на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нормативный правовой акт как источник права
p align="left">Нормативным правовым актам министерств, которые затрагивают права и свободы граждан, необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и опубликовать данный акт после неё не позднее срока в десять дней. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»: акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаютсяО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2005) // Российская газета. - 28.05.1996. - № 99..

Государственная регистрация необходима, так как она проверяет законность решения министерств или ведомств. То есть проверяется, не ущемляются ли права и свободы граждан данным актом, не возлагаются ли на них несвойственные им обязанности, предусмотренные российским законодательством. При разрешении споров в судах, нельзя использовать данные акты при принятии решения. Такое ограничение является необходимым средством борьбы юристов за справедливость в принятии и применении актов, субъектом исполнения коих являются граждане. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 1993 года «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», центральные органы федеральной исполнительной власти обязаны доводить до сведения соответствующих учреждений и организаций РФ о принятых ими ведомственных нормативных актов.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской ФедерацииII, п.17 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская газета. - 21.08.1997. - № 161

.

4) Нормативные акты субъектов РФ. Локальные нормативные правовые акты. Решая определённые задачи, встающие перед органами государственной власти субъектов Федерации, они в пределах своей компетенции, принимают решение, которое после приобретает правовые форму. Акт субъекта Федерации действует лишь на территории того субъекта, где он был принят. Решения, принятые на областном уровне (инструкции), должны быть представлены исполнителям в течение семи дней с того дня, как они были приняты, но не позже той даты, когда оно вступает в законную силу.

В теории государства и права локальным нормативным правовым актом называется юридический документ, в котором содержатся нормы права и который принимается субъектом управления на предприятии, учреждении и иной организации. К примеру, глава администрации субъекта Федерации вправе издать постановления и распоряжения, с целью разрешения вопроса, относящегося к его компетенции.

На основе вышесказанного можно сказать, что общим обстоятельством для всех видов подзаконных актов в Российской Федерации, совместно с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть своя иерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, Постановление Правительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, нежели аналогичное постановление, только уже правительства области или министерства.

Также существуют локальные правовые акты государственных организаций и негосударственных учреждений с различными формами собственности. С целью законодательного закрепления их деятельности, они создают различные нормативные правовые акты: уставы и положения. Такие акты составляют нижнее звено в системе подзаконных актов и для того, чтобы приобрести юридическую силу, им требуется зарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе власти. К примеру, устав закрытого акционерного общества только после регистрации в государственных органах власти, приобретает свою юридическую силу.

Следовательно, как и было сказано выше, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Итогом наших исследований во второй главе является вывод, что понятие и признаки нормативного правового акта развиваются. Но имеются и постоянные признаки, как например, связь нормативных правовых актов с государственной властью и обеспечение их исполнения посредством государственного принуждения. Однако признак принятия нормативного правового акта компетентными органами и лицами имеет тенденцию к изменению, так, к примеру, решения Конституционного Суда Российской Федерации по конкретному делу становится обязательным к исполнению при аналогичных обстоятельствах. В ходе исследования было установлено, что структура нормативного правового акта - это результат нормотворческого развития в целях чёткого и последовательного изложения материала в правовом акте для удобства использования. Принято делить нормативные правовые акты на две основные группы: законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Заключение

В результате нашего исследования можно сделать вывод, что в Российской Федерации, правовая система которой, относится к романо-германской семье, большое значение придаётся нормативному правовому акту как источнику права.

Нормативный правовой акт в нашей стране регулирует многие социально - экономические, политические, гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения.

Мы исследовали понятие «источник права» и выяснили, что источником права понимается: действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашей работе мы рассмотрели основные источники (формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. В ходе исследования, мы выяснили, что, в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую регулятивную роль.

Отсюда проявляется открытость современного права для взаимодействия и для взаимообогащения с другими системами права, что приводит к заимствованию не только отдельных норм права, но также и целых правовых институтов. Это, в свою очередь, приводит к динамичному развитию и совершенствованию права и механизмов правового регулирования как внутри страны, так и на мировом уровне.

Итак, мы выяснили, что нормативный правовой акт - это официальный документ, содержащий правовые нормы, обязательные для исполнения и рассчитанные на многократное применение. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что основные признаки нормативного правового акта сохраняются, а другие - имеют тенденцию к развитию.

Мы установили, что нормативный правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю структуру. К внешней структуре относятся реквизиты нормативных правовых актов и преамбула. К внутренней структуре относятся разделы, главы, статьи, пункты и подпункты.

На основе проведённого анализа нормативных правовых актов мы установили, что имеются два основных вида: законы и подзаконные акты.

Таким образом, в ходе нашего исследования, было установлено, что нормативные правовые акты играют важную роль в усовершенствовании российской правовой системы и развитии общества в целом.

Библиографический список:

I. Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 08.12.1994. - № 238-239;

2. О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) // Российская газета. - 14.12.2002;

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 21.01.1993. - № 7;

4. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская газета. - 21.08.1997. - № 161;

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред.от 29.12.2009) // Российская газета.-19.06.1996.-№ 114;

6. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2005) // Российская газета. - 28.05.1996. - № 99;

7. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - 29.12.2009.

II. Литература

1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. - М.:Финансовый контроль, 2004. - 410 с.;

2. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. - Свердловск, 1973. - 400 с.;

3. Алексеев, С. С. Общая теория права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360с.;

4. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. - М., 1998., 559 с.;

5. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. М.: Норма, 2005. - 496 с.;

6. Артье, А. Анализ Гражданского кодекса 1804 года;

7. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. -- М.:Юристъ, 2003. - 592с.;

8. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 634с.;

9. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография - Проспект, 2009. - 234 с.;

10. Бошно, С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 4, 5, 6.;

11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.;

12. Воронина, М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. - 2007. - № 19.;

13. Головистикова, А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2006. 256 с.;

14. Диаконов, В.В. Теория государства и права: учебное пособие. - 2004. http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2764.html

15. Дивин, И.М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике // Российская юстиция. - 2009. - № 9.;

16. Ершова, Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право. - 2007. - № 10.;

17. Кудрявцев, В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1999. - №3. - С. 23;

18. Марченко, М.Н. Является ли судебная практика источником права? // Журнал российского права. - 2000. - № 12. - С. 19;

19. Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.;

20. Марченко, Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 1998. - 460с.;

21. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. Ред. В.М. Корельский. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2003. - 596 с.;

22. Стенограмма заседания Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года. - 132 с.;

23. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 704 с.;

24. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. - М.: Юридический колледж МГУ, 1995. - 162 с.;

25. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Интерстиль, 2001. - 336 с.;

26. Херлок, Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 1997.;

27. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт. -2001. - 432 с.

28. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 698 c.;

29. Якушев, А.В. Теория государства и права: конспект лекций. - М.: Приор, 2003. - 192 с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.