на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства
p align="left">Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес-кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво-ляют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организаци-онно и хозяйственно обособ-ленная часть государственного механизма, состоя-щая из государ-ственных служащих, наделенная государственно-властными пол-номочиями и необходимыми материальными средствами для осу-ществле-ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит вслед-ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и про-чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос-лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ-ственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста-ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис-ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 67..

Разносторонность и многосложность деятельности государст-венного ме-ханизма обусловливает значительное число его Орга-нов. По различным научно обоснованным критериям они класси-фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят-ся к фе-деральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме-ханизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза-имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 С. 98.

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен-ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис-сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен-ность перед представительными органами государственной власти - съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще-ствовала практика привлечения к кол-лективной судебной ответственности ра-ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол-нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре-вращением их в "высшие исполнительно-распоряди-тельные органы" (по Кон-ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра-вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель-ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от-носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас-нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88..

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96..

4. Структура государственного аппарата

современного российского государства

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст-венного механизма.

Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего сис-темного анализа, основу которого составляет иссле-дование категорий струк-туры и функций в их органической вза-имосвязи. В соответствии с этим струк-тура механизма государст-ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель-ностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современ-ного Россий-ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов и их сис-темных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го-судар-ственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе-ния властей структурные подразделения государственного меха-низма и учитывая выпол-няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ-ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под-системы) органов, образующих механизм современного Российского госу-дар-ства.

4.1. Президент Российской Федерации

С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти-туции РФ Прези-дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо-средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль-ной Конституции, прав и свобод человека и граждани-на. В установленном Ос-новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий-ской Федерации, ее незави-симости и государственной целостности, обеспечи-вает согласо-ванное функционирование и взаимодействие органов государст-венной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федераль-ными зако-нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу-дарства. Он как глава государства пред-ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от-ношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Воору-женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по-ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези-дент осуществляет руководство Воо-руженными Силами Россий-ской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред-седателя Правительства и дру-гих высших должностных лиц госу-дарства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все-общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу-цией соответствующей республикиТеория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 105..

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи-тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче-ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре-зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен-ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но-мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления - суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два обстоятельства;

1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент-ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар-ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес-публики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе-ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво-их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен-ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за-висит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти-туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше-ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из-мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу-ции в этом перечне отсутствует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.