на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Орган дознания как субъект уголовного процесса
p align="left">Указанное сужение сферы применения дознания как самостоятельного вида предварительного расследова-ния даст органам милиции большие возможности сосре-доточить свои основные усилия на охране общественного порядка, на проведении оперативно-розыскной рабо-ты по обнаружению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также быстро и более ква-лифицированно производить неотложные следственные действия и выполнять предусмотренные законом поруче-ния следователей о преступлениях, по которым обяза-тельно предварительное следствие.

Таким образом, в уголовном процессе в настоящее время успешно сочетаются как первая, так и вторая формы дознания. Они обе предпринимаются после воз-буждения уголовного дела, являются полнокровной про-цессуальной деятельностью, и фактические данные, до-бытые в ходе их осуществления, признаются судебными доказательствами.

2. Место органа дознания в системе субъектов Уголовного процесса

Нет принци-пиального, коренного различия между дознанием и предварительным следствием. Объединенные общностью задач, регламентируе-мые единым процессуальным законодательством и урав-ненные по юридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков. Такое разграничение идет по нескольким направлениям, а именно Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.

:

а) по органам. Предварительное следствие ведется следователями, т. е. должностными лицами специаль-ного назначения, имеющими своей основной задачей расследование наиболее серьезных и сложных преступ-лений, вскрытие конкретных условий и причин, способ-ствующих их совершению, и развертывание на основе обобщения следственной практики системы профилакти-ческих мероприятий по предупреждению и искоренению общественно опасных деяний. Все они вне зависимости от их ведомственной принадлежности занимаются толь-ко расследованием (а частично также возбуждением) уголовных дел. Следователи ни прокуратуры, ни Федеральной службы безопасности, ни Министерства охраны общественного порядка каких-либо других функ-ций не имеют. Для производства же дознания каких-либо особых органов не существует. Оно проводится органа-ми милиции, военным командованием, оперативными работниками Федеральной службы безопасности, начальниками исправительно-трудовых учреждений, ор-ганами государственного пожарного надзора, органами пограничной охраны, а также капитанами морских су-дов, находящихся в дальнем плавании и начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зи-мовкой (ст. 117 УПК РСФСР). Все они - администра-тивные учреждения и лица, для которых ведение дозна-ния является только одной из стоящих перед ними задач. Эти учреждения и лица имеют ряд других функ-ций, предназначены главным образом для управления или обеспечения порядка в тех или иных сферах соци-альной жизни. В то же время они, выполняя свои основ-ные обязанности, должны блюсти дисциплину и поря-док, предупреждать, препятствовать и просекать их нарушение и оказывать содействие борьбе с обществен-но опасными деяниями. Поэтому закон возлагает на них и ведение дознания, однако всегда лишь в той мере, в какой это вытекает из основного направления деятель-ности перечисленных органов и лиц и не мешает нор-мальному ее осуществлению.

Даже применительно к органам милиции, на долю которых падает фактически основная часть работы по дознанию, закон не предусматривает разграничение их подразделений, служб и должностных лиц на админи-стративные и занимающиеся расследованием преступле-ний. Такое разделение мешало бы наиболее рациональ-ному использованию сил и средств этих органов и пре-пятствовало бы успешному выполнению возложенных на них задач по производству процессуальных действий в случаях неотложной необходимости, нанося тем самым вред делу борьбы с преступностью;

б) по методам работы. Органы следствия в ходе вы-полнения возложенных на них задач пользуются только процессуальными средствами. Хотя при определенных условиях они могут предпринять розыскные и провероч-ные действия, но это не всегда характерно для них. Деятельность следователя сводится преимущественно к аналитической, тщательной и вдумчивой следственной работе, к полному и всестороннему исследованию фак-тов путем проверки, анализа и оценки доказательств. Для него далеко не достаточны ловкость, находчивость, умение разведывать и разыскивать. От следователя, помимо того, требуется высокая юридическая квалифи-кация, точное соблюдение всех процессуальных форм, письменное закрепление обнаруженных им фактических данных и т. д. Между тем органы дознания всегда сочетают процессуальные и оперативно-розыскные меры. Закон прямо возлагает на них «принятие оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших» (ст. 118 УПК РСФСР). Таким образом, органы дознания в ходе своей деятельности предпринимают, с одной стороны, следственные действия, с другой - оперативно-розыскные мероприятия. Причем названные средства раскрытия преступления принципиально отличаются друг от друга по непосредственным целям, по форме, содержанию и многим другим признакам.

Оперативно-розыскная деятельность находится вне процесса и представляет собой основанную на законе и подзаконных актах систему мероприятий, связанных с использованием специальных тактических и технических методов и средств с целью предупреждения, пресече-ния, раскрытия преступления и розыска совершивших его лиц. Многие из подобного рода мероприятий требу-ют специальных познаний и подготовки, особых такти-ческих приемов и средств, потому они составляют иск-лючительную компетенцию органов милиции и Федеральной службы безопасности.

Оперативно-розыскная работа, преобладающая в деятельности органов милиции и некоторых других ор-ганов дознания, часто основывается на личном наблю-дении, на беседах с отдельными гражданами и долж-ностными липами, на слухах и на поведении подозре-ваемых в преступлении лиц. Ее результаты сами по себе без подтверждения их в ходе следственных действий доказательственного значения не имеют, в письменном оформлении обычно не нуждаются. Они носят ориенти-рующий, информационный характер. Чтобы на их базе получить доказательства, необходимо или самим же органам дознания, или следователю предпринять следст-венные действия, наиболее целесообразные в каждом конкретном случае. Потому принятие оперативно-ро-зыскных мер не может заменить производства следст-венных действий.

В отличие от процессуальных действий оперативно-розыскные мероприятия не имеют заранее установлен-ной формы и в деталях нормами права не регламенти-руются. Чем в этой работе больше простоты, тем скорее достигаются ее цели. В настоящее время эта работа мо-жет и должна быть значительно усилена, тем более что объем дознавательской деятельности органов милиции по делам о преступлениях, по которым производство следствия не обязательно, ныне сократился примерно в три раза.

Но наряду с такими принципиальными различиями оперативно-розыскные и процессуальные меры, объеди-няемые в деятельности органов дознания, имеют то об-щее, что и те, и другие направлены на раскрытие пре-ступления, обнаружение виновного и собирание дока-зательств. Они удачно дополняют друг друга, поскольку оперативно-розыскные мероприятия позволяют выявить следы преступления и другие доказательства по делу, а процессуальные действия - их закрепить, проверить и правильно оценить. Поэтому как в теоретическом, так и в практическом отношениях надо не только уметь от-личать эти меры друг от друга, но уяснить формы и ме-тоды их сочетания, имея в виду то обстоятельство, что отрыв следственных и оперативных действий друг от друга нередко является основной причиной некачествен-ного расследования дела или даже приостановления его за нерозыском обвиняемого и за необнаружением лица, совершившего преступление;

в) по характеру подследственных дел. Указанные выше различия между дознанием и предварительным следствием обусловливают еще один признак, важный при разграничении этих видов предварительного рассле-дования. Поскольку эти виды расследования проводят-ся различными органами и их деятельность осущест-вляется неодинаковыми способами, постольку диффе-ренцируются по родовому признаку и сами дела, им подследственные. По закону дознание производится по тем категориям общественно опасных деяний, которые по своему характеру таковы, что они чаще всего учиня-ются в сфере управления и общественного порядка. Эти деяния являются менее опасными, вскрываются чаще всего при осуществлении административных функций и обеспечении общественной безопасности. С точки зрения расследования они сравнительно простые, раскрывают-ся быстро, в основном оперативно-розыскным путем, тогда как дела, по которым проводится предваритель-ное следствие, представляют большую общественную опасность, более сложны и в меньшей степени связаны с административной деятельностью тех или иных орга-нов. Для раскрытия этих преступлений, хотя подчас тоже требуется значительная оперативно-розыскная работа, они всегда предполагают большой объем следственных мероприятий;

г) по процессуальному режиму. В этом отношении разграничение предварительного следствия и дознания проводится по двум моментам: по процессуальным сро-кам и по процессуальным формам, связанным с участи-ем в предварительном расследовании потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их пред-ставителей и защитника обвиняемого. Для ведения до-знания устанавливается максимум месячный срок, для предварительного следствия - двухмесячный. При оп-ределенных условиях продлить срок дознания вправе прокурор района или города, а на продление сроков следствия уполномочены лишь вышестоящие прокуро-ры (ст. ст. 121, 133 УПК РСФСР). В предварительном следствии участвует защитник, а при проведении дозна-ния в его любой форме - нет (ст. 47 УПК РСФСР). При окончании предварительного следствия могут озна-комиться с материалами дела и заявлять соответствую-щие ходатайства защитник обвиняемого, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их пред-ставители, при окончании же дознания им такое право не предоставляется: потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители органом до-знания извещаются только об окончании дознания и на-правлении дела прокурору, но материалы дела для озна-комления им не предъявляются (ст. ст. 120, 200-204 УПК РСФСР).

Как видим, законодатель несколько упростил для ве-дения дознания некоторые процессуальные формы, обя-зательные для предварительного следствия. Но это упро-щение процессуального режима имеет строгие рамки, происходит без ущерба интересам успешного выполнения задач уголовного судопроизводства. Закон отверг имевшие в литературе место предложения о том, чтобы дознание было еще больше упрощено и сведено по не-которым делам (хулиганство, кража и др.) к составле-нию протокола о происшествии, подлежащего немед-ленному направлению в суд. Принятие этих рекоменда-ций могло нанести ущерб интересам установления объ-ективной истины по делу, ослабить гарантии права об-виняемого на защиту. Правда, в ст. 116 УПК Казахской ССР первоначально допускалось проведение упрощен-ного дознания примерно по 28 составам преступлений (мелкое хищение, незаконная порубка или повреждение леса, неосторожное телесное повреждение и т. д.). Од-нако очень скоро практика показала неприемлемость этого порядка и указанная процессуальная норма была официально отменена.

д) по степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законо-дательство предоставляет следователям больше само-стоятельности, нежели органам дознания.

В прошлом, как известно, по степени процессуаль-ной самостоятельности органы следствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них. Следователь не наделялся пра-вом давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий. Прак-тически он и сам не принимал почти ни одного процес-суального решения: на составленных им документах зна-чилось «утверждаю» или «согласен» - «прокурор». Та-кое положение сковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью. Оно, кро-ме того, мешало действенной координации работы ор-ганов следствия и дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных про-цессуальных отношений между прокурором и следова-телем.

Новое уголовно-процессуальное законодательство из-менило это положение. Оно значительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысило процессуальную самостоятельность следователя в отно-шении и прокурора, и органов дознания и усилило их ответственность за качество и результативность предва-рительного расследования уголовных дел. В законе пре-дусматривается, что «при производстве предварительно-го следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь при-нимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокуро-ра, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями про-курора о привлечении в качестве обвиняемого, о квали-фикации преступления и объеме обвинения, о направ-лении дела для предания обвиняемого суду или о пре-кращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражении. В этом случае прокурор или отме-няет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следо-вателю» (ст. 127 УПК РСФСР).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.