на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Мониторинг муниципального развития
p align="left">Главная цель рассматриваемых аналитических работ состоит в определении достигнутого уровня развития муниципального образования в целом, в разрезе его основных отраслей и сфер жизнедеятельности, выявление сложившихся тенденций развития и факторов, обусловивших тот или иной характер протекания социально-экономических процессов. Среди основных задач отметим следующие:

· структуризация муниципального образования как сложной социально-экономической системы на составляющие её элементы, обусловленная уровнем познания объекта анализа и намечаемыми направлениями исследования;

· анализ внутренних закономерностей развития муниципального образования;

· анализ стартовых условий развития муниципального образования, обусловленных факторами местного характера;

· анализ внешних факторов, влияющих на развитие муниципального образования;

· формирование комплексных и интегральных оценок, характеризующих стартовые условия, предпосылки и ограничения стратегического развития муниципального образования.

Можно выделить три основных этапа аналитических работ. Во-первых, экспресс-анализ, во-вторых, комплексный анализ, в-третьих, детальный анализ. При экспресс-анализе делается попытка установления основных характеристик стартовых условий, предпосылок и ограничений стратегического комплексного социально-экономического развития муниципального образования; при этом выясняется, достаточно ли информации для проведения аналитических работ и каково ее качество, какой информации недостает, кто и что должен сделать, чтобы такую информацию получить.[1]

В рамках комплексного анализа проводится рассмотрение во взаимосвязи всех основных факторов, определяющих стартовые условия, исходные предпосылки и ограничения стратегического развития муниципального образования; осуществляется формирование интегральных оценок.

На этапе детального анализа выясняются причины, обусловившие тот или иной характер оценок, характеризующих стартовые условия, предпосылки и ограничения развития муниципального образования, делаются предложения относительно возможных способов улучшения положения.

Одним из ключевых теоретических вопросов анализа социально-экономического развития муниципального образования является выяснение требований, предъявляемых к такому развитию. В самом общем виде развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового.

Муниципальное образование должно развиваться сбалансировано, причем под сбалансированным развитием предполагают понимать наличие баланса интересов различных субъектов управления и хозяйствования, функционирующих и взаимодействующих на его территории. Речь идет прежде всего, о внутренне сбалансированном функционировании триады «природа - население - хозяйство»; что подразумевает, в свою очередь, обеспечение баланса интересов между поколениями, между целями развития (социальными, экономическими, гуманитарными и т.п.), между секторами хозяйства, между государственным и муниципальным управлением.

Автор статьи задается вопросом: а можно ли принципиально обеспечить именно сбалансированное развитие муниципального образования? И отвечает: скорее всего нет, хотя к этому следует стремиться. Дело в том, что достигнуть некой идеальной сбалансированности развивающейся системы практически невозможно вследствие постоянной ограниченности ресурсов. Разрабатывая концепцию стратегического развития муниципального образования, мы стремимся нейтрализовать все сложившиеся и прогнозируемые диспропорции разного вида, однако вследствие ограниченности ресурсов вынуждены назначать определенные приоритеты развития, чем инициируем появление новых диспропорций и противоречий в будущем.[1]

Другими словами, определенная несбалансированность имманентно присуща любой модели развития. Однако принципиально важным является, в каких сферах жизнедеятельности муниципального образования и в каких размерах такая несбалансированность проявляется, т.е. насколько влияет та или иная диспропорция на безопасность муниципального развития, ведь адаптационные возможности муниципального образования как сложной социально-экономической системы, ограничены. Поэтому в принципе может быть определена мера привнесенной в систему разбалансировки, которая проявляется в следующих основных вариантах:

· сбалансированное развитие системы вследствие имеющихся у нее адаптационных возможностей вообще не нарушено;

· испытывая воздействие, система отклоняется от состояния сбалансированности, но затем самостоятельно возвращается в него;

· изменения системы столь значимы, что переходный процесс ведет к значительной несбалансированности ее развития и система перестает развиваться на основе своих адаптационных механизмов, вступает в фазу бифуркации.[9]

Существенным для исследования механизма перевода муниципального образования из режима сбалансированного развития (по существу - квазисбалансированного развития) в фазу бифуркации является разработанный в теории катастроф принцип «динамической системности». Согласно этому принципу сбалансированное развитие системы обеспечивается целой совокупностью факторов, а нарушается - выходом за рамки пределов «допустимого» любого из них. Применительно к предмету данного анализа это означает, что негативное влияние отдельных элементов сложной системы «муниципальный социально-экономический комплекс» на ее сбалансированное развитие может привести к запуску кризисных процессов. Поэтому необходима разработка системы пороговых значений факторов, превышение которых (по модулю) критично для муниципального образования с позиции обеспечения режима его безопасного развития. На рисунке 2.1 представлена схема, характеризующая факторы безопасного образования в разрезе основных сфер его жизнедеятельности. Схема носит в значительной степени рабочий характер, многие факторы и соответствующие им показатели еще предстоит выяснить, разработать схему расчетов, определить пороговые значения с точки зрения обеспечения режима безопасного развития. В связи с этим необходимо отметить, что целый ряд пороговых значений показателей, характеризующих безопасное развитие регионов, представлен в известной работе уральских ученых. Однако, решение обозначенной проблемы находится пока в начальной стадии, что обуславливает необходимость консолидации ученых разных специальностей для разработки комплексной системы оценки безопасного развития региона разного ранга.

Важным методологическим вопросом стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования является определение последовательности аналитических работ. В связи с этим может быть предложена следующая принципиальная схема аналитических работ, связанная с формированием комплексных и интегральных оценок стартовых условий, предпосылок и ограничений стратегического развития муниципального образования.

Следует отметить, что в настоящие время существуют различные подходы к определению категории «качество жизни». В числе основных составляющих можно выделить следующие компоненты: продолжительность жизни населения и состояние его здоровья, уровень и образ жизни.

Сильнейшее влияние на качество жизни населения муниципального образования оказывает сложившаяся в нем экологическая ситуация. Речь идет о влиянии ее на здоровье людей. Кроме того, в настоящие время экологический фактор во все большей степени выступает одним из основных критериев при принятии решений относительно развития тех или иных видов хозяйственной деятельности. Поэтому важное направление аналитических работ связано с анализом и оценкой экологической обстановки, сложившейся в муниципальном образовании.

Важным аспектом исследования стартовых условий развития муниципального образования является рассмотрение факторов, определяющих состояние его экономики. Особое влияние здесь уделяется изучению сложившейся структуры экономики, рассматриваемой как результат исторического развития системы территориального разделения труда, характеризуемый соответствующими пропорциями между локализуемыми в данном регионе элементами и связями всех видов экономической деятельности. Поэтому под структурой экономики региона предлагается понимать совокупность предприятий и организаций различных отраслей хозяйства, дислоцированных на его территории, характеризуемую составом и содержанием, а также пропорциями и связями всех видов деятельности, осуществляемых в рамках этой совокупности.[8]

Важным направлением аналитических работ, связанных с оценкой стартовых условий и исходных предпосылок муниципального развития, является сложившаяся система управления муниципального образования. Недостатки в сфере муниципального развития, носящие общественный характер, несовершенство структур управления, очевидная неготовность значительной части чиновников, осуществляющих управление, является значимой причиной низких темпов роста экономики и качества жизни населения.

Исследование влияния внешних по отношению к муниципальному образованию субъектов управления и хозяйствования на процессы его социально-экономического развития, возможно только на основе выявления, систематизации и анализа их сложившихся и прогнозируемых потребностей.

Как уже отмечалось, необходимым условием организации эффективной аналитической работы является наличие полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в социальной сфере, экологии, экономике с позиции воздействия на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Традиционно акцент здесь делается на данные государственной статистической отчетности, однако они и сегодня «настроены» в значительной мере на «дореформенную» экономику, зачастую не могут быть использованы для оценки принципиально новых процессов, протекающих в отраслях и сферах жизнедеятельности муниципального образования.[1]

Значительный этап аналитических работ связан с формированием интегральной оценки стартовых условий, предпосылок и ограничений перспективного развития муниципального образования. Здесь необходимо обобщить результаты анализа состояния отраслей и сфер его жизнедеятельности, систематизировать направления факторов внутреннего и внешнего характера на стратегическое развитие, создать, по существу, информационно-аналитическую базу для работ в сфере муниципального стратегического целеполагания, формирования локальных стратегий и механизмов их реализации.

2.3 Анализ программы «социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года»

Старооскольский городской округ - высокоразвитый индустриально-аграрный центр Белгородской области и Центрального Черноземья, обладающий высоким ресурсно-сырьевым, технологическим и интеллектуальным потенциалом.

Ведущие виды экономической деятельности - добывающие и обрабатывающие производства, сельское хозяйство и строительство. На территории городского округа добывается руда, производятся лучшие марки стали и проката, развивается жилищное строительство, продолжается социальное обустройство села.

Приоритетным направлением социально-экономического развития городского округа является стратегия инновационного развития, опирающаяся на реализацию человеческого капитала.

Среднесрочная программа социально-экономического развития является важнейшим инструментом реализации стратегического плана развития городского округа. Комплексный подход к решению проблем, выявленных в ходе анализа социально-экономического развития территории, предусматривает разработку программ в структуре, включающей решение вопросов реструктуризации, развития инфраструктуры, менеджмента, маркетинга, повышения эффективности использования собственности, качества подготовки персонала, поиска источников полного ресурсного и информационного обеспечения.

Среднесрочная программа социально-экономического развития городского округа на 2009-2013 годы реализуется по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются мероприятия различных участников Программы за счет всех источников финансирования.

Важнейшим элементом программы является реализация проектов предприятий-участников. Основным источником финансирования проектов служат собственные и привлеченные средства.[27]

Функциональный механизм реализации программы включает следующие элементы:

· стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов развития хозяйственного комплекса, его важнейших отраслевых комплексов);

· развитие малого и среднего предпринимательства;

· повышение конкурентоспособности промышленности, развитие инновационных производств.

Таким образом, в механизм реализации программы закладывается определенный динамизм системы программных мероприятий, параметры которого определяются результатами мониторинга выполнения программы.

Система программных мероприятий включает инвестиционные и комплексные социальные мероприятия, непосредственно реализующиеся на объектах производственной и непроизводственной сферы городского округа.[3]

В социально-экономическом развитии Старооскольского городского округа можно выделить основные проблемы развития территории:

Проблемы развития промышленного комплекса:

· неопределенность экономической ситуации из-за влияния мирового финансово-экономического кризиса;

· снижение спроса на продукцию предприятий;

· неплатежи покупателей;

· ужесточение порядка предоставления кредитов и рост ставок;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.