p align="left">Иные органы и должностные лица местного самоуправления. Помимо обязательных органов (представительный, глава муниципального образования, местная администрация, ФЗ-131 предусматривает создание контрольных органов муниципальных образований, избирательных комиссий муниципальных образований (ст. 39), отраслевых функциональных и территориальных органов местной администрации, входящих в её структуру (ч.8, ст. 37). В соответствии со ст. 38 ФЗ-131 контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия) образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета с соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имущества, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган - факультативный орган местного самоуправления. Наименование данного органа устанавливается Уставом муниципального образования (наименование обязательных органов устанавливается законом субъекта РФ). Порядок формирования - в Уставе (законодатель предлагает два пути формирования - население, либо представительным органом). Полномочия: - контроль за исполнением местного бюджета; - контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имущества, находящегося в муниципальной собственности; - контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета; ФЗ-131 устанавливает гарантии гласности в деятельности контрольного органа. Суть данной гарантии заключается в том, что результаты проверок, которые осуществляются контрольным органом муниципального образования подлежат опубликованию. Согласно ч. 4 ст. 37 ФЗ-131 органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять в контрольный орган муниципального образования, по его требованию, необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Единственная проблема при реализации данной гарантии связана с тем, что законодатель не предусмотрел меры ответственности за её неисполнение. Подотчетность - населению и представительному органу. Муниципальные избирательные комиссии. Согласно ст.39 ФЗ-131, избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица и голосование по вопросам изменения границ муниципального образование, преобразование муниципального образования. Правовой статус, из полномочия устанавливаются федеральным законом от 12 июня 2002 №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в местном референдуме» и законами субъекта. В уставах муниципальных образований могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления, которые наделяются собственной компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления Понятие «помс» является новым для отечественного государствоведения. Впервые данный термин был упомянут в конституции РФ 1993г, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Полномочия в органах местного самоуправления можно определить как, закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности на территориях муниципальных образованием. Наряду с термином «полномочия…» законодатель употребляет «компетенция…». Сам термин компетенция происходит из латинского языка и обозначает - добиваюсь, подхожу. В современной юридической литературе нет единого мнения в содержании понятия компетенции: - одни авторы считают, что компетенция - есть совокупность полномочий или прав; - совокупность прав и обязанностей (т.е. ставят в один ряд); - компетенция - совокупность функций органа, его прав и обязанностей, основанных на формах и методах работы. Компетенция: - предметы ведения - сферы деятельности органов власти. Данный термин используется только для государственной власти; а для органов местного самоуправления используется другой термин, который приравнивается к этому термину (вопросы местного значения); - права и обязанности (полномочия). На сегодняшний день существует проблема правового регулирования компетенции органов местного самоуправления: ФЗ-131 понятие «компетенция» заменяет на понятие «полномочия», глава 3 ФЗ-131 «Вопросы местного значения» по содержанию противоречит конструкции, разработанной теорией права - компетенция, полномочия + предметы ведения (вопросы местного значения) Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых, в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ-131 осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления используют наименования. Перечень полномочий органов местного самоуправления можно классифицировать в зависимости от сферы деятельности органов местного самоуправления: - сфера в области управления муниципальной собственностью. Согласно ч.1 ст. 139 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжение муниципальной собственности. Вопросы режима и использования муниципального имущества решаются в соответствии с гражданским кодексом (ст.215, 125,). В целях эффективного управления муниципальной собственностью в муниципальных образованиях создаются муниципальные унитарные предприятия и учреждения, которые действуют/функционируют в соответствии с федеральным законом от 14 ноября 2992 года №-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; - полномочия в области бюджетно-финансовой деятельности. В соответствии с ч.1 ст. 132 органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. К полномочиям представительного органа муниципального образования относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, в муниципальных образованиях численностью менее 100 человек данными полномочиями наделяется сход граждан; - сфера здравоохранения. Таким видом полномочий наделяются только органы местного самоуправления муниципального района а=и городского округа. Согласно 131 Закону к вопросам местного значения отнесено оказание на территории муниципального образования скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, медицинской помощи во время беременности, во время и после родов. Кроме этого, отраслевое законодательство РФ содержит конкретный перечень полномочий вопросов местного самоуправления в сфере здравоохранения. ФЗ «Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №-5487-1. Согласно данному органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями в сфере местного самоуправления: Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан4 Защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; Формирование органов муниципальной системы здравоохранения; Развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; Создание условий для развития частной системы здравоохранения; Создание условия для оказания и развития первичной медико-санитарной и других видов медико-социальной помощи, обеспечение её доступности, контроль за соблюдением стандартов качества, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории; Формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; Выявление факторов неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование населения о них и проведение мероприятий по их устранению, проведение профилактических санитарно-гигиенических и природоохранных мер; Регулярное информирование населения, с т.ч. через СМИ, о распространении социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Реализация мер по охране материнства, семьи, отцовства и детства; Санитарно-гигиеническое образование населения; Формирование целевых фондов, предназначенных для здоровья граждан и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан. Важной составляющей здорового образа жизни населения является физическая культура и спорт. - в области физической культуры и спорта. Основные полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта установлены ФЗ от 29 апреля 1999 года №80 «О физической культуре и спорте в РФ». Согласно данному закону органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти и другими организациями наделяются следующими полномочиями: Разрабатывают программы развития физической культуры и спорта; Участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы; Выделяют средства из местного бюджета на содержание, ремонт, организацию массовых спортивных мероприятий, оплату труда работникам физкультурно-спортивных организаций, которые проводят занятия с населением муниципального образования; Осуществляют в порядке определенном правовыми актами правовое регулирование развития культуры и спорта в муниципальном образовании; - в сфере образования. Согласно ФЗ-131 полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере закрепляются только за органами местного самоуправления муниципального района и городского округа и состоят в следующем: Организация представления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением финансирования (за счет государственного бюджета); Организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время; В исключительным полномочиям местного управления в сфере образования относятся: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образований, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; обеспечение гражданам, проживающих на соответствующих территориях возможности выбора общеобразовательного учреждения; создание и ликвидация местных/муниципальных органов муниципального образования, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образования руководителей местных органов управлением образованием; Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений; строительство зданий, сооружении муниципальных образовательных учреждений и обустройство прилегающих к ним территориям; установление льгот, стимулирующих развитие образования; учет детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях; - в области культуры. Перечень полномочий в этой сфере закреплен ФЗ от 30 декабря 2002 года №3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре». Согласно данному закону органы местного самоуправления обязаны: Поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, ремеслами путем предоставления налоговых и ценовых льгот; Создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранение бесплатности для населения основных услуг, библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельность), способствовать развитию благотворительности, мецената и спонсорства в области культуры; Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на территории муниципального образования; Создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры; Строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры и обустройство прилегающей к ним территории. В целях обеспечения культурного развития граждан органы местного самоуправления вправе учреждать муниципальные библиотеки, деятельность которых регулируется ФЗ от 29 декабря 1994 года №76 «О библиотечном деле». Согласно данному закону можно выделить 2 основных полномочия:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|