p align="left">Типичным примером, на наш взгляд, является преамбула, данная в Конституции Российской Федерации. Звучит она так: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации»Преамбула Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 237. . К внутренней структуре относится разделение нормативного правового акта на разделы, главы, части, статьи, пункты, подпункты и другие элементы. Основными структурными элементами нормативного правового акта выступают статьи и пункты, так как на них основан весь текст документа. Исторический опыт правотворчества выработал правило сплошной нумерации статей и пунктов. Данное правило используется практически во всех цивилизованных странах. Наиболее детальное деление текстов необходимо в целях систематизации информации для удобного пользования. Разделы нормативного акта могут объединять в себе Общую и Особенную части (например, Уголовный Кодекс Российской Федерации). Общая часть должна включать в себя: 1) основные положения (определения понятий, принципы и т.п.); 2) специальные нормативные положения (презумпции); 3) другие положения, закрепляющие в себе правовой фундамент применения норм Особенной части. Особенная часть включает в себя: правила поведения, юридически закреплённые права и обязанности, а также юридическую ответственность за нарушение тех или иных правовых норм. Вышеизложенная структура нормативного правового акта - это результат долгого нормотворческого развития, который, с одной стороны, способствует чёткому и последовательному изложению материала в правовом акте, а с другой, удобному пользованию им. 2.3 Виды нормативных правовых актов В настоящее время нормативные правовые акты в Российской Федерации по юридической силе делятся на две группы: на законы и соответственно подзаконные акты. Попытаемся доказать данное утверждение. Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношенияАлексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. - М., 1998. - 262 с.. На протяжении многих тысячелетий понятие закон используется в практической и научной деятельности. Бывает и так, что закон отождествляется понятию самого источника права. И в связи с этим ещё в середине 19 века учёные-теоретики внесли предложение о понятии закона в 2-х смыслах: формальном и материальном. В формальном смысле закон понимался как нормативный правовой акт, принятый законодательным органом в специальной процедуре; в материальном смысле - как тождественное понятие для всех источников права в целом. Всякие попытки объединить эти понятия могут привести к неблагоприятным последствиям. Во всех демократических государствах мира закреплён принцип независимости судей. А в ст.120 Конституции Российской Федерации 1993 года, формула данного принципа звучит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»ст. 120, п.1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.1993. - № 7.. Из нашего примера видно, что понятие закона используется в широком смысле, т.е. как защита судебной деятельности от вмешательства в неё других ветвей власти (например, «от телефонного права»). А с другой стороны, данной формулой закрепляется принцип подчинения судьи основным нормативным правовым актам. Следовательно, судья Российской Федерации формально не является независимым. Как и любой нормативный правовой акт, закон обладает своими признаками: · всегда содержит правовые нормы, является юридическим документом; · принимается высшим органом законодательной власти или самим народом, посредством референдума; · издаётся для решения наиболее важных, для государства и общества, вопросов и устанавливает основу правового регулирования во всех отраслях права; · правом отмены или поправки обладают только те органы, которые приняли данный закон, либо, в случае несоответствия Конституции, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными судами республик. Говоря о законе, как об источнике права, нельзя не отметить его отличие от других нормативных правовых актов: · от актов индивидуального характера, т.е. тех актов, которые содержат чёткие инструкции по конкретным вопросам (к примеру, нормативный акт о назначении на должность судьи районного суда РФ); · от актов толкования, т.е. тех актов, которые лишь разъясняют действующие правовые нормы, но не могут устанавливать какие-то новые (например, постановление). В демократическом государстве законы должны быть ведущими источниками права, основой правопорядка и всей правовой системы в целом. «Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране»Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 634с.. Но следует знать, что под законодательством понимаются не только законы, но и иные нормативные документы с содержанием правовых норм (например, указы Президента РФ). В последнее время указы Президента стали обладать соответствующей, что и закон, юридической силой до принятия и вступления закона в силу по конкретному вопросу. В частности, в части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»ст.3, п.5 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 08.12.1994. - № 238-239.. По значимости содержащихся правовых норм, законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся законы, вносящие поправки в Конституцию, а также законы, предусмотренные для издания непосредственно самой конституцией. В нашей действующей, на данный момент, конституции существует четырнадцать таких законов: например, законы о Правительстве РФ (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128), об изменении конституционно - правового статуса субъекта РФ (ст. 137 Конституции Российской Федерации). Наравне с обычными законами, у конституционных законов предусмотрена наиболее сложная процедура принятия их в Федеральном Собрании. К примеру, на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции Российской Федерации). Обыкновенные законы - это нормативные правовые акты действующего законодательства, которые охватывают различные сферы общества. Они также обладают высшей юридической силой, но, к тому же, обязаны соответствовать Конституции и конституционным законам. Обыкновенные законы подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся законы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли права (например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании»Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 206 с.) и все кодексы, принятые Государственной Думой РФ. Кодексы достаточно детально регулируют лишь определённую область общественных отношений. В основном, кодексы относятся к определённой отрасли права (например, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ и многие другие). Текущие законы в Российской Федерации подразделяются на законы федерального значения и законы регионального значения (субъектов Федерации). Таким образом, помимо федерального закона «О языках народов Российской Федерации»О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) // Российская газета. - 14.12.2002. в ряде многих республик, входящие в состав Российской Федерации, издаются собственные законы о языках. Законы федерального значения оказывают своё действие строго на территории всей Российской Федерации. Если закон субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному закону Российской Федерации, то действует лишь федеральный. Конституция в Российской Федерации является основным законом, обладает высшей юридической силой и определяет правовую основу государства, систему правосудия, права и свободы граждан и многое прочее. В настоящее время в Российской Федерации действует Конституция, принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основного (первого) раздела, состоящего из девяти глав и особого (второго) раздела, в котором содержатся заключительные и переходные положения. Следует отметить отличия конституции от других нормативных актов: · конституция имеет учредительный и основополагающий характер. Она регулирует наиболее важные общественные отношения, которые коренным образом затрагивают интересы всех граждан. Конституция РФ устанавливает исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально - территориального устройства, деятельности органов местного самоуправленияСырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 205 с.. Поэтому, по отношению ко всем другим правовым нормам, конституционные нормы являются первичными. · как уже было отмечено, конституция является основным законом государства, составляющим фундамент всей правовой системы; · конституция обладает наивысшей юридической силой. Главенствующая роль Конституции как основного закона, выявляется в том, что любой закон обязан приниматься в строгом соответствии с ней; · она характеризуется стабильностью. Это объясняется тем, что конституция закрепляет в себе устои государственного и общественного строя. Важную роль в системе законодательства играют отраслевые законы, такие как: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы и т.п. Также существуют и межотраслевые законы, содержащие в себе правовые нормы нескольких отраслей права (например, право собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей праваГоловистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2006. - 164 с.). Подзаконные акты -- это акты, принятые на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положенийСырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 207 с.. Вследствие того, что подзаконные акты не так сильны в юридическом плане, чем законы, они основываются исключительно на них. Несмотря на то, что закон играет главенствующую роль в Российской Федерации, подзаконные акты всё же играют вспомогательную, детализирующую роль в общественной жизни государства. В настоящее время известны следующие виды подзаконных актов: 1) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Президент является главой государства и поэтому, в соответствии с этим, его указы занимают второе, после законов, место в иерархии, и также требуют их исполнения на территории всего государства. Предметом регулирования указов Президента РФ являются основные направления внешней и внутренней политики. Если случится так, что указ Президента противоречит Конституции и законам РФ, то Конституционный Суд РФ, на основании его заключения, принимает решение об утрате силы данного указа. Процедура принятия и вступления в силу указа проходит быстрее, чем в законах. 2) Нормативные правовые акты Правительства. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерациигл.6, ст. 110, п.1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.1993. - № 7.. Реализуя поставленную задачу, Правительство РФ принимает постановления и издает распоряжения. В форме постановлений издаются решения, имеющие наиболее важное значение; в форме распоряжений - по текущим вопросам. Особенность актов Правительства заключается в том, что они принимаются только на основании законов РФ и указов Президента РФ. 3) Нормативные правовые акты министерств и ведомств. Их особенность состоит в том, что они издают приказы и инструкции, содержащие правовые нормы, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и законами РФ. Поэтому любой ведомственный акт должен быть основан на указании вышестоящих органов, что на практике редко бывает. В современном российском законодательстве известно множество таких актов. В их число входят: приказы, постановления, уставы, положения и многие другие акты. Создаются они с целью реализации функций государственного управления в различных сферах общественной жизни, будь то наука, культура, промышленность и многое другое. Они обязательны для исполнения всеми подведомственными министерствам и ведомствам организациями, учреждениями и должностными лицами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|