p align="left">Исходя из приведенных классификаций, в систему действую-щих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, приня-тые ООН. I. Акты общего характера: -- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); -- Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах (1966 г.); -- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.); -- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискри-минации (1963 г.); -- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискри-минации на основе религии или убеждений (1981 г.); -- Декларация прав ребенка (1959 г.); -- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); -- Декларация о правах инвалидов (1975 г.) См.: Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989.. II. Специализированные акты: -- Минимальные стандартные правила обращения с заключенны-ми (1955 г.); -- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и на-казания (1975 г.); -- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); -- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию право-порядка (1979 г.); -- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работни-ков здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.); -- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); -- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся от-правления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); -- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.); -- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.); -- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, ли-шенных свободы (1990 г.); -- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступ-ности среди несовершеннолетних ( Эр-Риядекие руководящие прин-ципы) (1990 г.). Анализ приведенных международных актов показывает, что дей-ствие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкрет-ных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.3. Основное содержание международных стандартов обраще-ния с осужденными к мерам, несвязанным с лишением свободы. Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредо-точена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержа-ние, исходя из данного международного акта. Цель стандартов рассматриваемой группы -- содействие рацио-нальному использованию мер, не связанных с тюремным заключени-ем, как альтернативы лишению свободы. В процессе применения стандартов государствам -- членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обес-печить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопас-ности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобы гибко реаги-ровать на характер и степень тяжести преступления, личность и ин-тересы общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер. Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не свя-занных с тюремным заключением: -- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение; -- условное освобождение от ответственности; -- поражение в гражданских правах; -- экономические санкции и денежные наказания, такие как ра-зовые и поденные штрафы; -- конфискация или постановление о лишении права собствен-ности на имущество; -- возвращение имущества жертве или постановление о компен-сации; -- условное наказание или наказание с отсрочкой; -- условное освобождение из заключения и судебный надзор; -- постановление о выполнении общественно полезных работ; -- направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием; -- домашний арест; -- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным за-ключением; -- сочетание перечисленных выше мер. В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск и по-мещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) ос-вобождение в связи с работой или учебой; 3) различные формы ос-вобождения под честное слово; 4) сокращение срока; 5) помилование. Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной дея-тельности. Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. , В рамках применяемых мер должны использоваться различные ме-тоды, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, про-граммы по месту жительства, особое обращение с различными кате-гориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии лич-ности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценнос-тей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться обще-ственность и система общественной поддержки. При Нарушении условий отбывания назначенной меры, не свя-занной с тюремным заключением, она может быть изменена или от-менена. Такое решение принимается только после тщательного ис-следования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не свя-занной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы. Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественнос-ти в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассмат-ривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содейст-вующие осознанию общественностью необходимости участия в реали-зации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует под-готовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи. Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять про-граммы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемле-мую часть планирования национальной системы уголовного право-судия. 4. Основное содержание международных стандартов обраще-ния с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Оста-новимся на содержании их основных положений См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заклю-ченными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань, 1994.. Основные положения рассматриваемых стандартов можно разде-лить напять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лише-ния свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы. Родовая и видовая классификация представляют собой разделе-ние осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание бла-гоприятных условий для достижения целей уголовного наказания. Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе. Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве. Основные рекомендации-стандарты по организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем: -- в качестве критериев классификации предлагается использо-вать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно), возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступни-ков), предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые), юридические причины осуждения и предпи-санное обращение с заключенными (неосужденные содержатся от-дельно от осужденных и т.д.); -- система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдель-ном учреждении или отдельной секции одного учреждения; -- цели классификации -- отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужден-ных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе; -- в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разраба-тывать различные методы обращения с разными категориями осуж-денных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией. Из анализа приведенных рекомендаций видно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход к родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому го-сударству на основе предложенной выше стратегии предстоит само-стоятельно разрабатывать и усовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов. Организация микросоциальных условий отбывания наказания -- объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенци-арном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране. Микросоциальные условия могут выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для при-менения различных средств воздействия (режима, труда, воспита-тельной работы), либо, напротив, вести к деградации личности, вы-зывать озлобление, создавая почву для внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения. Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказа-ния состоит из шести подгрупп, определяющих требования к орга-низации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены; 3) одежды и спальных принадлежностей; 4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания. Стандарты жилых помещений для осужденных предусматривают: -- если имеется возможность, помещать каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату; -- если такой возможности нет, то перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещен-ными осужденными ночью постоянный надзор; -- в помещениях, где живут и работают осужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступ свежего воз-духа и можно было читать и работать при дневном (либо искусст-венном) освещении без опасности для зрения; -- санитарные установки должны быть достаточны, чтобы удов-летворить естественные потребности в условиях чистоты и пристой-ности; -- количество банных установок и душей должно быть достаточ-но, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия общей гигиены с учетом географического района и времени года; -- все помещения, которыми пользуются осужденные, должны со-держаться в строгой чистоте. Требования стандартов относительно личной гигиены состоят в следующем:
Страницы: 1, 2, 3
|