на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Орган дознания как субъект уголовного процесса
p align="left">Эта норма закрепляет процессуальную самостоятель-ность следователя, расширяет его права, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении закон-ности в предварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется на всех следователей, в том числе на следователей Министерства охраны общественного порядка. Но законодатель не счел необходимым наде-лить такой же самостоятельностью органы дознания. Они по-прежнему обязаны выполнять все указания про-курора по делу, а при своем несогласии с этими указа-ниями могут лишь обжаловать их вышестоящему про-курору, не приостанавливая исполнения. Такое поло-жение объясняется не только разницей в квалификации следователей и работников органов дознания, но и спе-цификой их деятельности и возможностью дифференци-рованного подхода к определению форм и методов прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.

Процессуальная самостоятельность следователя вы-ражается теперь также в его праве давать органам до-знания самостоятельно (не через прокурора) поручения и указания о производстве следственных и розыскных мероприятий, а равно требовать от них содействия при совершении тех или иных следственных действий. Орга-ны же дознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и поручений следователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны об-щественного порядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООП прямо под-черкивается, что следователи в процессуальном отно-шении вполне самостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иные процессуаль-ные указания.

Все перечисленные обстоятельства переплета-ются между собой и позволяют четко разграничить предварительное следствие и дозна-ние, как два относительно самостоятельных вида рас-следования уголовных дел в уголовном про-цессе. При рассмотрении соотношения дознания и предварительного следствия задача заключается не толь-ко в выявлении этих отличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и форм, по-средством которых достигается надлежащее взаимодей-ствие между органами следствия и дознания. Процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из необходимых условий даль-нейшего повышения качества предварительного рассле-дования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления. Российское Правительство обращает большое внимание на постоянную координацию деятельности всех админи-стративных органов и общественных организаций в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.

3. Процессуальное положение ОРГАНА дознания

С процессуальной точки зрения под взаимодействием между органами предварительного следствия и дозна-ния подразумевается основанная на законе согласован-ная деятельность должностных лиц этих государствен-ных учреждений, направленная на раскрытие преступ-ления и изобличение виновных, пресечение и предупреж-дение чьей-либо преступной деятельности и возмещение причиненного материального ущерба путем наиболее рационального сочетания методов, применяемых этими органами. Целью такого взаимодействия служит макси-мальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правиль-ного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-ро-зыскных функций, получение таким путем наиболее эф-фективных результатов в осуществлении задач уголовного судопроизводства.

Поскольку успешное раскрытие многих преступле-ний зависит от разумного сочетания следственных и опе-ративно-розыскных мероприятий, надо всегда стремить-ся к установлению самого тесного контакта между ор-ганами следствия и дознания и четкого их взаимодей-ствия. Вопросы такого взаимодействия должны найти отражение в планах расследования дел, при составле-нии которых следователям целесообразно учитывать соображения и предложения работников органов дознания, обладающих широкой ориентировкой в оператив-ной обстановке.

Взаимодействие предполагает взаимную помощь ор-ганов следствия и дознания друг другу на протяжении всего предварительного расследования конкретного де-ла, взаимную информацию о ходе и результатах прово-димых ими мероприятии и совместную ответственность за раскрытие преступления и изобличение виновных. Формы и методы взаимодействия зависят от специфики расследуемого дела.

При проведении следователем осмотра места проис-шествия органы дознания так или иначе должны оказы-вать ему всестороннюю помощь в оцеплении и охране места осмотра, обнаружении и фиксации следов преступ-ления, а также в выявлении возможных свидетелей и подозреваемого. Они тут же приступают к проведению необходимых оперативно-розыскных мероприятий, на-правленных на раскрытие преступления, обнаружение и задержание совершивших его лиц, собирание всевозмож-ного ориентирующего материала и т. д.

Если после осмотра места происшествия следователь не принял дела в свое производство, то органы дознания продолжают совершение неотложных следственных дей-ствий. Перечень таких следственных действий указы-вается непосредственно в законе и включает в себя: осмотры, обыск, выемку, освидетельствование, задержа-ние и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Этот перечень является исчерпывающим, он не может быть расширен ни по инициативе органов дознания, ни по указанию прокурора или следователя. Нельзя при-знать нормальными случаи, когда отдельные работники милиции по делу, подследственному следователю, предъ-являют обвинение, допрашивают в качестве обвиняемого, назначают экспертизу, проводят следственные экспери-менты и т. д. Это - по существу попытка вернуться к старой практике, которая в прошлом приводила к парал-лелизму в работе органов следствия и дознания.

Все формы взаимодействия органов пред-варительного следствия и дознания предполагают в ря-де случаев совместную разработку ими планов как след-ственных, так и оперативно-розыскных мероприятий. При этом следователь не должен вмешиваться в оперативно-розыскную работу непосредственно, стремиться определить, какие именно оперативно-розыскные меро-приятия и каким образом должны предприниматься органами дознания по его заданию. Ему достаточно быть информированным о возможностях, общем ходе и ре-зультатах оперативно-розыскной деятельности. Следова-телю не известны многие тонкости этой работы, и его попытки вмешиваться в нее могут принести вред.

Правовые отношения следователя с органом дознания часто называют взаимодействием1. Между тем уголовно-процессуальный закон четко закрепляет юридическое неравенство следова-теля и органа дознания. Так, на орган дознания возлагает-ся обязанность возбудить подследственное следователю уго-ловное дело и не позднее десяти суток произвести неотлож-ные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, а затем передать дело следователю (ст. ст. 119, 121 УПК). Следователь же вправе в любой мо-мент, не дожидаясь выполнения неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, отобрать у органа дознания дело своей подследственности и присту-пить к расследованию (ч. 3 ст. 127 УПК). После передачи дела следователю органы дознания вправе лишь по пору-чению следователя производить следственные и розыскные действия и при этом обязаны уведомлять следователя о результатах принятых оперативно-розыскных мер. Часть 4 ст. 127 УПК устанавливает: «Следователь по расследу-емым им делам вправе давать органам дознания поруче-ния н указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными».

Таким образом, в предусмотренных процессуальными нормами отношениях следователь выступает как субъект прав, а орган дознания - как субъект обязанностей. И это закономерно. Органы дознания играют важную роль в расследовании. Но относительно предварительного след-ствия их деятельность носит вспомогательный характер. Ибо именно следователь в полном объеме несет ответственность за направление, качество и сроки расследова-ния по принятому к производству делу. Именно ему дове-рено принять заключительное процессуальное решение в этой стадии, подписать обвинительное заключение или постановление о прекращении дела.

Закон предусматривает следующие виды деятельнос-ти органов дознания по делу, находящемуся в производстве следователя:

а) принятие оперативно-розыскных мер для установ-ления преступника и уведомление следователя о резуль-татах (ст. 119 УПК);

б) выполнение розыскных действий по поручениям и указаниям следователя (ч. 4 ст. 127 УПК);

в) выполнение следственных действий по поручениям и указаниям следователя (ч. 4 ст. 127 УПК);

г) содействие следователю при производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК).

Прежде всего возникает вопрос о соотношении опера-тивно-розыскных мер и розыскных действий. Из того, что и те, и другие отграничены от следственных действий, можно заключить, что имеются в виду акции, предусмат-риваемые процессуальным законом, но не регламентиру-емые им. Непроцессуальный характер - то общее, что объединяет оперативно-розыскные меры и розыскные дей-ствия. Специфическое отличие оперативно-розыскных мер состоит, видимо, в том, что они принимаются негласными методами, с использованием негласных источников инфор-мации. Розыскным же действиям присущи официальные (хотя и не процессуальные) формы: опросы, обращения к населению, патрулирование, захват заподозренного ли-ца в результате физического преследования, оцепления, за-сады или проведение заградительных мероприятий. Следо-ватель вправе не только поручать органу дознания, но и при необходимости лично производить розыскные дей-ствия (при этом для проведения физического преследо-вания, оцепления, патрулирования, засады в соответствии со ст. 128 УПК следователь может использовать помощь общественности, например дружинников). Оперативно-ро-зыскные же меры следователь ни поручать, ни проводить лично не вправе. Более того, вмешательство следователя в оперативно-розыскную деятельность органов дознания представляет собой нарушение законности.

Субъектом обязанностей в правоотношениях со следователем является орган дознания, полномочия ко-торого в полном объеме осуществляет только начальник этого органа. Поэтому со своими поручениями, указаниями, запросами следователь должен обращаться к начальнику органа, но не к руководителям или сотрудникам отдельных служб этого органа. Следователь не вправе подменять начальника органа дознания и через его голову давать поручения и указания его подчиненным. Поэтому неприем-лемы высказываемые иногда в литературе предложения о расширительном толковании ч. 3 ст. 129 УПК или о до-полнении закона с тем, чтобы оправдать создание так на-зываемых следственно-оперативных групп, в которых на-ряду со следователями под руководством одного из них функционируют сотрудники органа дознания.

О следственно-оперативных группах, имея в виду следо-вателей и сотрудников органа дознания (а иногда и спе-циалистов), более или менее продолжительное время ра-ботающих по одному делу, можно говорить как об орга-низационной, но не процессуальной стороне совместной де-ятельности. Ибо и в этих условиях следователь не всту-пает в процессуальные отношения с отдельными сотруд-никами органа дознания, не осуществляет непосредствен-но руководства их действиями. Иное дезорганизовало бы работу органа дознания, привело бы к снижению ответ-ственности начальника органа за исполнение поручения следователя. Между тем начальник не только полностью отвечает за деятельность органа, но и располагает такими оперативными возможностями, каких нет ни у одного из его подчиненных, ни у следователя.

Только в случаях, когда требуется содействие при про-изводстве отдельного следственного действия, выделенные начальником органа дознания сотрудники поступают в не-посредственное процессуальное подчинение следователя.

Поручая розыскные действия, следователь сообщает органу дознания, какие данные подлежат проверке, ка-кие вопросы требуется выяснить, какие объекты надо об-следовать, какие источники информации надо установить.

Так, если убийство совершено на улице, и не исключе-но, что преступника видели посторонние.

Необходимость поручения органу дознания следст-венных действий возникает, когда по делу требуется про-извести одновременно несколько допросов (чтобы предуп-редить сговор заинтересованных лиц или срочно получить проверенную информацию для последующих ответствен-ных мероприятий, например, выяснить у очевидцев приме-ты преступника для организации розыска) либо несколь-ко одновременных обысков (когда первый обыск может насторожить владельцев других обыскиваемых помеще-ний).

Целесообразно также поручение органу дознания след-ственных действии, непосредственно связанных с розыск-ными, например личный обыск разыскиваемого лица в момент его обнаружения, осмотр найденных или представ-ленных гражданами предметов и т. п.

Четкое, основанное на нормах процессуального права определение конкретных задач органа дознания, вспомога-тельных по отношению к деятельности следователя, про-цессуального руководителя расследования, - одна из необ-ходимых предпосылок соблюдения законности при испол-нении органом дознания поручений и указаний о произ-водстве розыскных и следственных действий Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984..

Существенной гарантией законности и эффективности поручений следователя и исполнения их органом дознания является процессуальная форма.

Закон устанавливает, что поручения и указания следо-вателя органу дознания «даются в письменном виде» (ч. 4 ст. 127 УПК). На практике, однако, это требование иног-да не соблюдается под тем предлогом, что в обстановке срочных, неотложных следственных действий не до пере-писки. Но это неосновательно. Если следователь имеет время, чтобы продумать поручение (а иначе-какой в нем смысл?), он найдет несколько минут, чтобы изложить его письменно. Без этого почти неизбежны неопределенность поручения, безответственность, нечеткость исполнения.

Письменная форма не исключает живого общения, устного обсуждения следователем и исполнителями пору-чений возникающих по делу вопросов.

Процессуальному характеру отношений следователя и органа дознания, письменной форме поручений и указа-ний следователя соответствует письменная форма сооб-щения об исполнении этих поручений и указаний, а также о результатах оперативно-розыскных мер, принятых ор-ганом дознания по своей инициативе. Отсутствие предпи-саний, устанавливающих письменную форму таких сооб-щений, представляется пробелом закона.

Согласно ч. 3 ст. 132 УПК, орган дознания обязан вы-полнить поручение следователя о производстве следствен-ных и розыскных действий, поступившее из другого района, в срок не свыше десяти суток. Правила же о сроках испол-нения поручений следователя, находящегося в том же рай-оне, т. е. наиболее распространенных, закон не содержит.

Органам дознания не следует рассматривать выпол-нение поручений следователя или иное содействие ему в качестве «услуги» следователю. Это - их прямая слу-жебная обязанность, возложенная законом. Никакие ве-домственные различия не могут препятствовать органам предварительного следствия и дознания объединять все свои силы и средства для раскрытия каждого преступ-ления и изобличения виновных. Напротив, они должны обеспечить более успешную борьбу с преступностью, позволяя применение в комплексе различных форм и ме-тодов этой борьбы. Только при такой организации взаимодействия органов следствия и дознания возможно дальнейшее повышение качества предварительного рас-следования уголовных дел, обеспечение быстрой и пол-ной раскрываемости готовящихся и совершенных пре-ступлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бажанов М.И., Каган А. Д. Производство дознания в органах милиции. - М.: «Юридическая литература», 1965.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 48.

Жогин НВ., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1965.

Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.

Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции.- М.: «Юридическая литература», 1986.

О дознании в Вооруженных Силах см.: Основы советского военно-го законодательства. - М., 1972.

Руководство для следователей / Под ред. Жогина Н.В. - М.: «Юридическая литература», 1971.

УПК РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.