на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общая характеристика правового регулирования использования земель гражданами в Республике Беларусь

Общая характеристика правового регулирования использования земель гражданами в Республике Беларусь

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ГРАЖДАНАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет важное значение. Актуальность проблемы определяется еще и тем, что физические и юридические лица составляют основную часть собственников, владельцев и пользователей земли. От урегулирования земельных отношений с участием данных субъектов во многом зависит обеспечение рационального использования и охраны земель, обеспечение условий повышения эффективности землепользования.

Правовому режиму земель физических и юридических лиц посвящена большая совокупность норм земельного законодательства, наблюдается выделение их в самостоятельные разделы ряда нормативных актов, осуществляется дифференциация правового режима земель граждан, проживающих в городах и сельской местности.

Правовой режим земель юридических и физических лиц различен в зависимости от цели предоставления земель (сельскохозяйственная и несельскохозяйственная), форм ее использования (коллективная и индивидуальная), организационной структуры юридического лица (государственное предприятие, кооператив, АО, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью и др.).

Правовое регулирование использования земель физическими и юридическими лицами имеет ряд общих черт.

Так, во-первых, как физические, так и юридические лица в настоящее время могут иметь землю на праве собственности или пользования, в том числе аренды.

Во-вторых, на данных субъектов права распространяется ряд общих правовых норм, регулирующих отношения по поводу земли как имущества, сделок с землей.

В-третьих, наблюдается сближение целей землепользования. Землепользование граждан перестало быть вторичным, зависимым от землепользования предприятий и организаций. Как предприятия, так и граждане могут получить земельные участки для предпринимательства.

В-четвертых, переход от административно-командной системы управления и регулирования определил новые подходы к правовому режиму земель физических и юридических лиц. Практически утратило значимость деление форм землепользования на общественную и индивидуальную. Расширение круга юридических лиц способствовало появлению и земельно-правовых норм о них.

Земельные участки физическому и юридическому лицу могут быть предоставлены в двух и более местах, в установленных законом случаях они могут получить одновременно несколько земельных участков разных видов и целей использования.

Под правовым режимом земель физических и юридических лиц следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Элементами, составляющими правовой режим земель граждан, являются:

а) принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель граждан;

б) состав субъектов прав на данные земли;

в) порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;

г) порядок осуществления и защиты прав данных субъектов;

д) санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земель.

Правовой режим земель физических лиц может быть охарактеризован следующим образом. Само понятие «физическое лицо» в соответствии с нормами гражданского законодательства включает в себя граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Причем иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь на территории Беларуси пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Граждане обладают земельной правоспособностью и дееспособностью в объеме, установленном нормами земельного законодательства. Земельная правоспособность как способность иметь права и нести обязанности возникает у гражданина в момент рождения и прекращается со смертью. Она признается в равной мере за всеми гражданами, не зависит от пола, национальности и принадлежности к религии. Земельные права в настоящее время предоставляются вне зависимости от связи гражданина с производством, земельная правоспособность не зависит от трудовой функции гражданина. Он может получить участок исключительно для предпринимательства и, кроме того, быть собственником юридического лица, использующего землю.

Правоспособность граждан в области земельных отношений включает их права иметь землю в собственности или на другом праве, получить земельный участок по наследству, совершать с землей разрешенные законодательством сделки и участвовать в обязательствах, иметь права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению землей, установленные земельным законодательством.

Земельная дееспособность граждан - это их способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их в соответствии с законодательством. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Новым Гражданским кодексом в п. 2 ст. 20 установлено, что в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.

Правовой режим земель граждан отличают следующие характеристики.

Размер земельных участков, предоставляемых гражданам, по общему правилу нормируем. Так, общая площадь земельного участка, предоставляемого в частную собственность или пожизненное наследуемое владение граждан для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать размеров, установленных ст. 70 Кодекса о земле. Площадь земельных участков, приобретаемых в собственность граждан для строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и дачного строительства, также нормируема и определяется в соответствии с нормами, установленными ст. 70-73 Кодекса о земле.

Использование земель гражданами утратило свой подсобный, второстепенный характер, способный удовлетворить только их потребности и личные нужды. Так, граждане Республики Беларусь могут получить земельные участки для занятия крестьянским (фермерским) хозяйством в размере до 100 гектаров сельскохозяйственных земель. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в других областях.

Нормы земельного права выделяют ряд форм использования земель гражданами: право собственности, право пожизненного наследуемого землевладения, право пользования, аренду и др. Собственность на землю граждан может быть индивидуальной и общей. Общая собственность в свою очередь подразделяется на совместную и долевую. Если граждане используют землю на праве пользования, они могут быть долгосрочными или временными пользователями земельных участков.

Правовой режим земель граждан отличает целевой характер и устойчивость. Цель использования земли может быть основной и дополнительной. Она определяет объем прав и обязанностей граждан. Использование земель гражданами в сельской местности преследует в основном сельскохозяйственные цели, в то время как в городах - несельскохозяйственные.

Правовой режим земель граждан установлен нормативными актами высокой юридической силы: законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства.

Выделение земельных участков гражданам осуществляется в добровольном порядке и зависит от их места нахождения, а в ряде случаев - и от местных условий и возможностей. Так, например, размеры земельных участков, предоставляемых в пожизненное наследуемое владение для традиционных народных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей при наличии обосновывающих материалов.

Личные подсобные хозяйства являются составной частью сельскохозяйственного производства, одним из важнейших дополнительных источников получения разнообразной сельскохозяйственной продукции и дополнительным источником доходов граждан.

Личное подсобное хозяйство длительное время рассматривалось как специфическая, переходная, социалистическая форма производства, основанная на общественной собственности на землю, личной собственности на некоторые средства производства и личном труде его владельцев. При характеристике личного подсобного хозяйства подчеркивались такие его отличительные черты, как производ-ность и зависимость от развития общественного производства колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, подсобный характер как дополнительного источника доходов трудящихся, потребительская направленность деятельности, так как произведенная продукция почти полностью потреблялась самими производителями.

В настоящее время место и роль личных подсобных хозяйств изменились. Личные подсобные хозяйства из области вторичной занятости постепенно превращаются в основное место работы. Наблюдается и такой процесс. Если доля доходов от работы, вкладов, заработной платы рабочих, служащих, пенсионеров в совокупном доходе семей сокращается, то натуральные доходы от ведения личного подсобного хозяйства и доходы от реализации сельскохозяйственной и другой продукции в этом совокупном доходе семей постоянно растут.

Личные подсобные хозяйства заполняют рынки продовольствия, увеличивая его производство, в то время как доля общественного сектора в его производстве неизменно уменьшается.

Совет Министров Республики Беларусь в постановлении от 31 января 2000 г. № 127 «О мерах по увеличению производства и заготовок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан» отмечает, что за этими хозяйствами закреплено 14% сельскохозяйственных земель республики, в них получают около 80% овощей, картофеля, плодов, более 30% молока и около 20% мяса от общих объемов их производства. Одновременно Совет Министров Республики Беларусь поручил облисполкомам и райисполкомам обеспечить оказание помощи гражданам в обработке земельных участков, заготовке кормов, выделении земельных участков для сенокошения и выпаса скота.

Вместе с тем особенностью функционирования личных подсобных хозяйств граждан является их тесная связь и кооперация с коллективными формами ведения хозяйства: через общественный сектор личные подсобные хозяйства приобретают дополнительные земельные участки, корма, удобрения, могут арендовать технику, реализовать выращенную продукцию. Колхозы, совхозы другие сельскохозяйственные предприятия могут оказывать гражданам помощь в ведении хозяйства: осуществлять механизированную обработку приусадебных участков, агрохимическое обслуживание, обеспечивать посадочным материалом. В Белоруссии получила широкое распространение практика перемещения приусадебных участков, их части в поля севооборота колхозов и совхозов, что способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

Отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь личных подсобных хозяйств и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле. Правовые основы ведения гражданами Республики Беларусь личного подсобного хозяйства, а также меры по его государственной поддержке определены также Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-32.

Личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.

В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке - транспортные средства, а также иное имущество, не запрещенное законодательством Республики Беларусь.

Сведения о личном подсобном хозяйстве граждан заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Право на ведение личного подсобного хозяйства предоставлено как гражданам Республики Беларусь, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность.

Деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности.

Вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.