Мониторинг муниципального развития
4 Курсовая работа Мониторинг муниципального развития Содержание Введение 1. Теоретические аспекты мониторинга муниципального развития 1.1 Основные понятия и сущность мониторинга 1.2 Виды мониторинга 1.3 Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования 2. Реализация функций мониторинга муниципального развития 2.1 Системы критериев, показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципального образования 2.2 Анализ социально-экономического развития муниципального образования 2.3 Анализ программы “социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года” Заключение Список использованных источников Введение Анализ состояния муниципального управления в России выявляет противоречия между информационными потребностями органов управления и возможностями действующих систем их информационного обеспечения. Прогнозно-аналитическая информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации. Растущую потребность в информации о муниципальных образованиях испытывают и различные организации, интересы которых так или иначе связаны с муниципальной проблематикой. К их числу относятся ведомства, занимающиеся разработкой государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские, образовательные, общественные организации, выполняющие широкий спектр работ по муниципальной проблематике - от разработки методологии до практического содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне. Вместе с тем трансформация системы российской государственной статистики привела к тому, что сегодняшнее состояние муниципальной статистики далеко не удовлетворяет возрастающих потребностей в ней как в количественном, так и в качественном отношении. Данная тема является актуальной, так как современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного развития муниципального образования. Цель данной курсовой работы: раскрытие основных понятий мониторинга и проанализировать программы социально-экономического развития муниципального образования. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: раскрыть основные понятия и сущность мониторинга, исследовать анализ программы «социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года», исследовать анализ социально-экономического развития муниципального образования. Объектом курсовой работы является муниципальное образование. Предмет исследования: мониторинг развития муниципального образования. При написании курсовой работы использовались следующие авторы: О.С. Виханский, В. Рохчин, О. Вильгинская, Курсовая работа написана на 46 листах машинописного текста, состоит из введения,6 вопросов, заключения и списка использованных источников. 1. Теоретические аспекты мониторинга муниципального развития 1.1 Основные понятия и сущность мониторинга Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким - либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Основная сфера практического применения мониторинга - это информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности. Мониторинг является одной из компонент контроллинга. Мониторинг представляет собой сложное и неоднозначное явление, он используется в различных сферах и с различными целями, но, при этом, обладает общими характеристиками и свойствами. Вместе с тем, степень изученности и интенсивность использования его в разных сферах деятельности неравнозначны. Наибольшее развитие теория и практика использования мониторинга получили в социологии и экологии.[9] Можно говорить об определенном уровне зрелости в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере экономики. Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне. Важность мониторинга определяется тем, какие он должен выполнять функции, к которым отнесем следующие: · наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов); · определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных; · проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения; · предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями; · позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические. [17] Чтобы мониторинг действительно мог оказывать существенную помощь руководству организации, необходимо формирование его системы на основе научно разработанной методологии и практико-ориентированных методик. Разработка мониторинга невозможна без четкого определения показателей (индикаторов) изучаемой системы, в данном случае - муниципального образования. Понятие показателя используется достаточно широко в различных областях. В данной работе под показателем понимается обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. В социологии под показателями и индикаторами понимается доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, т.е. эти два понятия используются как синонимы. При этом целесообразно их разделение. Показатели это такие характеристики объекта, которые получают на основе статистических данных. Индикаторы - это производные, полученные на основе изучения, обобщения, сравнения показателей. [16] Таким образом, мониторинг является не только информационной базой для выполнения функций управления, но и сам реализуется при помощи общих функций управления. Исходя из положения о том, что мониторинг выступает в качестве одной из общих функций управления, можно утверждать, что он является основой для реализации других управленческих функций, в том числе планирования, организации, мотивации, контроля и др. Мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части - информационной подсистем, а также мониторинг является общей необходимой функцией управления муниципальным образованием, которая позволяет выполнять другие управленческие функции, в первую очередь создает условия для качественного социально-экономического планирования любой социальной системы, тем более такой сложной, как муниципальное образование. 1.2 Виды мониторинга Мониторинг может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно выделить несколько видов мониторинга, которые приведены ниже. Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны. Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность. Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы. В данном случае я не рассматриваю мониторинг, который реализуется единичными измерениями, считая динамичность определяющим признаком мониторинга, хотя, в литературе можно найти примеры применения названия мониторинг к единственным испытаниям. В этом случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями.[9] Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей. Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения. Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач. Проблемный функционирования - представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или одной проблеме. Реализация этого мониторинга не ограничена по времени. Проблемный развития - текущие задачи развития и предмет изучения этого мониторинга существует некоторое время.[9] Также можно выделить следующие виды мониторинга: 1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы. 2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи». 3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов. 4. Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управлением оборудованием - датчиками и приборами, например на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей. 5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д. При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы: 1. использование ресурсов ( соответствие потраченных ресурсов плану) 2. процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур): 3. результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели): 4. влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние). [17] Таким образом, в процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию. Также следует отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|