p align="left">Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных про-блем развития общества и государства и предотвращение негатив-ных явлений. Государственный механизм действует и развивается не изо-лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей-ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко-номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска-ет воз-можное наделение органов местного самоуправления от-дельными государст-венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи-мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа-цию переданных полномочий. Взаимодействие механизма государства с местным самоуправ-лением способствует расширению демократической базы государ-ственной власти. Реа-лизации конституционного права граждан на участие в управлении государст-венными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественны-ми объединениями граждан - партиями, профсоюзами, общест-вами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договорен-ности между госорганами и объединениями граж-дан приводят в итоге к обще-ственному согласию. Оппозицион-ные действия и политическое давление не-редко порождают кон-фликты. Для гражданского общества и механизма государства ключе-вой пробле-мой является доверие и поддержка населения. Отчуж-дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу-дарственный механизм. Подчас его же-сткие действия и бюрокра-тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло-хие образы» ее институтов. Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы. Неумелые действия должностных лиц и государственных ор-ганов и уч-реждений, плохое владение ситуацией нередко порож-дают скорее «протест-ные», чем позитивные формы политического участия граждан2. Поэтому нужно создавать подлинно демокра-тический стиль отношений между властями и на-селением. Глас-ность, доступность и высокая политико-правовая культура слу-жат средствами решения этой задачи. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109.. Как уже было указано, понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле по-нятие государст-венного аппарата как совокупности всех государ-ственных органов совпадает с определением механизма государ-ства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле-ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас-порядитель-ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма государства. Понятие механизма государства раскрывается через харак-терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов. Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государствен-ных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных за-конах. Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак-тор структуры государственного механизма в соответствующих историче-ских условиях данного государства закреплен в его Кон-ституции. В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста-тье 11 Конституции определено, что госу-дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос-сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос-сийской Федерации - об-разуемые ими органы государственной власти. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу-дарственной власти. В-третьих, между государственным механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции со-временного Российского го-сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен-ных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз-никновение, развитие и со-держание деятельности тех или иных органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство. Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы. Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа-ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи-мыми материальными придатками система государ-ственных ор-ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го-сударства Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 100.. Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих: 1) структурную - совокупность определенных органов; 2) функциональную - совокупность определенных функций, для реали-за-ции которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов; 3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, спосо-бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций; 4) правовую - совокупность определенных правовых норм, опреде-ляю-щих структурную организацию государственных органов, а также их полномо-чия, методы и формы реализации функций государства. Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства. Механизм государства - это система государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56.. Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли-тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе-чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото-рая обеспечивает реальность этой силы. Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко-номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую-щими свойствами. 1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет. 2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друге другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политиче-ской власти, который периодически испытывают государства. 3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномо-чиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. 4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий при-нуждения. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ-ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу-дарственного аппарата. Государственный аппарат - это часть механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы-полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль-ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен-ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйст-венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво-рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Государственный аппарат специально предназначается для осуществле-ния государственной власти, на его структуру и принципы формирования ока-зывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политиче-ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го-сударственного аппарата, появления новых органов государства. В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов: а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов; б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления); в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо-кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения. В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата-торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|