005), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №318 // Справочная система Консультант Плюс

10. Положение о ГКРЧ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 №336) // Справочная система Консультант Плюс

11. Положение о Россвязи (ред. от 23.04.2005), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №320) // Справочная система Консультант Плюс

12. Положение о радиочастотной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 №279) // Справочная система Консультант Плюс

Список используемой литературы.

13. Белоусов А.В. «Лицензирование телерадиовещания при переходе к цифровым технологиям» // Закон. №2. 2007г. - С. 103 - 114.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.