на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе
p align="left">В состав участников совещания глава государства предложил включить депутатов парламента, членов правительства, представителей администрации президента и других государственных органов, руководителей и представителей любых политических партий и неправительственных организаций. Правительству поручено обеспечить широкую гласность деятельности этого совещания, принять меры по его организационному и техническому обеспечению. Информация по итогам и конкретным результатам работы совещания будет систематически представляться президенту республики [16].

Предложение Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева о создании постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества является логическим продолжением демократизации нашей Республики.

В работе постоянно действующего рабочего органа по развитию роли гражданского общества могут принимать участие не только представители государственных структур, но и лидеры политических партий, общественных движений, неправительственных организаций, национально-культурных центров, религиозных конфессий. То есть осуществляется постоянный диалог между всеми структурами общества.

В первые годы республика была вынуждена сосредоточиться на экономических проблемах. На данном этапе созданы предпосылки для дальнейшей демократизации нашего государства. Власть обдуманно инициирует широкий общественный диалог, открывает простор для институтов гражданского общества.

2 ноября 2004 года выходит Указ "О Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан", который выступил в качестве последующего шага на пути дальнейшей демократизации общества. Этот консультативно-совещательный орган был образован в целях развития общенационального диалога по важнейшим вопросам политического развития Казахстана. Указом также были утверждены положение о Национальной комиссии и её персональный состав. В состав Национальной комиссии были включены представители различных партий, что создает возможность для диалога в рамках гражданского общества.

В марте 2006 г. совершенствование деятельности Парламента Казахстана и дальнейшая программа реформ стала предметов рассмотрения государственной комиссии по разработке и конкретизации демократических реформ. [17]

Одну из важнейших ролей в формировании и развитии гражданского общества играют независимые средства массовой информации. Для создания системы независимых средства массовой информации необходимо формирование конкурентной среды на рынке средств массовой информации, основанной на равноправном допуске к этому рынку как отечественных, так и зарубежных финансово-промышленных групп и медийных компаний. Это позволит создать правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса. Только экономически эффективные средства массовой информации могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию.

В послании народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев обратил внимание на ряд вопросов, требующих своего разрешения в самое ближайшее время. Одним из них является вопрос, касающийся средств массовой информации. «Мы должна точно определится с ролью и местом средств массовой информации в процессе демократизации нашего общества», - отметил Президент [18].

Конституция является Основным законом общества и государства. Она закрепила основные общественные отношения, установила фундаментальные правовые основы организации деятельности главных органов государства, институтов гражданского общества. Конечно, в центре ее внимания находятся права и свободы человека и в статье первой записано, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Нужно отметить, что Конституция Республики Казахстан - это единственная Конституция, в которой идея о человеке, его жизни, правах и свободах как высшей ценности, записана в ее первой статье и органически связана с характером государства, подчеркивая тем самым, что первейшим его долгом является признание неотъемлемых прав человека, наполнение этих положений реальным содержанием, их защита. Из 98 статей Конституции 30 статей посвящены статусу человека гражданина, его правам и свободам.

2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан

В Конституции признаны принципы абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод, допущения их ограничения только по закону, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В Конституции закреплены основы и основные институты гражданского общества - право частной собственности на любое законно приобретенное имущество, права и свободы предпринимательской деятельности, принципы создания и функционирования общественных объединений, какими являются партии, а ныне широко создаваемые неправительственные организации [19].

Государственную политику в области создания и распространения массовой информации в Республике Казахстан можно определить как целенаправленную систему организационных, финансовых, правовых и иных мер, осуществляемых государством по созданию и развитию информационного пространства в Республике Казахстан, поддержке средств массовой информации [20].

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области развития рынка средств массовой информации, обеспечения его экономической самостоятельности, а также механизма их общественного и государственного контроля [21].

По словам Морозова А.А. (КИСИ) построение механизма взаимоотношений власти и средства массовой информации является непременным условием сохранения национальной безопасности государства. Основным регулятором взаимоотношений между властью, обществом и субъектами масс-медиа в правовом государстве может выступать только закон. В этой связи небезынтересно будет обратиться к законотворческому опыту ряда ведущих стран, власть которых сравнительно мирно, на законных основаниях, уживается со средствами массовой информации [22].

Нередко на средства массовой информации смотрят с технологической или экономической точки зрения - как на источник информации или как на хозяйствующий субъект. В ряде случаев такой подход справедлив. Но он не должен заслонять главного. Средства массовой информации являются неотъемлемым элементом развитого гражданского общества. Государство не может быть демократическим, если этот элемент слаб или отсутствует. На нынешнем этапе развития страны значение средств массовой информации как общественного института возрастает, как никогда ранее.

Роль средств массовой информации, как гражданского института, заключается в следующем: средства массовой информации сами являются гражданским институтом, причем очень динамичным и влиятельным; выступают одной из самых прозрачных и действенных форм обратной связи между государством и обществом; медиа-сообщество содействует развитию других гражданских институтов, оказывая им самую ценную в нынешних условиях информационную поддержку.

Также средства массовой информации должны посредством своей деятельности усилить гражданское общество. Они должны пропагандировать дух казахстанского народа, его сплочение и подъем патриотических чувств.

Средств массовой информации Казахстана стремительно и динамично росли в годы становления независимости страны. Если в 1991 году в Казахстане было немногим более 600 газет и журналов, и все они были государственными печатными изданиями, то в последние годы их количество увеличилось до «6646 СМИ самой различной формы собственности» [23]

Свобода слова, транспарентность стала бесспорным атрибутом информационного поля Казахстана. Права журналистов охраняются законодательством, за их соблюдением следит ряд общественных организаций. Одной из самых авторитетных является Международный общественный фонд защиты свободы слова "Аділ с?з", созданный по инициативе ряда руководителей неправительственных общественных объединений. Целью Международного фонда защиты свободы слова " Аділ с?з" является становление открытого гражданского общества через утверждение в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной журналистики. Первоосновой этой работы является мониторинг нарушений свободы слова через корреспондентскую сеть фонда. Оперативный анализ неблагополучных с позиций законности ситуаций с конкретными средствами массовой информации позволяет выбрать наиболее эффективные формы защиты таких гражданских институтов и журналистов.

Средства массовой информации обладают огромной властью. Власть - это право быть услышанным и влиять на поведение другого человека. Любая форма принудительного влияния ограниченна. Власть строится на основе добровольного подчинения, согласования интересов - это и есть демократия. Именно такой властью наделена пресса.

Роль информационного гражданского института возникает не сразу и выходит на первый план незаметно. Собственно говоря, это власть общественного мнения, это древний институт публичного обсуждения проблемы на митинге, на риторическом состязании. Современные технологии делают этот процесс более совершенным. Сидя у компьютера и участвуя в форуме или обмениваясь мнениями на чате, вы уже формируете власть.

Так вот именно признание прессы как немаркированного члена властной оппозиции показывает нам направление развития власти и место средств массовой информации в этом процессе. Хорошо известная нам идея отмирания государства - это не идея отмирания власти, а идея отмирания принуждения во власти, насильственного подчинения собственному мнению остальных людей. Власть, основанная на убеждении и манипулировании сознанием, становится главной формой власти в современном обществе и в обществе ближайшего будущего. Искусство демагогии и коммуникативная компетентность - становятся важнейшими институтами власти.

Средства массовой информации сегодня являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей, выполняя репродуктивную и креативную функцию.

Необходимость выживания заставляет прессу руководствоваться не этическими принципами, а соображениями прибыли, что вызывает необъективность и ангажированность средств массовой информации.

Практика финансирования государством средств массовой информации не может положительно влиять на развитие гражданского общества. Такие общенациональные республиканские газеты как "Егемен ?аза?стан" и "Казахстанская правда" не финансируются государством, что положительно сказалось на процессе развития общества. С одной стороны процесс разгосударствления данных объектов дает обществу необходимую свободу, гарантированную Конституцией и законом Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. "О средствах массовой информации" (ст. 2), а с другой затрудняет распространение достоверной информации, поскольку издание средств массовой информации, находящихся на самофинансировании, может происходить только за счет собственной конкурентоспособности, рекламы или же лоббирования с чьей-либо стороны.

В Казахстане от непосредственного финансирования средств массовой информации государством отошли путем введения системы государственных заказов. Данный метод, использованный с успехом в различных странах, также позволил создать оптимальные условия для развития независимой прессы.

Социальный заказ способствует, с одной стороны, снижению социальной напряженности: выявляются и устраняются болевые точки региона; повышается адресность социальной политики; создаются новые рабочие места в социальной сфере; повышается оперативность решения социальных проблем; расширяется вовлечение граждан в процесс решения социальных проблем. С другой, реальному усилению власти: происходит оптимизация структуры управления; повышается эффективность использования бюджетных средств; происходит упрочение авторитета власти.

Связь государства с индивидом осуществляется, основываясь на праве граждан на удовлетворение интереса к деятельности государства и других субъектов общества закреплено в п. 3 ст. 18 Конституции Республики Казахстан. А обратная связь возможна благодаря вкладу средств массовой информации республики Казахстан. Но пока, что размеры этого вклада пока не соответствуют потенциалу медиа-сообщества нашего государства.

Хотя за годы независимости в Казахстане созданы политические, экономические и правовые условия для функционирования независимых средств массовой информации, но юридический механизм их деятельности еще требует доработки.

Средства массовой информации должны выбрать чёткую позицию защиты национальных интересов. На данном этапе назрела необходимость принятия нового Закона о средствах массовой информации, который учёл бы современные реалии обеспечения свободы слова, а также защиты журналистов от давления собственников, и ужесточил бы ответственность чиновников за вмешательство в деятельность свободной прессы.

С другой стороны в гражданском обществе для средств массовой информации предполагается четкое определение меры ответственности за нарушение законов. Общество требует свободы слова, а не свободы клеветы и дезинформации.

Говоря о конкуренции среди средств массовой информации, важно отметить роль государства, которому необходимо пресекать и не допускать монополизации на рынке масс-медиа, так как возникает вопрос о достоверности распространенной информации, а это уже признак деградации гражданского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.