на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Наказания, не связанные с лишением свободы
еждународными правовыми актами запрещен принудительный или обязательный труд. Однако в Международном пакте о гражданских и политических правах в п.3 ст.8 содержится разъяснение этого понятия применительно к уголовным наказаниям. Так, не охватывается терминами "принудительный и обязательный труд" какая бы то ни была работа или служба, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения. В отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества, согласно международным стандартам при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью осужденного, требуется их согласие. Это указано в п.3.4 Токийских правил, который гласит: "Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя". Следует отметить, что в зарубежной практике назначения наказаний нет мер, аналогичных отечественным обязательным работам, суду необходимо согласие осужденного на выполнение этих работ. В противном случае эти наказания связываются с понятием принудительного труда, к тому же при отсутствии согласия значительно повышается вероятность уклонения от отбывания этих наказаний. Действующий порядок назначения обязательных работ в Российской Федерации не предусматривает получение согласия осужденного для исполнения назначенных ему обязательных работ. Однако представляется, что введение этого законодательного положения поможет свести к минимуму случаи уклонения от отбывания этого наказания Лядов Э. В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 19. .

В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. обязательные работы предусматривались в 66 санкциях статей Особенной части, что составляло 12,4% от всех санкций Дементьев С. И., Дьяченко Р. А., Трахов А. И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар. 2000. С. 49-52. . В настоящее время наказание в виде обязательных работ упоминается в 85 санкциях статей Особенной части УК РФ (13,6% всех санкций УК), предусматривающих ответственность за преступления небольшой и средней тяжести. Лидируют по числу санкций, содержащих обязательные работы, гл. 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (14 санкций) и глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" (12 санкций).

Обязательные работы, по нашему мнению, как вид наказания имеют ряд положительных моментов: во-первых, осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы, он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу, в наказании отсутствуют жесткие карательные элементы. Представляется, что оно должно быть весьма действенным при борьбе с так называемой "беловоротничковой" преступностью, так как это наказание, исполняемое в отношении бывшего чиновника, к тому же приобретает элементы и позорящего наказания, так как состоит в выполнении непрестижной и считающейся малопривлекательной работы.

Обязательные работы представляются наказанием, имеющим большие перспективы в отечественной уголовной юстиции. Однако, для того чтобы это наказание эффективно воздействовало на осужденного, требуется ряд мер, связанных с увеличением штата уголовно-исполнительных инспекций, с механизмом взаимодействия данных подразделений УИС с органами местного самоуправления по определению осужденным конкретного вида работ, а также контролю за их выполнением Колосов А. С. Указ. соч. С. 85-86. .

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" сущность и содержание наказания в виде исправительных работ подверглись серьезным изменениям. Ранее осужденный отбывал исправительные работы по месту его основной работы, в настоящее время в соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в районе места жительства осужденного. Таким образом, эти изменения существеннейшим образом сузили круг лиц, которым может быть назначено данное наказание. Теперь исправительные работы назначаются только безработным, и сущность этого наказания заключается в принудительном трудоустройстве с последующим удержанием в доход государства части заработной платы. Представляется, что данное решение крайне негативно сказывается на практике назначения и исполнения данного наказания. Так, если в 2003 г. к исправительным работам было осуждено 43,1 тыс. человек (что составляло 5% всех осужденных), то в 2004 г. их число сократилось на 30% и составило 30,1 тыс. человек (4% всех осужденных). Представляется, что изменения, касающиеся исправительных работ, могут привести к увеличению числа лиц, осуждаемых к лишению свободы Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 36. .

Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). Но это наказание, так же как и обязательные работы, имеет ряд положительных моментов. Во-первых, материальное положение осужденного не только не ухудшается, а напротив, улучшается, при этом он получает постоянный источник дохода при добросовестном отношении к труду. Во-вторых, осужденные привыкают работать днем и отдыхать в вечернее и ночное время, то есть учатся жить обычной жизнью, которая свойственна большей части правопослушных граждан.

Международные правовые акты, а в частности Токийские и Европейские правила, особое внимание уделяют последствиям уклонения осужденного от отбывания наказания. Так, в данных документах отмечается, что осужденный должен быть детально информирован относительно оснований замены первоначально назначенного ему наказания и иметь полный доступ ко всем связанным с этим документам. Решение о замене лицу наказания может быть принято только органом, вынесшим первоначальное решение, но не исполняющим приговор. Правила особо подчеркивают, что замена первоначально назначенного наказания на связанное с лишением свободы может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. С учетом этого следует признать недостатком отечественной системы видов уголовных наказаний отсутствие действующих наказаний в виде ограничения свободы и ареста, так как при уклонении от отбывания наказаний, альтернативных лишению свободы, практически отсутствует возможность назначения иных мер, не связанных с лишением свободы Сергеева В. В. Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ // Российский следователь. 2007. № 1. С. 19. .

Выводы по 1 главе

1. Связь между различными этапами в развитии права и государства, состоит в сохранении их определенных элементов, к которым относится и преемственность в системе уголовных наказаний.

2. Положительная практика применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в ряде зарубежных стран, свидетельствует о необходимости применения "альтернативных" видов наказаний в Российской Федерации.

3. В течение последних лет практика назначения наказаний в Российской Федерации характеризуется все более частым применением наказаний, связанных с лишением свободы. Более частое назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, будет способствовать гуманизации всего процесса применения уголовных наказаний в России.

4. Необходимость отмены некоторых видов наказаний (конфискации имущества и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) диктуется экономическими условиями, сложившимися на сегодняшний день в нашей стране.

5. Практика применения уголовных наказаний, как связанных с лишением свободы, так и не связанных с изоляцией от общества, свидетельствует о необходимости внесения изменений в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Глава 2. Применения наказаний, не связанных с лишением свободы

2.1 Наказания, связанные с возложением трудовых обязанностей

Обязательные работы - это основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от оплачиваемой работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, предоставляемых органами местного самоуправления, и исполняется уголовно-исполнительными инспекциями в течение определенного судом времени Бакулина Л., Тарханов И. Наказания в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. 2005. № 6. С. 31. .

Обязательные работы - наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества, поэтому элементы кары не достигают в них той остроты проявления, как при осуждении, например, к лишению свободы или аресту Стеничкин Г. Обязательные работы // Законность. 2007. № 9. С. 26. .

Во-первых, обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения осужденного в его личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как лишение свободы, арест или ограничение свободы.

Обязательные работы могут быть назначены судом на срок от 60 до 240 часов и должны отбываться не более 4 часов в день для взрослых осужденных. Для несовершеннолетних их срок устанавливается от 40 до 180 часов и может отбываться лицами до 15 лет не более 2 часов в день, лицами от 15 до 16 лет - 3 часа, после 16 не свыше 4 часов в день. В соответствии со статьей 27 Уголовно-исполнительного кодекса РФ время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

Третий элемент кары при осуждении к обязательным работам состоит в некоторых изменениях в правовом положении осужденных, содержащихся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Труд, выполняемый осужденными при отбывании наказания, носит принудительный характер. Это означает, что:

а) осужденный обязан отработать на пользу общества указанное в приговоре количество часов;

б) трудоустройство осуществляется в принудительном порядке. Осужденный обязан выполнять те виды работ, которые будут ему определены органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Пожелания осужденного при определении ему конкретного вида работ, по нашему мнению, могут учитываться (при наличии альтернативы, например), но только по усмотрению инспекции;

в) трудовая деятельность при отбытии обязательных работ будет осуществляться по приговору суда в течение определенного времени с целью трудового воспитания в духе уважения к закону и общественным интересам;

г) злостное уклонение от работы влечет за собой применение санкции.

В уголовном законодательстве не урегулирован вопрос о включении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного. В юридической литературе встречается мнение о том, что это время в стаж включать не следует. Так, например, В.А. Уткин пишет: "Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный, специальный трудовой стаж" Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. Зубкова А. Н. М. Юристъ. 2007. С. 64. . Справедливость данного утверждения не вызывает сомнений, когда речь идет о лицах, имеющих постоянное место работы или учебы.

В связи с этим возникает вопрос о зачете этой категории осужденных времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж. Как нам представляется, добросовестный общественно полезный труд во время отбывания данного вида наказания осужденным, не имеющим в это время другой работы, необходимо засчитывать в трудовой стаж. Иное приведет, очевидно, к необоснованному увеличению карательных элементов обязательных работ и не будет способствовать исправлению преступника. Кроме того, если время отбывания осужденным других видов наказания (лишения свободы, исправительных работ и т.д.) засчитываются в его трудовой стаж, то не засчитывать в него отбывание обязательных работ было бы не логично.

Четвертый карательный элемент в обязательных работах состоит в том, что данные работы выполняются бесплатно. Нельзя не согласиться с В.Д. Филимоновым, который подчеркивает, что бесплатность труда осужденного является определяющей особенностью обязательных работ Новый Уголовный кодекс России. Общая Часть: Учебное пособие. / Под ред. Филимонова В. Д. М. Изд-во Зерцало ТЕИС. 1995. С. 98. . В отличие от исправительных работ, исполнение которых предусматривает удержание части заработка лица, подвергающегося наказанию, обязательные работы осуществляются без начисления осужденному заработной платы.

Бесплатность труда при исполнении обязательных работ направлена на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам. Поэтому в ст.49 УК РФ говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а "в пользу общества".

Пятый элемент кары в обязательных работах выражается в том, что это наказание отбывается не на том предприятии, где осужденный работает или учится, а на предприятиях, определяемых органами местного самоуправления. Это означает, что осужденному придется приспосабливаться к новому коллективу, налаживать отношения с незнакомыми ему ранее людьми, добиваться их уважения, что совсем не просто сделать со статусом преступника Таким образом, у осужденного появляется, по существу, два места работы, два коллектива (или несколько, если осужденный работает по совместительству, совмещает работу с учебой и т.д.).

Шестой элемент кары в обязательных работах состоит в наличии судимости. Судимость и вытекающие отсюда правоограничения создают определенные неудобства для лица, отбывающего наказание, ущемляют в ряде случаев его интересы. Судимость отрицательно влияет на осуществление лицом некоторых прав, например, при трудоустройстве, обучении. Судимость лица может явиться препятствием для занятия им некоторых должностей, например, прокуроров, следователей, судей, руководящих должностей и т.д. Лица, осужденные за корыстные преступления, не допускаются к занятию должностей, связанных с распоряжением материальными ценностями. Лица, имеющие судимость, не имеют права быть избранными депутатами в Государственную Думу, а также в Законодательное Собрание любого уровня. При заполнении официальных документов необходимо указать на факт наличия судимости. При этом, как справедливо отмечал И.А. Бушуев, надо иметь в виду не только юридические свойства судимости, но и ее морально-общественную сторону. Наличие судимости выражает моральное осуждение преступления и личности преступника со стороны общества и государства, она является свидетельством необходимости осуществления за таким лицом специального (особого) социального контроля. В соответствии со статьей 86 УК РФ лица, осужденные к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, в том числе и к обязательным работам, признаются не имеющими судимость по истечении одного года со дня отбытия наказания Бушуев И. А. Исправительные работы. М. Юридическая литература. 1968. С. 7. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.