на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Милиция как система органов исполнительной власти
p align="left">- забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз-витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;

- борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги-вающей людей, и с организованной, которая во многом опре-деляет экономические процессы в стране;

- последовательное и поступательное преодоление корруп-ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра-щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина-лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь-ко бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бес-честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор-ганов внутренних дел и внутренних войск достойный и доста-точный уровень жизни;

- существенное повышение престижа (авторитета) орга-нов и войск системы МВД в общественном мнении.

ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

§1. Милиция в Российской Федерации

Милиция в Российской Федерации - система государст-венных органов исполнительной власти, призванных защи-щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен-ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных на-стоящим Законом и другими федеральными законами.

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)..

Милиция является компонентом системы органов исполни-тельной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уго-ловной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морально-го характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правона-рушением или преступлением и пресекавший его, задержи-вавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует - нельзя возложить на гра-ждан обязанность пресекать правонарушения и преступления - это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в слу-чае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного по-рядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей.

Итак, именно на милицию законодатель возложил выпол-нение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогич-ные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указан-ных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение дея-тельность различных общественных и профессиональных орга-низаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Имен-но милиция находится на первой линии борьбы с правонаруше-ниями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую от-ветственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это - профилак-тика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установлен-ных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (админи-стративной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положе-ния ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской служ-бы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной Комментарий к закону «О милиции». / Под ред. А.А. Яблокова. - М. - 2003. - С. 297. .

Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В со-временных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же - охрана личных, обществен-ных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Воору-женных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и цело-стности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению "внутреннего" порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Воо-руженных Сил вместо сил МВД - внутренних войск и милиции - является неконституционным.

Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает ав-тономность милиции в пределах своей компетенции. Неиспол-нение законных требований сотрудника милиции, неподчине-ние ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную зако-ном ответственность. С другой стороны, могут быть сущест-венно ограничены полномочия и правовые возможности раз-личных органов и организаций в плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции са-ми делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 108..

Для достижения поставленных задач милиция от имени го-сударства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается на-стоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона).

Милиция - это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Воо-руженных Сил. Вооруженность милиции является необходи-мым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначе-нием определяется степень "насыщенности" милиции различ-ными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и воз-можность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсю-да вытекает и другое правило - использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о по-сторонних гражданах.

Признак вооруженности милиции от имени государства по-зволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего соб-ственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функ-ций государственных и негосударственных органов недопус-тимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию . Вообще, следует иметь в виду, что милиция - отнюдь не слабо-сильная организация и выполнение поставленных перед ней за-дач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необхо-димость применения тех или иных средств силового принужде-ния и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сло-жившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых преде-лов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплинарной, и даже к уголовной от-ветственности (например, за превышение должностных полно-мочий - ст.286 УК РФ).

В компетенцию милиции входит обеспечение безопасности личности во всех ее аспектах (см. комментарий к ст.2). Важно отметить, что впервые в законодательстве о милиции на первый план выдвигаются именно интересы личности, гражда-нина во всем их проявлении в противовес существовавшему

" Здесь имеются в виду прежде всего различные охранные и детек-тивные структуры, а также объединения с функциями охраны право-порядка (дружины и пр.). См., например, Закон РФ "О частной детек-тивной и охранной деятельности" от П марта 1992г. Общественная или даже профессиональная деятельность в сфере охраны правопо-рядка может быть полезна, но милицию она все равно не заменит. Отсюда и различия в правовом статусе долгое время представлению о приоритете государственных начал и ценностей над общечеловеческими, а тем более над ча-стными. Это полностью соответствует набирающему силу убе-ждению о действительной системе общественных ценностей, главной из которых является человек. Тем самым, хоть и кос-венно, дается ответ на известный (и принципиальный!) вопрос: кто для кого? Государство для человека или, наоборот, человек (гражданин) для государства? Последнее мы уже проходили в течение по крайней мере семидесяти лет и очень бы не хоте-лось повторять эти уроки. Намечающаяся тенденция, безуслов-но, демократическая и перспективная. С ней в немалой степени связано и отношение членов общества к представителям право-охранительных органов (их авторитет). С другой стороны от-крывается возможность содействия рядовых граждан в деле ук-репления законности и правопорядка. В конечном счете речь идет об установлении обоюдной связи гражданин - государст-во. В данном случае это реализуется в лице полномочных со-трудников милиции, во взаимном уважении гражданина и представителя закона, в соблюдении прав и законных интере-сов с обеих сторон. Гражданин в этой системе является полно-ценным ее участником, полноправным субъектом складываю-щихся отношений. Только на такой основе (но в более широком плане) может нормально функционировать государственный механизм демократического общества и государства. 6. В настоящее время милиция входит в систему Министер-ства внутренних дел РФ, хотя появление и развитие мили-ции общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает в этой ее части двойное подчинение: по вер-тикали - МВД РФ, по горизонтали - соответствующим ор-ганам местной власти и управления. Представляется, что такая в целом положительная тенденция должна быть со-хранена и развита. В этом смысле может быть использован известный в ряде государств положительный опыт органи-зации системы правоохранительных органов с четким раз-граничением компетенции центральной и местных ее со-ставляющих, в том числе и по территориальному принципу. России, как федеративному государству, наиболее интере-сен в этом отношении опыт США и Германии (см. коммен-тарий к ст.7-9 настоящего Закона) Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации Учебник, - М., Изд. ТЕИС, 2002г. - С. 67..

Развивая тенденцию к укреплению местного самоуправления, следует четко определить круг соответственно федеральных, ре-гиональных и местных интересов в сфере правоохранения, в том числе поддержания общественного порядка, с тем чтобы закре-пить правосубъектность различных органов и служб по террито-риальному и родовому (характер совершенного правонаруше-ния) признакам. Сюда же войдет и ведомственное разграничение компетенции различных подразделений и служб МВД. Сделать это, конечно, следует с учетом сложившихся национальных, а также административно-территориальных границ. Представля-ются возможными два пути: либо разработать и принять на фе-деральном уровне соответствующее законодательство, либо раз-работать и заключить необходимые соглашения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также в случа-ях необходимости непосредственно между самими субъектами. Последний вариант представляется менее желательным как под-рывающий необходимую властную вертикаль. Однако в любом случае давно назрела необходимость прямого и однозначного решения относительно органов правоохраны, их должностных лиц, в плане правомочности действий на "чужой" территории с разграничением правосубъектности федеральных органов и пра-воохранительных органов республик - субъектов Федерации. 7. Характерно, что указание на то, что милиция действует "в пре-делах, установленных настоящим Законом и другими федераль-ными законами" (последняя редакция ст. 1 Закона) включено уже в статью 1 комментируемого Закона, что сразу позволяет опре-делить и функциональное предназначение, и цели деятельности, и пределы полномочий органов милиции. В дальнейшем прин-цип законности деятельности милиции получает более подроб-ное развитие (см. комментарий к ст.З настоящего Закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.