на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства
p align="left">Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных про-блем развития общества и государства и предотвращение негатив-ных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изо-лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей-ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко-номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска-ет воз-можное наделение органов местного самоуправления от-дельными государст-венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи-мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа-цию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма государства с местным самоуправ-лением способствует расширению демократической базы государ-ственной власти. Реа-лизации конституционного права граждан на участие в управлении государст-венными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественны-ми объединениями граждан - партиями, профсоюзами, общест-вами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договорен-ности между госорганами и объединениями граж-дан приводят в итоге к обще-ственному согласию. Оппозицион-ные действия и политическое давление не-редко порождают кон-фликты.

Для гражданского общества и механизма государства ключе-вой пробле-мой является доверие и поддержка населения. Отчуж-дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу-дарственный механизм. Подчас его же-сткие действия и бюрокра-тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло-хие образы» ее институтов.

Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы.

Неумелые действия должностных лиц и государственных ор-ганов и уч-реждений, плохое владение ситуацией нередко порож-дают скорее «протест-ные», чем позитивные формы политического участия граждан2. Поэтому нужно создавать подлинно демокра-тический стиль отношений между властями и на-селением. Глас-ность, доступность и высокая политико-правовая культура слу-жат средствами решения этой задачи.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109..

Как уже было указано, понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле по-нятие государст-венного аппарата как совокупности всех государ-ственных органов совпадает с определением механизма государ-ства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле-ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас-порядитель-ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через харак-терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государствен-ных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных за-конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак-тор структуры государственного механизма в соответствующих историче-ских условиях данного государства закреплен в его Кон-ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста-тье 11 Конституции определено, что госу-дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос-сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос-сийской Федерации - об-разуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу-дарственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции со-временного Российского го-сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен-ных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз-никновение, развитие и со-держание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа-ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи-мыми материальными придатками система государ-ственных ор-ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го-сударства Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 100..

Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:

1) структурную - совокупность определенных органов;

2) функциональную - совокупность определенных функций, для реали-за-ции которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов;

3) инструментальную - совокупность определенных полномочий, спосо-бов, методов, приемов и средств реализации указанных функций;

4) правовую - совокупность определенных правовых норм, опреде-ляю-щих структурную организацию государственных органов, а также их полномо-чия, методы и формы реализации функций государства.

Все эти составляющие находятся во взаимной связи и взаимной зави-си-мости. Они-то в целом и составляют механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов с их пол-номочиями, формами и методами воздействия на общественные процес-сы, а также способами реализации задач и функций государства Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 56..

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую поли-тические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспе-чивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, кото-рая обеспечивает реальность этой силы.

Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние эко-номического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения. Механизм государства обладает следую-щими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем или почти только тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друге другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политиче-ской власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномо-чиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий при-нуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государ-ства и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре госу-дарственного аппарата.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представ-ляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по вы-полнению функций государства в различных сферах: экономической, социаль-ной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государствен-ные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйст-венной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетво-рения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществле-ния государственной власти, на его структуру и принципы формирования ока-зывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политиче-ского, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования го-сударственного аппарата, появления новых органов государства.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («бло-ками») органов:

а) органы законодательной власти - то есть «первичные», органы госу-дарственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) - исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оператив-ную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабиль-ность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Общей чертой механизма эксплуататорского государства является высо-кая степень бюрократической централизации, преобладание административно-полицейского, судебного и военного аппарата, что объясняется его важным значением в реализации методов прямого принуждения (насилия) над основной массой населения.

В.И. Ленин, сравнивая государственные аппараты государств эксплуата-торских типов, отмечал, что механизм рабовладельческих государств был тех-нически слабым, он не идет ни в какое сравнение с механизмом современного государства Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 66.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.