на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государства
p align="left">Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как любой орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ. Более того, предназначение Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти как раз и состоит в организации исполнения принимаемых Федераль-ным Собранием РФ законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров России, осуществлении контроля за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти федерации и ее субъектов.

Полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти закреплены в Конституции РФ, где Правительству РФ уделена специ-альная глава из восьми статей (ст. 110--117). Однако ряд полномочий Прави-тельства РФ и норм, регламентирующих его правовое положение, закреп-лены в других главах Конституции (глава 4 "Президент Российской Федерации", глава 5 "Федеральное Собрание"), а также раскрываются в Законах "О Правительстве РФ", "Об обороне", "О безопасности" и др.) и указах Президента РФ.

Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.)27

Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства Российской Федерации28. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации он устанавливает основные правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий:

планирование и организацию работы Правительства РФ (планирование заседаний Правительства РФ, законопроектной деятельности, организацию работы членов Правительства РФ);

порядок внесения и рассмотрения в Правительстве РФ проектов актов Правительства РФ и иных решений;

порядок подготовки и проведения заседаний Правительства РФ и оформления принятых решений;

порядок организации законопроектной деятельности;

особенности подготовки проекта федерального бюджета;

порядок участия Правительства РФ в деятельности Федерального Собрания РФ;

порядок подготовки заключений, поправок и официальных отзывов;

положение и порядок деятельности представителей Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ;

порядок рассмотрения Правительством РФ запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

порядок взаимоотношений Правительства РФ с органами судебной власти;

порядок деятельности представителей Правительства РФ в судах

27 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. ст. 5712

28 Утвержден постановлением Правительства РФ 18 июня 1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 29 марта, 26 октября 1999 г., 25 февраля 2000 г.) Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июля 1998 г., N 27, ст. 3176 общей юрисдикции и арбитражных судах, в Конституционном Суде Российской Федерации;

* положение о Президиуме Правительства РФ, координационных и консультативных органах, образуемых Правительством РФ.

Конституция РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" установил такое правило.

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации устанавливается указами Президента РФ. Впервые после принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации структура федеральных органов исполнительной власти была установлена Указом Президента РФ от 10 января 1994 г.29 Она включала 23 федеральных министерства, а также ряд государственных комитетов, департаментов, служб и агентств.

Система федеральных органов исполнительной власти впервые была определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 117630 и включала министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России) с определением их статуса.

Указом Президента РФ от 6 сентября 1996 г. N 132631 в систему федеральных органов исполнительной власти были введены федеральные комиссии России, а с изданием Указа Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 71032 расширился состав "иных федеральных органов исполнительной власти". К ним было отнесено Управление делами Президента РФ, а в последующем - Главное управление специальных программ Президента РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. С момента

29 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994.№ 3. ст. 190

30 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. ст. 4081

31 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №37. ст. 4264

32 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28. ст. 3422

основания эти федеральные органы исполнительной власти стали подведомственными Президенту РФ.

В настоящее время структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Указ Президента РФ от 17 августа 1999 г. N 1062 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 15 октября, 12 ноября, 6 декабря 1999 г., 10 января, 29 февраля 2000 г.)33

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти -- Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляются Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. Наделенное полномочиями по координации деятельности системы исполнительной власти, правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав руководителей всех органов исполнительной власти, поскольку число таких органов достаточно велико.

33 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999 .№ 34. ст. 4223

Неизбежным поэтому является установление различных статусов и наименований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение или невхождение их руководителей в состав правительства. В ряде стран в целях недопущения произвольного роста числа министерств и других исполнительных органов это число закреплено законом. В Российской Федерации такого законодательного перечня нет. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Конституция РФ устанавливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство РФ. Согласно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства РФ, в состав которого входят Председатель Правительства РФ и его заместители, а также руководители ведущих федеральных министерств (обороны, иностранных дел, внутренних дел, экономики, финансов, юстиции и др.).

Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители также руководят работой правительственных комиссий - координационных органов, образуемых Правительством РФ для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенного круга задач. В свете рассматриваемой темы к числу наиболее значимых из них относятся комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам, по военно-промышленным вопросам, по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Положения российского Правительства в области обороны определяется положениями Конституции РФ (ст.114) о том, что оно является непосредственным организатором и исполнителем государственно-властных решений в системе обеспечения безопасности и обороны. В соответствии с п. «д», ч. 1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ "осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации".

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) уточняет полномочия Правительства РФ как исполнительной власти в области обороны. В статье 20 Закона "Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации" говорится:

"Правительство Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной".

Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г.) в ст. 10 определяет полномочия исполнительных органов власти в системе безопасности.

"Органы исполнительной власти:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности".

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне" определяет полномочия Правительства РФ в области обороны как органа исполнительной власти. Статья 6 Закона закрепляет их следующим образом:

"Правительство Российской Федерации:

осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.