Милиция как система органов исполнительной власти
42 ПЛАН - ВВЕДЕНИЕ 3
- ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
- ГЛАВА II. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 10
- §1. Различаются по организационно-правовым формам 10
- §2. По характеру компетенции 13
- §3. По порядку разрешения подведомственных вопросов 13
- ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 16
- ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ 19
- §1. Милиция в Российской Федерации 19
- §2. Задачи органов милиции 25
- §3. Принципы деятельности милиции 30
- §4. Правовая основа деятельности милиции 31
- ГЛАВА IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 35
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления. Можно считать, что основными исполнительно-распоря-дительными органами государства, выполняющими обеспечи-тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест-ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет и будет иметь в будущем существенное значе-ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо-ны-- объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле-вой подсистемы органов государственного управления и одно-временно правоохранительного органа. Из выше сказанного нам стало ясно, что на ряду с органами государственной власти, в том числе и исполнительные, органы внутренних дел Российской Федерации занимают одно из важнейших мест в системе органов государственной власти в Российской Федерации. В ходе курсовой работы мы постараемся рассмотреть милицию как один из органов исполнительной власти, а также разберём полномочия органов исполнительной власти в подразделениях ОВД. Из выше поставленной цели вытекают следующие конкретные задачи: Ш Разобрать понятий, виды и систему органов исполнительной власти в Российской Федерации; Ш Рассмотреть органы Внутренних дел как систему органов исполнительной власти. Ш Сделать обобщающий вывод по рассмотренной теме. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнитель-ной власти, в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномо-чий в системе исполнительной власти РФ заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устрой-ство Российского государства. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграни-чении предметов ведения и полномочий между органами государ-ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов РФ (ст. 5 Кон-ституции РФ) Конституция РФ - М.: «НОРМА»., - 2002г., - С. 12.. Система органов исполнительной власти в РФ строится и фун-кционирует на основе принципов федерализма, сочетания центра-лизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции РФ. Принцип федерализма в системе органов исполнительной вла-сти обусловлен государственным устройством России. В структур-ном плане он проявляется в том, что в общую систему этих орга-нов входят: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ -- республик. краев, областей, городов федерального значения, автономной обла-сти, автономных округов. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совме-стного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполни-тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ об-разуют единую систему исполнительной власти в Российской Фе-дерации (ст. 77 Конституции РФ). Вместе с тем федеральные орга-ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек-тов РФ в силу особенностей, присущих статусу РФ и ее субъектов. представляют собой относительно самостоятельные системы. В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предме-тов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов ор-ганов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концеп-ция сводится к тому, что законные акты федеральных органов ис-полнительной власти обязательны для аналогичных органов субъек-тов РФ; законные акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаи-моотношений между федеральными органами исполнительной вла-сти и органами исполнительной власти субъектов РФ становятся административные договоры, соглашения. Они признаются в каче-стве элемента механизма реализации принципа федерализма преж-де всего в сфере функционирования исполнительной власти. Феде-ральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуще-ствление части своих полномочий, если это не противоречит Консти-туции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы испол-нительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществле-ние части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ). Конституция РФ - М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС -2000г., - С. 48. Передача оформляется соглашением, заключаемым в соответ-ствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации'". В нем определены стороны, предмет, срок действия, ответственность за нарушение, процедура подготовки, подписания, введения в действие соглашения. Принцип сочетания централизации и децентрализации тес-но связан с принципом федерализма, но не тождествен ему. Не тож-дествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функцио-нирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с орга-нами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осу-ществление исполнительной власти может сосредоточиваться в ру-ках федеральных органов и органов субъектов РФ в пределах, оп-ределенных законодательством. В последнем случае соотношение цен-трализации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.).. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсут-ствует "расщепление" предметов ведения и полномочий по верти-кали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализа-ции предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обрета-ют высокую степень независимости от властных полномочий выше-стоящих органов исполнительной власти. Административное право РФ: уч. -М.: ИКД «Зерцало-М»., 2002г., - С. 58. Особой разновидностью децентрализации является делегиро-вание органом исполнительной власти части своих полномочий под-чиненному органу в целях удобства управления на основе прибли-жения его к объектам. Например, федеральными органами испол-нительной власти создаваемым ими территориальным органам- В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентра-ции полномочий, передачи их от вышестоящего к нижестоящему органу. На осуществление деконцентрированных полномочий может серьезным образом влиять вышестоящий орган. Создание подобных органов способно служить организационно-правовым средством ре-шения общефедеральных и территориальных задач на основе сме-щения тяжести управления с центра на места, а также усиления взаимодействия между субъектами РФ. Целесообразность взаимо-действия между названными органами может возникнуть при осу-ществлении полномочий как по предметам ведения РФ, так и ее совместного ведения с субъектами РФ Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 53.. Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в мно-гообразии. Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблю-дать Конституцию РФ и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов РФ. Одним из важных аспектов принципа законности является обя-зательность строгого соблюдения положений Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъек-тов. Они сформулированы в ст. 76. В частности, законы и иные нор-мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и норма-тивным правовым актом РФ, изданным вне пределов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. - М.: Изд. БЕК, 1996. - С. 289 Систему федеральных органов исполнительной власти в зави-симости от их организационно-правовых форм можно определить лишь на основе совокупности правовых актов: Конституции РФ, указов Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О системе федераль-ных органов исполнительной власти"1, от 17 мая 2000 г. "О струк-туре органов исполнительной власти". Ее образуют: а) Правительство РФ; б) федеральные министерства; в) государственные комитеты РФ; г) федеральные комиссии России; д) федеральные службы России; е) российские агентства; ж) федеральные надзоры; з) иные федеральные органы исполнительной власти Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 13.. Система органов исполнительной власти субъектов РФ в общем виде определена Федеральным законом от б октября 1999 г. "Об об-щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Ее образуют: а) высший орган исполнительной власти субъекта РФ; б) иные органы исполнительной власти субъекта РФ. Их фор-мы определяются самими субъектами Российской Федерации. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 116 ГЛАВА II. ВИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, орга-низационных форм, характера компетенции, порядка решения под-ведомственных вопросов. В соответствии с федеративным государственным устрой-ством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Пе-тербург), автономной области и автономных округов. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - С. 120
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|