p align="left">Создание общества с ограниченной ответственностью условно можно разделить на несколько стадий, представляющих собой совокупность действий учредителей и регистрирующего органа, в результате которых возникает новый субъект гражданского права - юридическое лицо. На первом этапе формируется воля учредителей на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, а также состав его учредителей. Данные действия не регламентируются правом, здесь все определяется интересами учредителей, их возможностями и личными отношениями между ними. Учредители определяют наименование будущего общества, размер его уставного капитала, виды деятельности, размер доли каждого учредителя и иные вопросы. На втором этапе учредители общества разрабатывают учредительные документы общества, в которых фиксируют достигнутые между ними договоренности, после чего учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (пункт 1 статьи 11 Закона). В целях юридического закрепления отношений по созданию общества с ограниченной ответственностью созывается собрание учредителей общества, на котором и происходит подписание учредительного договора и утверждения устава. Кроме того, такое собрание учредителей принимает целый ряд других решений, необходимых как для создания общества, так и для его дальнейшей деятельности. Так, в частности, собранием учредителей избираются исполнительные органы общества. В случае внесения учредителями неденежных вкладов в уставный капитал общества, собрание учредителей также утверждает денежную оценку вносимых вкладов, причем такое решение принимается всеми учредителями единогласно. На третьем этапе происходит внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества, т.е. формирование уставного капитала. Порядок и сроки внесения вкладов определяются учредительным договором общества, однако, согласно пункту 2 статьи 16 Закона на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Срок для полного внесения вклада в уставный капитал не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Внесение вкладов учредителями подтверждается соответствующим документом, вид которого определяется характером вклада. Внесение денежного вклада подтверждается справкой банка, в котором открыт временный счет для оплаты уставного капитала. Внесение иного имущества, как правило, подтверждается передаточным актом, подписанным учредителем и исполнительным органом общества. Документ об оплате учредителями уставного капитала в дальнейшем представляется регистрирующему органу для государственной регистрации юридического лица. Четвертым этапом является государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 13 Закона государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» / Под общ. ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 2001. - С. 56.. Под государственной регистрацией юридических лиц понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных предусмотренных законом сведений о юридических лицах. Для государственной регистрации учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны представить в регистрирующий орган учредительный договор и устав общества, документы об оплате уставного капитала и иные документы, предусмотренные законом. Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2586.. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт. Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью. 1.3 Реорганизация и ликвидация обществ с ограниченной ответственностью Формы прекращения деятельности юридического лица можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от последствий прекращения деятельности юридического лица принято различать реорганизацию и ликвидацию. Действующее законодательство не содержит определения реорганизации, оно лишь указывает на формы, в которых реорганизация может осуществляться. Однако, как справедливо отмечается в литературе, «...до настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в теории» Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учеб. Пособие. - М., Дело. 2001. - С. 7.. Под реорганизацией юридического лица чаще всего понимается прекращение юридического лица с правопреемством по всем его обязательствам. В частности, по мнению Е.А. Суханова реорганизацией юридических лиц является их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. - 1996. - № 1. - С. 148.. B.C. Мартемьянов считает, что «реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства». Наконец, в литературе высказано мнение о том, что «реорганизация -- это прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась» Мартемьянов B.C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. - М., Норма. 1994. - С. 68.. Однако, реорганизация может сочетать элементы как создания, так и прекращения юридических лиц. Такие формы реорганизации как слияние, разделение и преобразование характеризуются и прекращением, и созданием юридических лиц; в случае реорганизации в форме присоединения происходит только прекращение присоединяемого общества, а при выделении происходит только создание нового общества. Кроме того, прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью реорганизации Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 37.. Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» регулирует лишь порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью с использованием этой организационно-правовой формы, поскольку статья 1 Закона четко определяет сферу его применения - порядок создания и правовое положение обществ с ограниченной ответственностью. Следовательно, Закон не может вмешиваться в сферу правового регулирования других законов и регламентировать порядок создания других юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, а также устанавливать порядок прекращения других юридических лиц в случае их слияния с обществом с ограниченной ответственностью или присоединения к обществу Дивер Е.П. Преобразование как форма реорганизации коммерческих организаций. // Частное право: проблемы и перспективы. Межвузовский научный сборник / Под ред. Цыбуленко З.И. - Саратов., Изд-во Саратовского ун-та. 2003. - С. 67.. Если иное не предусмотрено законом, возможно слияние, присоединение юридических лиц различных организационно-правовых форм, так же как и выделение юридического лица другой организационно-правовой формы, и разделение на юридические лица различных организационно-правовых форм. Принятие решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью Законом (пп. 11 п. 2 ст. 33) отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Подобное решение может быть принято только всеми участниками общества единогласно. Общество с ограниченной ответственностью считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Надлежащим образом утвержденный и подписанный договор о слиянии по своему юридическому значению приравнивается к учредительному договору, наряду с уставом общества с ограниченной ответственностью он является учредительным документом общества. Следовательно, на такой договор распространяются требования, предъявляемые Законом к учредительному договору. Это касается его содержания, а также формы и порядка заключения. Наряду с утверждением договора о слиянии и устава вновь создаваемого общества, общие собрания участников реорганизуемых обществ также утверждают передаточный акт, в соответствии с которым активы и пассивы реорганизуемых обществ переходят к вновь возникшему обществу. Пункт 3 статьи 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, слияние обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Процедура проведения реорганизации в форме присоединения в основном совпадает с процедурой проведения реорганизации в форме слияния. Отличие состоит в том, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, принимает только решение о внесении изменений в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение. Такие изменения связаны с изменением состава участников общества, а также с определением размеров их долей. Необходимость внесения иных изменений может быть предусмотрена договором о присоединении. Что касается иных вопросов, то их вынесение на совместное собрание участников по Закону не является обязательным. Такие вопросы могут рассматриваться лишь в случае необходимости. Отличие процедуры присоединения от слияния состоит также в том, что утверждение передаточного акта относится к компетенции общего собрания. Разделение является формой реорганизации, при которой одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лица, в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и возникает два или более новых общества. Права и обязанности реорганизуемого общества переходят к вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации в форме разделения, о порядке и условиях разделения общества, а также о создании новых обществ. Кроме того, указанное собрание утверждает разделительный баланс общества. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» СЗ РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369. перед составлением разделительного баланса в обществе должна быть проведена инвентаризация его имущества и обязательств. Подобная инвентаризация проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Экономика и жизнь. - 1995. - № 29. - С. 11.. Между участниками каждого из обществ, создаваемых в результате разделения, заключается учредительный договор. Общее собрание участников каждого вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью утверждает устав своего общества и формирует органы управления общества. Возможно и принудительное разделение общества по решению уполномоченного государственного органа или суда. Выделение - это создание одного или нескольких обществ с передачей им по разделительному балансу части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения. // Законодательство. - 1999. - № 5. - С. 23.. Права и интересы участников общества с ограниченной ответственностью в процессе реорганизации защищаются тем, что они принимают участие в решении вопроса о реорганизации и, тем самым, имеют возможность отстаивать свои права. Решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается только всеми участниками общества единогласно, поэтому любой участник, даже обладающий незначительной долей вправе наложить вето на подобное решение, если считает, что реорганизация общества ущемляет его права и интересы. О способах защиты гражданских прав писали такие известные ученые-цивилисты как В.П. Грибанов и В.А. Тархов Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. - М., Юридическая литература. 1972. - С. 65; Тархов В.А. Гражданские права и ответственность. - Уфа., 1996. - С. 43..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|