на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе
p align="left">Правовой институт омбудсмана принадлежит в равной мере государству и гражданскому обществу, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. Как социальный институт гражданского общества омбудсман восстанавливает баланс "сил" государства и общества в области защиты прав и свобод. Уполномоченный по правам человека оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая роль безопасности в виде омбудсмана находит ошибки и показывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов, то есть оказывает помощь, необходимую для более успешного и быстрого развития гражданского общества.

В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод Уполномоченный по правам человека может руководствоваться не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости. Гражданскому обществу свойственен естественно-правовой тип правопонимания, опирающийся на моральную природу юридических норм. Уполномоченный защищает и те права, которые не получили конституционного или законодательного закрепления, в том числе, право на хорошее (доброкачественное) управление, справедливо полагая, что законы гражданского общества по значению, содержанию и влиянию зачастую "перевешивают" позитивные законы.

Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое значение термина "омбудсман" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния гражданского общества на государственный организм.

Значение омбудсмана может быть оценено в рамках отношений «гражданин-администрация». Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт должен быть легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами должностными лицами) и гражданами. Служба привлекательна для социально и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.

Служба не угрожает административной системе, поскольку у нее отсутствуют полномочия по принятию юридически обязательных решений. Это облегчает восприятие рекомендаций Уполномоченного государственными служащими. Административные структуры чаще всего не препятствуют омбудсмановским расследованиям, ибо омбудсман способствует в конечном счете упрочению публичного доверия к администрации, нейтрализации настороженного отношения членов гражданского общества к управленческому аппарату.

По положению уполномоченный - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Для многих юристов остается непонятным выделение одного метода деятельности - наблюдения, который, как правило, выступает в качестве элемента в составе других.

"... Дальнейшее совершенствование законодательства об Уполномоченном по правам человека, с учетом мирового опыта, может происходить в следующих направлениях: В настоящее время Положение об уполномоченном по правам человека содержит общую констатацию независимости деятельности уполномоченного, что закономерно требует конкретизации и дополнений.

В частности, представляется возможным:

1. предусмотреть особый порядок привлечения Уполномоченного к уголовной или административной ответственности...

2. закрепить меры ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного, воспрепятствование его работе, неисполнение должностным лицом обязанностей в отношении сотрудничества с Уполномоченным;

3. предусмотреть возможность отказа Уполномоченного от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу по обстоятельствам, ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;

На сегодняшний день до конца не выяснена структура института Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан: демократична ли вертикально структурированная система или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти.

Согласно положению об Уполномоченном по правам человека Уполномоченный назначается на должность Президентом Республики Казахстан после консультаций с Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан.

На первоначальном этапе именно "властное" происхождение может придать должную силу институту Уполномоченного. Опыт зарубежных стран показывает, что политическая поддержка Президента и Парламента может оказать неоценимую поддержку в процессе становления и развития данного института. В то же время в дальнейшем потребуется усиление гарантий его иммунитета, обеспечения большей бюджетной самостоятельности.

Часть вышеперечисленных проблем решила бы выборность на должность Уполномоченного, она бы повысила доверие народа к данному институту. Это дало бы нам усиление диалога между Уполномоченным, народом и государством, что положительно сказалось бы на укреплении гражданского общества.

Требует дальнейшей конкретизации порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным, а также регламентация его взаимоотношений с властными органами в процессе рассмотрения жалобы. Как показывает опыт зарубежных стран, омбудсман зачастую рассматривает жалобы на нарушение прав нередко после того, как все законные пути для их разрешения исчерпаны. ... Введение данной нормы в казахстанское законодательство логично и не противоречит уже существующим положениям [49, с. 36].

Исходя из всего сказанного формирование гражданского общества в Республике Казахстан связано с решением следующих задач:

1. Совершенствованием законодательной базы, способствующей развитию и укреплению гражданского общества.

2. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика должна быть многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей -- собственников;

3. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведенного ими общественного продукта;

4. Изменением социально-экономической системы общества и формированием "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

5. Демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;

6. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры

7. Выборность должности омбудсмена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переда написанием работы перед нами была поставлена следующая цель - рассмотреть основные направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе развития нашего государства.

Задачи работы:

1. Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан.

2. Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества.

3. Рассмотреть особенности института омбудсмена.

Мы считаем, что поставленная цель нами достигнута, задачи выполнены.

Казахстан - страна восходящей демократии. А демократия немыслима без законности. Демократическое государство не может быть не правовым. За годы независимости Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся к достижению этой цели. Но правовым государство становится лишь в случае, если само общество является таковым. Для того, чтобы и государство, и общество могли называться правовыми, необходимы как минимум три условия: современное, качественное законодательство, адекватное ему правоприменение и надлежащее правовое сознание. Многое уже сделано по всем трем направлениям.

Конституция, обладая верховенством и прямым действием на территории страны, не подменяет систему действующего права. Положения и нормы Основного Закона реализуются также через соответствующее его букве и духу многоотраслевое законодательство. Новым этапом более полной реализации положений и норм Конституции стала Концепция правовой политики, одобренная Президентом страны , Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2001 года, Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 22 мая 2007г.

Конституция Республики Казахстан от 1995 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, правовых средств воздействия на деятельность организаций и поведение людей в системе гражданского общества. Конституция закрепляет основы формирования, развития и защиты гражданского общества, определяет начала его взаимосвязей с государством. Она должна провозгласить приоритет гражданского общества над государством, обеспечивающим условия нормального его функционирования.

Исходя из всего сказанного формирование гражданского общества в Республике Казахстан связано с решением следующих задач:

1. Совершенствованием законодательной базы, способствующей развитию и укреплению гражданского общества.

2. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика должна быть многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей -- собственников;

3. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведенного ими общественного продукта;

4. Изменением социально-экономической системы общества и формированием "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;

5. Демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении.

6. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры

7. Выборность должности омбудсмена

Уже не мало сделано на данном этапе развития государства, усилена роль Парламента, увеличено количество мест в Парламенте, все депутаты избираются по пропорциональным спискам (кроме тех из них, что избираются Ассамблеей народов Казахстана. Роль Ассамблеи возрастает в связи с принятием изменений в Конституцию». «Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана» [50]), усилена роль маслихатов и т.д. Но все еще остаются нерешенные проблемы, как-то необходимость внесения в Концепцию развития гражданского общества на 2006-2011 года изменений направленных на дальнейшее развитие партий, средств массовой информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сейлеханов Е.Т. - Опыт демократизации в Казахстане: анализ предпосылок и прогнозный оценки, сборник материалов научно практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». -- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 28 ноября 2006 г.

2. Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан, Юридическая газета, июль 2006 г.

3. п. 1,2 ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан».

4. Конституция Республики Казахстан, Алматы, 1995 г., с изм. и дополнениями на 1998 г.

5. Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан"

6. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

7. Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан: Курс лекций. - Алматы: Білім, 1999. - 336 с.

8. Закон «О гражданстве Республики Казахстан»

9. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. - 552 с.

10. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030»

11. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая и особенная части), Алматы, Юридическая литература, 2001 г.

12. Черниловский В.Т. Гражданское общество: опыт исследования// Государство и право. 1992. № 6.

13. Игорь Рогов - Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан, Конституция мира, созидания и прогресса, Астана 27 августа 2004

14. Доклад Назарбаева Н.А. на встрече с дипломатическим корпусом, Acтaнa, 2004г.

15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1391 «О постоянно действующем Совещании по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества».

16. Назарбаев Н.А. Новый шаг Казахстана по пути углубления демократии и развития гражданского общества. Литовский курьер № 48 (404) 11.28.2002.

17. Указ "О Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан", от 2 ноября 2004 г.

18. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу
Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год», Казахстанская правда, 5 апреля, 2003.

19. Михайлова О. Конституция Республики Казахстан в действии, Владимир Ким интервью «Зан ж?не заман» №8 (54) 2004г. стр. 3-6

20. Темиргалиев М.М. Основные направления государственной политики в области создания и распространения массовой информации в Республике Казахстан. - Алматы: Журнал «ВЕСТНИК КазНУ», № 3 (28). Издательство «?аза? университеті», 2003, стр. 64

21. Концепция правовой политики Республики Казахстан 2002 г. // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. - Астана, 2002. стр. 57-61

22. Морозов А.А., Законодательные аспекты деятельности средств массовой информации в период электоральных кампаний, ANALITIK,S12003r. cтp. 43-47.

23. Нысанбаев А О формах взаимодействия институтов гражданского
общества с государственными органами в Республике Казахстан.
Информационно-аналитический журнал «Саясат».: № 7/02. с. 63-65.

24. Кодекс РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет от
12 июня 2001г.// Ведомости Парламента РК. 2001. № 11-12. стр. 168.

25. Морозов А. - Развитие СМИ Республики Казахстан за годы независимости: основные этапы и современное состояние, сборник материалов научно-практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». -- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 28 ноября 2006 г.

26. Климкин С. К вопросу о правовом положении средств массовой информации. - Информационно-аналитический журнал «Правовая реформа в Казахстане», № 2/2003., стр 32-33.

27. Белиспаев A.M., Децентрализация и развитие местного самоуправления в республике Казахстан, Саясат, № 4-5, 2000г., стр. 53-58.

28. Аглешов К., финансово-экономическая модель местного самоуправления в Республике Казахстан, Саясат-POLICY, №4, 2004г. стр. 37.

29. Илеуова Г., Серажиева С, Альжани Ж. Анализ результатов экспериментальных выборов акимов сельских округов, КИСИ. Алматы 2002г.

30. Ильясов С.К. - Внедрение местного самоуправления как института политического участия населения Казахстана, сборник материалов международной научной конференции «Опыт демократических реформ на евразийском пространстве: сравнительные модели и практические механизмы». -- Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 28 сентября 2006 г.

31. Жумадилова А. Местное самоуправление в Республике Казахстан: современное состояние и перспективы, ЗаН жЭне заман, № 8 (54) 2004, cтp. 38-40

32. Шукеев Б. Проблемы введения суда с участием присяжных заседателей в Казахстане, Фемида №11 2003г. с. 17-24, с. 17.

33. Конституция Республики Казахстан и актуальные проблемы права, Мырзаке Г.Ж. К вопросу о модели суда присяжных: Сборник научных трудов. - Караганда: КарЮИ МВД РК, 2002. - 128 с. (с. 90-94)

34. Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», 25 декабря 2000 г.

35. Султанова А. Доклад национального информационного агентства КазИнформ, Алматы, 2005

36. Бельгибаев СТ. Некоторые аспекты формирования гражданского общества в Казахстане, ANALINIK, №4 2004г., с. 20-22

37. Венгеров А.Б. - Теория государства и права. Ч.2, Теория права, Москва, Юристъ,1997.

38. Крусс В.И. Актуальные проблемы злоупотребления правами и свободами человека //Государство и право, 2002, № 7.

39. Права человека: Учебное пособие. - Алматы: Бастау, 2002.

40. Котов А.К. - Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ (вопросы конституционного права), Алматы, Жети Жаргы, 1996.

41. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход.-Алматы: ВШП «Эдшет», 2000.

42. Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова. М: Издательство БЕК, 1996. C. 238

43. Закон «О средствах массовой информации», 1999 г.

44. Всеобщая история государства и права, под ред. Батыра К.И., Москва, Былина, 496 стр.

45. Омельченко О.А. - Всеобщая история государства и права, Москва, ТОН-ПРИОР, 1999 г., 528 стр.

46. Сарсембаев М.А. - Международное право, Алматы, Данекер, 1999 г.

47. Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года "Об
учреждении должности Уполномоченного по правам человека".

48. Башимов М. Институт омбудсмена в Республике Казахстан. -Информационно-аналитический журнал "Правовая реформа в Казахстане", № 2 l 2003, cтp. 7-14.

49. Галямова Д.Р., Условия и факторы эффективности института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) ANALITIK, 2/2003 cтp. 35-38)

50. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», Казахстанская правда, 22 мая 2007 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.