p align="left">- забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз-витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению; - борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги-вающей людей, и с организованной, которая во многом опре-деляет экономические процессы в стране; - последовательное и поступательное преодоление корруп-ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра-щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина-лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь-ко бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бес-честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор-ганов внутренних дел и внутренних войск достойный и доста-точный уровень жизни; - существенное повышение престижа (авторитета) орга-нов и войск системы МВД в общественном мнении. ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ §1. Милиция в Российской Федерации Милиция в Российской Федерации - система государст-венных органов исполнительной власти, призванных защи-щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен-ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных на-стоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.).. Милиция является компонентом системы органов исполни-тельной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уго-ловной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морально-го характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правона-рушением или преступлением и пресекавший его, задержи-вавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует - нельзя возложить на гра-ждан обязанность пресекать правонарушения и преступления - это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в слу-чае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного по-рядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей. Итак, именно на милицию законодатель возложил выпол-нение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогич-ные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указан-ных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение дея-тельность различных общественных и профессиональных орга-низаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Имен-но милиция находится на первой линии борьбы с правонаруше-ниями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую от-ветственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это - профилак-тика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установлен-ных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (админи-стративной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положе-ния ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской служ-бы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 297. . Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В со-временных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же - охрана личных, обществен-ных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Воору-женных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и цело-стности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению "внутреннего" порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Воо-руженных Сил вместо сил МВД - внутренних войск и милиции - является неконституционным. Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает ав-тономность милиции в пределах своей компетенции. Неиспол-нение законных требований сотрудника милиции, неподчине-ние ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную зако-ном ответственность. С другой стороны, могут быть сущест-венно ограничены полномочия и правовые возможности раз-личных органов и организаций в плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции са-ми делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 108.. Для достижения поставленных задач милиция от имени го-сударства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается на-стоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). Милиция - это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Воо-руженных Сил. Вооруженность милиции является необходи-мым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначе-нием определяется степень "насыщенности" милиции различ-ными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и воз-можность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсю-да вытекает и другое правило - использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о по-сторонних гражданах. Признак вооруженности милиции от имени государства по-зволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего соб-ственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функ-ций государственных и негосударственных органов недопус-тимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию . Вообще, следует иметь в виду, что милиция - отнюдь не слабо-сильная организация и выполнение поставленных перед ней за-дач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необхо-димость применения тех или иных средств силового принужде-ния и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сло-жившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых преде-лов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплинарной, и даже к уголовной от-ветственности (например, за превышение должностных полно-мочий - ст.286 УК РФ). В компетенцию милиции входит обеспечение безопасности личности во всех ее аспектах (см. комментарий к ст.2). Важно отметить, что впервые в законодательстве о милиции на первый план выдвигаются именно интересы личности, гражда-нина во всем их проявлении в противовес существовавшему " Здесь имеются в виду прежде всего различные охранные и детек-тивные структуры, а также объединения с функциями охраны право-порядка (дружины и пр.). См., например, Закон РФ "О частной детек-тивной и охранной деятельности" от П марта 1992г. Общественная или даже профессиональная деятельность в сфере охраны правопо-рядка может быть полезна, но милицию она все равно не заменит. Отсюда и различия в правовом статусе долгое время представлению о приоритете государственных начал и ценностей над общечеловеческими, а тем более над ча-стными. Это полностью соответствует набирающему силу убе-ждению о действительной системе общественных ценностей, главной из которых является человек. Тем самым, хоть и кос-венно, дается ответ на известный (и принципиальный!) вопрос: кто для кого? Государство для человека или, наоборот, человек (гражданин) для государства? Последнее мы уже проходили в течение по крайней мере семидесяти лет и очень бы не хоте-лось повторять эти уроки. Намечающаяся тенденция, безуслов-но, демократическая и перспективная. С ней в немалой степени связано и отношение членов общества к представителям право-охранительных органов (их авторитет). С другой стороны от-крывается возможность содействия рядовых граждан в деле ук-репления законности и правопорядка. В конечном счете речь идет об установлении обоюдной связи гражданин - государст-во. В данном случае это реализуется в лице полномочных со-трудников милиции, во взаимном уважении гражданина и представителя закона, в соблюдении прав и законных интере-сов с обеих сторон. Гражданин в этой системе является полно-ценным ее участником, полноправным субъектом складываю-щихся отношений. Только на такой основе (но в более широком плане) может нормально функционировать государственный механизм демократического общества и государства. 6. В настоящее время милиция входит в систему Министер-ства внутренних дел РФ, хотя появление и развитие мили-ции общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает в этой ее части двойное подчинение: по вер-тикали - МВД РФ, по горизонтали - соответствующим ор-ганам местной власти и управления. Представляется, что такая в целом положительная тенденция должна быть со-хранена и развита. В этом смысле может быть использован известный в ряде государств положительный опыт органи-зации системы правоохранительных органов с четким раз-граничением компетенции центральной и местных ее со-ставляющих, в том числе и по территориальному принципу. России, как федеративному государству, наиболее интере-сен в этом отношении опыт США и Германии (см. коммен-тарий к ст.7-9 настоящего Закона) Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 67.. Развивая тенденцию к укреплению местного самоуправления, следует четко определить круг соответственно федеральных, ре-гиональных и местных интересов в сфере правоохранения, в том числе поддержания общественного порядка, с тем чтобы закре-пить правосубъектность различных органов и служб по террито-риальному и родовому (характер совершенного правонаруше-ния) признакам. Сюда же войдет и ведомственное разграничение компетенции различных подразделений и служб МВД. Сделать это, конечно, следует с учетом сложившихся национальных, а также административно-территориальных границ. Представля-ются возможными два пути: либо разработать и принять на фе-деральном уровне соответствующее законодательство, либо раз-работать и заключить необходимые соглашения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также в случа-ях необходимости непосредственно между самими субъектами. Последний вариант представляется менее желательным как под-рывающий необходимую властную вертикаль. Однако в любом случае давно назрела необходимость прямого и однозначного решения относительно органов правоохраны, их должностных лиц, в плане правомочности действий на "чужой" территории с разграничением правосубъектности федеральных органов и пра-воохранительных органов республик - субъектов Федерации. 7. Характерно, что указание на то, что милиция действует "в пре-делах, установленных настоящим Законом и другими федераль-ными законами" (последняя редакция ст. 1 Закона) включено уже в статью 1 комментируемого Закона, что сразу позволяет опре-делить и функциональное предназначение, и цели деятельности, и пределы полномочий органов милиции. В дальнейшем прин-цип законности деятельности милиции получает более подроб-ное развитие (см. комментарий к ст.З настоящего Закона).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|