p align="left">Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес-кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво-ляют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организаци-онно и хозяйственно обособ-ленная часть государственного механизма, состоя-щая из государ-ственных служащих, наделенная государственно-властными пол-номочиями и необходимыми материальными средствами для осу-ществле-ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. Разделение труда между государственными органами происходит вслед-ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и про-чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос-лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ-ственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста-ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис-ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 67.. Разносторонность и многосложность деятельности государст-венного ме-ханизма обусловливает значительное число его Орга-нов. По различным научно обоснованным критериям они класси-фицируются на соответствующие виды. Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения властей государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве государственные органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят-ся к фе-деральным органам. По длительности действия государственные органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме-ханизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза-имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 С. 98. В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65. Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен-ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис-сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен-ность перед представительными органами государственной власти - съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще-ствовала практика привлечения к кол-лективной судебной ответственности ра-ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол-нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре-вращением их в "высшие исполнительно-распоряди-тельные органы" (по Кон-ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра-вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель-ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от-носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас-нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов. Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88.. Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96.. 4. Структура государственного аппарата современного российского государства Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст-венного механизма. Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего сис-темного анализа, основу которого составляет иссле-дование категорий струк-туры и функций в их органической вза-имосвязи. В соответствии с этим струк-тура механизма государст-ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель-ностью по выполнению государственных функций. Структурно-функциональный анализ механизма современ-ного Россий-ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов и их сис-темных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го-судар-ственными функциями (функциональный подход). Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе-ния властей структурные подразделения государственного меха-низма и учитывая выпол-няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ-ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под-системы) органов, образующих механизм современного Российского госу-дар-ства. 4.1. Президент Российской Федерации С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти-туции РФ Прези-дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо-средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти. Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль-ной Конституции, прав и свобод человека и граждани-на. В установленном Ос-новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий-ской Федерации, ее незави-симости и государственной целостности, обеспечи-вает согласо-ванное функционирование и взаимодействие органов государст-венной власти. Президент России в соответствии с Конституцией и федераль-ными зако-нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу-дарства. Он как глава государства пред-ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от-ношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Воору-женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по-ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези-дент осуществляет руководство Воо-руженными Силами Россий-ской Федерации. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред-седателя Правительства и дру-гих высших должностных лиц госу-дарства). Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все-общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу-цией соответствующей республикиТеория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 105.. Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи-тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче-ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре-зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен-ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль. Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но-мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления - суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки. Этот вывод обусловливают два обстоятельства; 1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент-ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар-ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес-публики, но нет ни одного признака парламентской. 2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе-ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво-их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен-ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за-висит от президента, который лично назначает судей, и др. Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти-туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше-ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из-мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу-ции в этом перечне отсутствует.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|