на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Люблинский Павел Исаевич
p align="left">Целью теории устрашения является создание в преступнике и во всём обществе чувство страха, удерживающее от совершения новых преступлений не только преступников, но и законопослушных граждан, как психологический элемент: посредством страха может воспитывать и исправлять преступника, предупреждать преступления. Но «… мотив страха непригоден для сложной социальной жизни нашего времени» Люблинский П.И., «Новые идеи в правоведении», сборник № 1 «Цели наказания», изд. «Образование», СПБ, 1914. С. 4.. Страх пригоден только на низших ступенях развития общественной жизни.

«С ростом культуры общество считает нежелательным чрезмерно культивировать чувство страха даже среди преступников и пытается изыскать другие мотивы для удержания их от новых преступлений, в частности мотивы расчета и стремления их к свободе» Там же. С. 5-6..

Существовавшая и существующая теория исправления, по мнению Люблинского П.И., представляет собой противоположную крайность. Главная цель этой теории - исправить преступника. Сторонники этой теории имеют в виду моральное исправление преступника, считая само преступление следствием порочных склонностей. Другие говорят о юридическом исправлении, т.е. «несовершение» лицом новых преступлений.

Таким образом, в этой теории наказание воспринимается как одно из воспитательных средств. При этом предупреждение преступности перестаёт быть задачей уголовного права - наказание в виде воспитательных мер, т.к. данное наказание стремится только исправить человека. Общество нуждается в сдерживающем воздействии наказания, и даже небольшое ослабление репрессии приведёт к серьёзному росту преступности. Поэтому данная теория, по мнению Люблинского П.И., несостоятельна.

Существует также теория лечения, в которой следует доказать, что преступность - это болезнь, поэтому нет необходимости в наказании, но необходимо указать те средства, с помощью которых преступник может быть излечен. Но таких средств ещё меньше, чем средств исправления людей.

«Теория «обезвреживания», «элиминирования», «удаления» преступников, как новейшая форма теории социальной защиты» выдвигалась представителями антропологической школы» Там же. С. 8..

Преступность - нежелательный элемент в обществе, и задача наказания, должна сводиться к тому, чтобы удалить этот элемент из общества, сделать его безвредным. Средствами исполнения данной задачи являлись: смертная казнь, ссылка, лишение свободы, путём заключения в тюрьме.

Теория обезвреживания видит в преступнике опасного человека, поэтому общество нуждается в длительной защите от таких людей. Раз он опасен, то должен быть изъят из общества. Сложное психологическое воздействие заменяется механическим принципом элиминирования. Люблинский П.И. считал, что, воздействуя на преступника, исключатся влияние наказания на людей, не совершивших преступления, т.е. перспектива элиминирования будет оказывать на общество устрашающее влияние. Меры обезвреживания носят отпечаток крайней суровости. Поэтому эта теория по недостаткам соответствует теории устрашения.

Теория общего предупреждения - внимание ни на одного человека, а на эффект карательного воздействия, как предупреждение преступления. Борьба с преступностью рассматривается как исключительная задача наказания.

«Преступление является фактом отрицательным не само по себе, а лишь в отношении к действующему правопорядку» Люблинский П.И., «Новые идеи в правоведении», сборник № 1 «Цели наказания», изд. «Образование», СПБ, 1914. С. 10..

Люблинский П.И. выделяет дегеративную и эволютивную преступность.

Дегеративная преступность разрушает здоровые корни правопорядка, но имеется и положительный эффект - служит показателем обновления происходящего в социальном организме общества.

Эволютивная преступность - разрушает части, пришедшие в негодность.

«Преступность - это только симптом более глубоких социальных изменений, симптом иногда неблагоприятный, иногда наоборот весьма отрадный» Там же. С. 11. .

Люблинский П.И. считал, что более правы представители «классического» направления, возлагая на наказание задачи поддержания моральной правды. Также он считал, что современная преступность (начала 19в.) в отличие от преступности предыдущих столетий «… характеризуется не столько как антигосударственное, сколько как антисоциальное явление. Там же. С. 12. » Потому что момент нарушения авторитета власти ярко выражен лишь в нескольких преступлениях, большинство же преступлений направлены против личности и имущества.

Разбор Люблинским П.И. нескольких теорий наказания показал, что правовая политика не может воспользоваться ни одной из этих теорий, как служебной. Причиной этого, по его мнению, является то, что в основе всех этих теорий наказания лежит какая-либо отдельная цель, которую каждая из этих теорий стремится выяснить по-своему. Но уже априори ясно, что подобная мысль неправильна. Если бы, действительно, наказание было приурочено к осуществлению какой-либо определённой цели, то не нужно было бы тратить столько усилий на то, чтобы обнаружить её, и не было бы столько разногласий в её установлении.

«Научное изучение выливается не в форму учения о целях и средствах, а о причинах и их последствиях. Неправильно приписывать наказанию те или иные цели» Там же. С. 14.. Необходимо выяснить действие наказания в связи с другими явлениями социальной жизни. Изучение этого действия в течение довольно длительного периода эволюции может показать, какие цели наказания обнаруживают тенденцию к развитию, и какие наоборот, к ослаблению и вымиранию. Полученные таким путём выводу могут уже служить теориями пригодными для политики права.

Люблинский П.И. считал, что изучению действия наказания должен предшествовать анализ отдельных случаев применения наказания. Только на почве наблюдения действительности можно ответить на вопрос о целях наказания, а не на почве философских концепций.

«Всякий социальный акт вызывает у окружающих известную подражательную реакцию. Благодаря этому обеспечивается возможность социального влияния, воспитания, распространение идей и т.д.» Люблинский П.И., «Новые идеи в правоведении», сборник № 1 «Цели наказания», изд. «Образование», СПБ, 1914. С. 15..

Как считал Люблинский П.И., нормальным видом социальной реакции является положительная реакция, направленная на воспроизведение в психике и повторении того же акта. Но наблюдается и обратное явление. По отношению к определённым актам нежелательным для общества, в психике окружающих возникают эмоции, направленные на устранение данного примера, сопровождающийся порой бурными психологическими реакциями.

К таким эмоциям Люблинский П.И. относил:

- страх, парализующий вообще активную психическую деятельность;

- отвращение, сопряжённое с желанием освободиться от соответствующего переживания, как негативного для организма;

- негодование и гнев - как эмоции отвращения - стремление уничтожить возмущающий объект;

- презрение - выражающееся в равнодушном отношении к этому акту, т.е. игнорирование.

Сказанное по поводу социально-нежелательных актов находи полное своё применение по отношению к тем деяниям, которые именуются преступными и нежелательными для общества. Эти акты в большей степени вызывают против себя взрыв отталкивающих социальных эмоций, что препятствует заразительному действию создавшегося примера. Подобная психологическая реакция является ценным средством самосохранения общества от вредных последствий и нуждается в поддержке и укреплении.

«Наказание воспринимает в себя такие черты и свойства, которые способствуют развитию в обществе отталкивающих эмоций по адресу учинённого преступления» Там же. С. 17.. Наказание выражается в жестокости по отношению к преступнику, что свою очередь вызывает в обществе страх. Наказание уничтожает личность преступника, лишает его прав, подвергает позору, чтобы вызвать, чтобы вызвать в обществе презрение и отвращение; оно клеймит преступника, изображает его как злодея и врага общества, чтобы вызвать в обществе гнев и негодование. Разрушительная, злостная реакция наказания в отношении преступника вызывает соответствующие чувства в обществе уже в качестве положительного социального акта.

Подобное действие наказания на общественную психологию Люблинский П.И., назвал репрессивным действием наказания. Здесь преступник. Здесь преступник является объектом карательного воздействия не ради его самого, а ради общественного эффекта - карается не сам человек, а его деяние, и кара зависит почти исключительно от тяжести совершенного преступления. Это репрессивное действие наказания несколько приближается к тому, что называется общим предупреждением преступности.

Наряду с репрессивным действием наказания Люблинский П.И. в настоящее работе отмечает правовое действие наказания. Наказывая преступника, государство не только удерживает других граждан от совершения общественно-нежелательных актов, но и подчёркивает в сознании граждан обязательность правовых государственных требований, укрепляет в общем сознании авторитетность официального права.

Оба рассматриваемых вида наказания Люблинский П.И. называл социальной функцией наказания.

«Социальная функция наказания стоит на первом плане и ею в первую очередь определяется формы содержания и формы карательной деятельности» Люблинский П.И., «Новые идеи в правоведении», сборник № 1 «Цели наказания», изд. «Образование», СПБ, 1914. С. 19..

Существует, по мнению Люблинского П.И., ещё и индивидуальная функция наказания, которая в свою очередь распадается на несколько видов:

- эффект не в обществе, а в самой личности подвергаемого наказанию преступника. Объект кары не деяние, а личность преступника. И хотя воздействие на преступника осуществляется в интересах общества, но считается с преступником, как с личностью, обладающей самостоятельной ценностью. Чем выше ценится личность в общественном строе, тем заметнее становится индивидуальная функция наказания.

Воздействуя на волю преступника, укрепляя в ней одни мотивы и ослабляя другие посредством вызова определённой мотивации, т.е. путём воспитательного влияния. Удержания преступника от новых преступлений - специальное предупреждение, т.е. страх.

В этот период времени стали вводиться различные институты смягчения наказания (например: условное освобождение, условное осуждение, смягчение режима отбывания наказания и т.п.). Требования гуманности всё больше сокращают степень кары.

В большей части государств учитывается мотив расчёта - штраф. Наказание опирается на чувство расчёта, т.е. мотив поведения регулируется потерей денег или свободы. Но в общественной жизни имеются люди дефективные, не поддающиеся действию обыкновенных средних мотивов поведения, т.е. это органические пороки - алкоголизм, мании, неврастении и т.д., или недостаток социального воспитания (преступные дети и подростки), социальные пороки (разврат, праздность). По отношению к таким лица стали применять лечебное воздействие, к детям и подросткам - воспитательно-исправительное воздействие в приютах, исправительных тюрьмах. Для лиц с социальными пороками - рабочие дома, колонии-поселения, где они были лишены возможности предаваться порокам.

«Такие меры, рассчитанные на соответственное дополнение наказания, получили в науке название «мер социальной защиты» и носят дополнительный характер» Люблинский П.И., «Новые идеи в правоведении», сборник № 1 «Цели наказания», изд. «Образование», СПБ, 1914. С. 23..

Учёт индивидуального действия наказания, как основного, так и дополнительного составляло в то время и составляет в современном праве основное содержание уголовной политики. Как в определённых условиях применительно к данной личности будет действовать та или иная мера наказания, какова будет её эффективность.

Ещё одна сторона наказания - это действие на потерпевшего - удовлетворение потерпевшего. Но от потерпевшего зависит не только возбуждение уголовного дела (уголовное преследование), но и исполнение или неисполнение наказания.

«Действие наказания в отношении потерпевшего можно назвать примиряющим, т.к. оно успокаивает в нём мотивы мести и примиряет его как с виновным, так и с социальным строем, недостаточно его оградившим от преступления» Там же. С. 25..

Данная теория наказания Люблинского П.И. говорит о действии наказания, а не о его целях.

Предупреждение преступления является не единственной и даже на главной функцией наказания. В основе наказания лежат более высокие правовые и этические начала.

«Полная истина лежит за пределами человеческого достижения» Там же. С. 27..

3. Люблинский П.И. - «Государство и свобода личности»

«Государственная власть не представляет из себя чего-то абсолютно единого. Это сложное сочетание разнородных органов, лишь в совместном сотрудничестве осуществляющих акты государственного властвования» Люблинский П.И., «На смену старого права», сборник статей по вопросам текущей правовой жизни», Петроград, Типо-Литография Руманова, 1915. С. 4..

П.И. Люблинский также говорил о разделении властей на: законодательную, административную (в современном понимании исполнительную) и судебную.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.