на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Недобросовестая реклама и правовые методы борьбы

Недобросовестая реклама и правовые методы борьбы

13

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

МЭСИ

Кафедра Юриспруденции

Реферат на тему:

“Недобросовестная реклама и правовые методы борьбы”.

Москва

2004

  • 1. РЕКЛАМА, ВВОДЯЩАЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1
    • 1.1. Злоупотребление доверием физических лиц 2
    • 1.2. Злоупотребление недостатком опыта (знаний) физических лиц 3
    • 1.3. Отсутствие в рекламе части существенной информации 4
    • 1.4. Использование преувеличений в рекламе 5
  • 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА 6
    • 2.1. Критикующая сравнительная реклама 6
    • 2.2. Позитивная сравнительная реклама 7
  • 3. НЕДОСТОВЕРНАЯ РЕКЛАМА 8
  • 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ 9
    • 4.1. Виды гражданско-правовых санкций 9
    • 4.2. Уголовная ответственность 10
    • 4.3. Государственный контроль антимонопольных органов за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 10

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, реклама выступает в качестве важ-нейшего инструмента продвижения товаров на рыке, увеличения сбыта и развитии конкуренции. По-этому одной из целей Федерального закона «О рек-ламе» является защита от недобросовестной конку-ренции в области рекламы. Распространение ненадле-жащей, то есть недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, наруша-ющей общие и специальные законодательные требова-ния, может быть направлено ни приобретение необос-нованных преимуществ в предпринимательской дея-тельности, а также способно причинить убытки дру-гим хозяйственным субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. В этом случае не-надлежащую рекламу следует рассматривать как осо-бую форму недобросовестной конкуренции. Тем бо-лее, что перечень форм недобросовестной конкурен-ции, приведенный в Законе «О конку-ренции», перекликается с перечнем соответствующих статей Федерального закона «О рекламе». Тесная связь между пресечением недобросовестной конку-ренции и ненадлежащей рекламы обеспечивается так-же и тем, что в настоящее время в России функции государственного контроля в этих областях выполня-ет один и тот же административный орган -- Минис-терство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ранее -- Государственный ан-тимонопольный комитет) и его территориальные ор-ганы.

В этой связи необходимо более подробно рассмо-треть конкретные проявления недобросовестной кон-куренции в рекламе.

1. РЕКЛАМА, ВВОДЯЩАЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Введение в заблуждение потребителей представля-ет собой действие, напра
вленное на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента. Цель -- привлечь внимание потребителя путем распростра-нения ложной, неточной информации. Подобные дей-ствия могут причинить существенный материальный и моральный ущерб не только потребителям, но также привести к серьезным последствиям для конкурентов (что выражается, например, в потере клиентуры).

С другой стороны, сообщение верных по существу сведений также может при определенных обстоятельствах вводить в заблуждение. Например, «во многих странах добавка в хлеб химических ве-ществ запрещена, и суды большинства стран будут рассматривать рекламное заявление о том, что неко-торые виды хлеба произведены без добавления хими-ческих веществ, как ложные, поскольку, будучи прав-дивой по существу, такая реклама создает вводящее в заблуждение впечатление, будто рекламируемый факт является экстраординарным.

Таким образом, анализируемая норма вводящей в заблуждение рекламы запрещает сообщение не объек-тивно неправильных (неверных) сведений, а субъек-тивно неправильных, т.е. способных ввести в заблуж-дение: Это означает, что для установления введения в заблуждение в смысле статьи 6 Федерального зако-на «О рекламе» единственным критерием должно яв-ляться только субъективное восприятие рекламы. И здесь определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие адресатами.

При анализе рекламы принимаются во внимание все формы ее распространения -- письменные, уст-ные или символические, которые передаются по ра-дио, телевидению, компьютеру.

В конечном итоге учитывается только результат воздейст-вия рекламы на потребителей, а не способы ее дов-едения. При доказывании часто используются эмпири-ческие методы, в основном опросы потребителей. Так, антимонопольным комитетом при поддержке га-зеты «Покупатель» была проанализирована реакция потребителей на распространяемую в 1997 году теле-визионную рекламу товарного знака «Довгань». Впоследствии данные материалы были использованы при вынесении судебного решения о неправомерности распространения указанной рекламы.

1.1. Злоупотребление доверием физических лиц

Люди, как правило, старшего возраста привыкли верить, что сообщения в сре
дствах массовой инфор-мации обязательно соответствуют действительности. Поэтому апелляция к чувствам человека часто приносит позитивные результаты (например, социальная реклама, призывающая к сбору пожертвований на восстановление храма). Однако только при наличии признаков введения в заблуждение обращение к чув-ствам и эмоциям человека является неправомерным средством конкурентной борьбы.

Следует отметить, что на сегодняшний день в Рос-сии существует целый ряд лиц или организаций, ко-торым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От них потребители ждут независимых оценок и объективных мнений. И если должностные лица, ссылаясь на объективность свое-го мнения, используют этот статус с целью побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги, они тем самым злоупотребляют доверием на-селения и действуют неправомерно. Не случайно ста-тья 7 Федерального закона «О рекламе» содержит запрет на распространение в рекламе не соответству-ющих действительности сведений в отношении прав на использование государственных символов (фла-гов, гербов, гимнов), а также символов международ-ных организаций. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года № 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях ор-ганизаций и других структур» предусматривает воз-можность использования наименований «Российская Федерация», «Россия» только с согласия Правитель-ства Российской Федерации и в соответствии с при-нятыми законодательными актами. А Указы Прези-дента «О государственном гербе Российской Федера-ции» от 30 ноября 1993 года № 2050 и «О государ-ственном флаге Российской Федерации» от 11 декаб-ря 1993 года № 2126 устанавливают, что использова-ние данных государственных символов возможно только при осуществлении деятельности государст-венных органов и представлении Российской Федера-ции в иностранных государствах. Указанные норма-тивные акты в достаточной степени защищают инте-ресы потребителей от вводящих в заблуждение ссы-лок на официальную геральдику российского госу-дарства.

В антимонопольный орган обратился потребитель с жалобой на ненадлежащую рекламу АООТ «Феде-ральный чековый инвестиционный фонд», которая ввела его в заблуждение. В 1995 году в средствах массовой информации распространялась реклама, в которой сообщалось, что Федеральный Фонд был создан Указом Президента РФ, участвовал в работе по созданию финансово-промышленной группы «Жили-ще», реализующей Государственную целевую про-грамму «Жилище», заключил договор с ГУИН МВД об инвестициях в объекты незавершенного строи-тельства и т.д. Одним из крупнейших акционеров Фонда в рекламе было упомянуто Москомимущество. В связи с указанными обстоятельствами у потребите-ля укрепилось доверие к Федеральному Фонду как к структуре, поддерживаемой Президентом Россий-ской Федерации и правительствами России и Моск-вы. Поэтому потребитель решил обратиться за по-купкой квартиры именно в этот Фонд, внеся необхо-димые денежные средства. Однако за почти два с по-ловиной года Фонд своих обязательств перед клиен-том не выполнил, денег не возвратил и в довершение всего сменил свое местонахождение. Предваритель-ная проверка сведений, изложенных в рекламе Феде-рального чекового инвестиционного фонда, подтвер-дила их недостоверность. Указанное обстоятельство является одним из оснований для обращения потре-бителя в суд с иском о взыскании понесенных убыт-ков.

1.2. Злоупотребление недостатком опыта (знаний) физических лиц

Характерной особенностью данной группы право-нарушений является то, что рекламодатель, осозна-вая неопытность, отсутствие достаточной зрелости, необход
имых знаний и умений у определенной кате-гории или группы лиц, которые бы позволили им при-нять взвешенное, обдуманное решение, использует эту неопытность, незнание для достижений преиму-ществ в конкурентной борьбе. К лицам, не обладаю-щим достаточной зрелостью, относятся в первую оче-редь дети и подростки. Однако при определенных условиях взрослые также могут быть отнесены к этой категории. Подобная ситуация может возникнуть при рекламировании кредитных операций (вся страна еще очень хорошо помнит рекламу таких финансовых «пирамид», как «МММ», «Хопер-инвест», «Русский дом селенга», ваучерных фондов «Гермес», «Олби-дипломат»), лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.п.

Так, противоправной признана реклама пищевой добавки «Акулий хрящ», которая представлялась в качестве единственного средства для лечения онколо-гических заболеваний.

Общество с ограниченной ответственностью «Здо-ровье-2000» осуществляло рекламную кампанию по продвижению на российском рынке изготовленного на основе акульего плавника препарата «SHARK CARTILAGE» (рекламное название -- «Акулий хрящ»). Данный препарат представлялся в рекламе как единственное доступное средство против страшного заболевания цивилизации -- рака. В ходе разбирательства по делу было установлено, что областью применения «SHARK CARTILAGE» в соответствии с представленным гигиеническим сертификатом № 1 П-11/671 от 14 сентября 1996 г. является использование в качестве биологически активной добавки к пище. Доказательств эффективности воздействия «SHARK CARTILAGE» при наличии указанных в рекламе заболеваний нет. Какие-либо медицинские исследования рекламируемого препарата не проводились. Таким образом, представляя «SHARK CARTILAGE» как абсолютно эффективное средство против целого ряда заболеваний и указывая на его лечебные свойства (несмотря на то, что «SHARK CARTILAGE» является лишь добавкой к пище и не может обладать лечебным эффектом), рекламодатель вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления недостатком знаний в области медицины (которых, конечно, нет у большинства потребителей).

1.3. Отсутствие в рекламе части существенной информации

Однако не всегда можно рассматривать в качест-ве недобросовестного приема несообщение информа-ции в рекламе. Ведь рекламодатель, как правило, не обязан ра
скрывать отрицательные свойства своего продукта. О вводящей в заблуждение рекламе можно говорить лишь в том случае, когда потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести товар с наличием определенных качеств. При этом нельзя забывать того требования, что отсутствующая в рекламе часть информации должна быть существенной. А информация является существенной в том случае, если она каким-либо образом способна повлиять на принятие решения при выборе определенного то-вара. В качестве характерного примера отсутствия в рекламе части существенной информации можно при-вести следующее решение по делу о запрете рекламы страхового акционерного общества «Ингосстрах».

Страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее -- САО «Ингосстрах») вело рекламную кампа-нию по продвижению своих услуг на российском рынке. В 1997 году во многих газетах САО «Ингосстрах» опубликовало рекламные объявления о приглашении к сотрудничеству клиентов страховых компаний, фи-нансовое состояние которых не гарантирует надеж-ности страховой защиты. При этом оно выразило готовность безвозмездного принятия на себя обязательств по договорам страхования имущества и ответ-ственности юридических лиц тех страховых компа-ний, которые не в состоянии их выполнить. Однако о том, что обязательным условием таких переговоров является готовность клиента заключить договор стра-хования с САО «Ингосстрах» на следующий годич-ный период после истечения срока действующего по-лиса говорилось только в нескольких объявлениях.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Фе-дерации», страхование представляет собой отноше-ния по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фон-дов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Тем самым в соответст-вии с частью 1 статьи 423 ГК РФ договор страхования признается возмездным. Указывая в рекламе на без-возмездный характер принятия на себя обязательств, САО «Ингосстрах» не сообщало часть существенной информации о том, что обязательным условием при-нятия обществом на себя обязательств является со-гласие клиента заключить на следующий год договор страхования с САО «Ингосстрах», чем ввело потре-бителей в заблуждение и нарушило абзац 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.