на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государства
p align="left">9) осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

12) определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

13) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

16) организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;

18) утверждает положения о воинском учёте, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе34, а также перечень военно-учетных специальностей;

19) устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

22) устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;

организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;

ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с

34 См.: Положение о военно-врачебной экспертизе (Утверждено постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390, (с изм, и доп. от 22 октября 1998 г.), РГ от 13 мая 1995 г.)

использованием их имущества для нужд обороны;

27) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Россий-ской Федерации и указами Президента Российской Федерации".

Существенную роль в работе Правительства РФ играет его аппарат. Он является рабочим органом Правительства РФ, организующим его деятельность и контролирующим исполнение принятых решений. Через аппарат проходят все документы и обращения в Правительство РФ центральных органов исполнительной власти, по которым в аппарате готовятся доклады Председателю Правительства РФ и его заместителям. Именно здесь готовятся проекты постановлений и распоряжений Прави-тельства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни-тельной власти в стране.

К основным министерствам и ведомствам, напрямую связанным с решением вопросов обороны, руководители которых являются членами Совета Безопасности, можно отнести: Министерство обороны РФ; Министерство иностранных дел РФ (МИД); Министерство внутренних дел РФ (МВД); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ); Службу внешней разведки РФ (СВР); Федеральную пограничную службу РФ (ФПС). Кроме того, такие министерства, как Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ; Министерство по делам федерации и национальностей РФ; Министерство юстиции РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство природных ресурсов РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в процессе своей деятельности отвечают за обеспечение тех или иных аспектов обороны и безопасности.

Важнейшим органом обеспечения обороны и национальной безопасности страны является Министерство обороны РФ. В соответствии с Законом «Об обороне» (1996 г.), оно реализует политику в области строительства вооруженных сил в соответствии с решениями высших органов государственной власти. Важной функцией Министерства обороны РФ является подготовка предложений в проект оборонного бюджета, долгосрочные государственные программы и годовые планы работ в интересах обеспечения обороны, закупки вооружений и военной техники. На Министерство обороны РФ возложены функции обеспечения учебно-материальной базы тех общественных организаций, которые занимаются подготовкой граждан по военно-учетным специальностям. Министерство обороны РФ организует прохождение военной службы и обеспечивает защищенность военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и лиц, уволенных с военной службы. Кроме того, Министерство обороны РФ осуществляет и другие полномочия, предусмотренные соответствующим положением о Министерстве обороны РФ как высшем административном органе управления Вооруженными Силами РФ35. Сердцевиной Министерства обороны РФ является Генеральный штаб. В его функции входит разработка планов применения Вооруженных Сил, мобилизационных планов, планов оперативного оборудования территории, предложений по военной доктрине и строительству вооруженных сил. Генеральный штаб является основным органом оперативного управления войсками и силами флота. Он организует разведывательную деятельность в интересах обороны, мобилизационную подготовку, поддерживает необходимую военную готовность вооруженных сил, организует оперативную подготовку штабов и войск, осуществляет военно-научные исследования оперативно-стратегического характера.

Основным внешнеполитическим органом государственного аппарата России является Министерство иностранных дел РФ, которое осуществляет, как определено в Положении о нем, "Государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями" . Основными задачами МИДа являются:

* разработка общей стратегии внешней политики и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

35 См.: Положение о Министерстве обороны РФ (Утверждено Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, «Вопросы Министерства обороны РФ и Генерального ияаба ВС», Собрание законодательства РФ N 46, 1998, ст. 5652)

36 См.: Указ Президента РФ от 14 марта 1995 г. N 271, «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел РФ» (Собрание законодательства РФ N 12 за 1995 г., ст. 1033)

реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;

координация международных связей субъектов Российской Федерации;

обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;

защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Глава ведомства - министр иностранных дел, а также его заместители, - назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр иностранных дел является одним из главных советников Президента РФ в определении, формулировке и осуществлении внешней политики, членом Совета Безопасности.

По количественному составу сил и средств обороны вторым после Министерства обороны РФ органом системы обороны и безопасности России является Министерство внутренних дел РФ, деятельность которого регламентирована Законом РФ "О милиции"37 и Положением о Министерстве внутренних дел РФ38.

Деятельностью министерства руководит министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Одним из важнейших подразделений

37 См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О Милиции», (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993, 15 июня 1996, 31 марта, 6 декабря 1999), Ведом. Съезда нар. Деп. РСФСР и Верх. Сов. РСФСР от 22 апреля 1991 г. N 16, ст.53

38 См.: Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве Внутренних дел РФ» (с изм. и доп. от 6 сентября 1997, 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998, 1 декабря 1999 г.) РГ от 31 июля 1996 г. N143.

министерства, непосредственно связанным с решением вопросов обеспечения обороны и национальной безопасности, являются внутренние войска. В их задачи входит оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения, охрана государственных объектов, специальных грузов и исправительно-трудовых учреждений, а также участие в территориальной обороне. Командующий внутренними войсками назначается Президентом РФ. Другим важным подразделением МВД РФ является милиция, которая подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местная милиция). Руководство всей милицией Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел.

К органам обороны и обеспечения национальной безопасности относятся также органы, образовавшиеся после реформы Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. К ним относятся; федеральная служба безопасности РФ39, Служба внешней разведки РФ, федеральное агентство по правительственной связи и информации при Президенте РФ и др. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям; контрразведывательная деятельность, разведывательная деятельность; борьба с преступностью.

Контрразведывательная деятельность - деятельность органов ФСБ по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения разведывательной информации о военных и иных угрозах безопасности России.

Кроме того, органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также

39 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.) РГ от 12.04.1995 г.

по выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Федеральную службу безопасности возглавляет директор на правах федерального министра

Контроль за деятельностью ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы, прокуратура в пределах их полномочий, определяемых Конституцией и федеральными законами.

Федеральный закон "О внешней разведке" определил правовое положение и основные задачи Службы внешней разведки как составной части сил обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защипать безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Разведывательная деятельность органов СВР включает в себя добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется органами СВР в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации за пределами ее территории и командированных за границу граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Деятельностью Службы внешней разведки руководит директор, также назначаемый Президентом РФ.

Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, и признаны обеспечить информационную безопасность и потребности обороны во всесторонней информации. Кроме

40 См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке», (РГ от 17 января 1996 г.)

того, в соответствии с ФЗ "О внешней разведке" на них возложено ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года "О федеральных органах правительственной связи и информации" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.)41 на них возложено также и обеспечение высших органов государственной власти России, органов военно-политических руководства и управления достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

Основным в системе федеральных органов правительственной связи и информации является Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). ФАПСИ возглавляет генеральный директор, назначаемый Президентом РФ. Органы правительственной связи и информации обеспечивают информационную безопасность связи на местах, а также сбор и передачу информации экономического характера в интересах государственных органов управления. Одним из крупнейших органов обеспечения национальной безопасности Российской федерации, руководитель которого входит в Совет Безопасности, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Основные задачи Министерства определяются Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

41 См.; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 423

ликвидации последствий стихийных бедствий.42 Это такие задачи как:

разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий;

руководство гражданской обороной страны, войсками гражданской обороны, поисково-спасательной службы России;

обеспечение функционирования системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

руководство работами по ликвидации крупных аварий и катастроф;

- координация работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.

МЧС возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он же руководит войсками гражданской обороны и является первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации по должности.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации, согласно Указа Президента РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики России в сфере охраны государственной границы территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации43. В функции ФПС России, входит, помимо охраны границ Российской Федерации, а также границ государств СНГ на основе двусторонних соглашений, и организации пограничного и иных видов контроля, обеспечение добывания и обработки информации об угрозах военной и иной безопасности России в сфере охраны государственной границы, а также обеспечение проведения дознания органами пограничной службы. ФПС возглавляет директор в ранге федерального министра, который одновременно является главнокомандующим пограничными войсками, членом Совета Безопасности и назначается Президентом РФ.

42 См.: Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (РГ от 5 августа 1999 года).

43 См.: Указ Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232 "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе РФ" (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.) (РГ от 6 апреля 1995 года)

Остальные органы исполнительной власти, участвующие в той или иной степени в решении задач обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации, по направлениям их деятельности можно разделить на несколько групп. Во-первых, это министерства и ведомства, сфера деятельности которых затрагивает проблемы экономической безопасности. К ним относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство РФ по налогам и сборами, Федеральная служба налоговой полиции РФ. В их функции входит подготовка бюджета, в том числе и оборонного, и контроль за его исполнением, координация российского экспорта и импорта, в том числе и экспорта оружия, содействие экономической деятельности российских фирм за рубежом. Ко второй группе можно отнести ведомства, занимающиеся вопросами, непосредственно влияющими на состояние обороноспособности страны, - Министерство РФ по атомной энергии, ФАПСИ, Российское авиационно-космическое агентство. В их компетенции находятся вопросы разработки военной и военно-технической политики государства, политики закупок вооружений, их разработки и производства, создания резервов на случай войны, организация и проведение конверсии. В третью группу входят министерства и ведомства, в функции которых входит решение вопросов обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения. Это Министерство здравоохранения РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. В четвертую группу входят Министерство по делам федерации и национальностей РФ, Министерство труда и социального развития, Министерство юстиции РФ. Эти ведомства решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением социальной политики государства, и таким образом влияют на состояние внутренней безопасности страны.

Таким образом, особенность российской системы исполнительной власти по сравнению с соответствующими зарубежными аналогами состоит в том, что она громоздка и разветвлена по многим функциональным направле-ниям. Для принятия быстрых и нестандартных решений в области обороны и безопасности она предполагает создание ряда уровней межведомственных "смычек", в качестве которых выступают различные межведомственные комиссии при правительстве и главе государства. В этой связи существуют резервы для ее реорганизации и реформирования.

В теоретической и практической деятельности Правительства РФ по организации и осуществлению обороны важно исходить из вполне определенных принципов обеспечения обороны и безопасности. По своей сущности они представляют собой руководящие и наиболее важные право-вые идеи, направленные на реализацию целей обороны и безопасности. По динамике правовой регламентации принципы созвучны и целям обеспечения обороны и подтверждают универсальность категорий "обороны" и "безопасности".

Исходя из сферы правового регулирования и области применения принципа организации и обеспечения обороны и безопасности на две большие группы: первая группа - принципы деятельности Правительства РФ в области обороны внутри страны; вторая группа - принципы, определяющие деятельность Правительства РФ на международной арене.

Каков же их юридический смысл и политико-правовое содержание?

К числу основополагающих принципов первой группы относится принцип разделения властей.

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, предполагает разграничение полномочий в области обороны между высшими органами государственной власти России. Соотношение полномочий высших органов государственной власти, в том числе и в области обороны, во многом определяется принятой в данной стране системой правления. Политическая система РФ находится в процессе становления и в настоящее время наиболее близка к полупрезидентской модели государственной власти, нашедшей свое наибольшее воплощение в конституционном устройстве большинства стран Западной Европы44.

В Конституции РФ и законодательстве Российской Федерации не содержится формулировки о том, что Президент РФ является главой исполнительной власти, но вместе с тем, они предоставляют главе российского государства определенные полномочия по воздействию на

44 Писарев А.Н. Полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации в области обороны. -М., ВУ -1999.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.