на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация оперативно-розыскной работы оперативных аппаратов в колониях-поселениях
p align="left">Краеугольным понятием является тот взгляд на оперативно-розыскную деятельность, который нашел закрепление в ст 1 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому ОРД - это вид деятельности, осуществляемый гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (ФЗ), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Это базовое в теории оперативно-розыскной деятельности понятие впервые было закреплено на законодательном уровне, причем законодатель счел возможным отразить в нем достаточно важные признаки, такие как деятельная сторона оперативно-розыскной деятельности (вид деятельности), способы осуществления (гласно или негласно), субъекты (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), правовая основа их деятельности (Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), границы возможной свободы действий (в пределах полномочий), цели деятельности (защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека, гражданина, собственность, обеспечение безопасности общества и государства).

В ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплена общая формула задач, характерная для всех субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В других законодательных актах, в частности в п. 2. ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», указано, что учреждения, исполняющие наказания, осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным законом в этой области деятельности является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», однако последний, не воспроизводит в своем содержании специфику оперативно-розыскной деятельности, характерной для учреждений уголовно-исполнительной системы. Для того, чтобы уяснить характер этой деятельности применительно к уголовно-исполнительной системе, необходимо проанализировать содержание ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где эта общая формула задач находит свою значительную конкретизацию в исправительных учреждениях:

- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

- розыск в установленном порядке осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы;

- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Названные задачи оперативно-розыскной деятельности стоят перед исправительными учреждениями всех видов и типов: от самых закрытых, например тюрьмы, до самых открытых, к числу которых следует отнести исправительные колонии-поселения. Анализ ст. 84 УИК РФ указывает на то, что задачи ОРД отражены в ней не самым удачным образом. Для того, чтобы уяснить задачи этой деятельности применительно к колониям-поселениям необходимо сравнить содержание данной статьи, в которой задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях обозначены значительно шире, чем задачи указанные в ст. 2 Федерального закона «Об ОРД». Получается что частные задачи по величине и объему больше, чем общие. Выходит так, что для полного уяснения задач и организации деятельности оперативные работники и руководители учреждений должны руководствоваться многими нормами из разных законов. Чтобы избежать такого разногласия необходимо на наш взгляд сформулировать нормы в единую редакцию. Обобщение практики оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы, законодательства действующих ведомственных нормативных документов, специальной литературы по затронутой проблеме позволяет предложить следующий перечень задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях и раскрыть их содержание:

- предупреждение готовящихся преступлений на территории дислокации исправительных колоний-поселений; - раскрытие совершенных и совершаемых на территории дислокации колоний-поселений преступлений;

- розыск поселенцев, совершивших побег из исправительных колоний-поселений или уклонившихся от наказания;

- содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников, в том числе поселенцев, лиц, пропавших без вести;

- обеспечение личной безопасности осужденных-поселенцев, персонала колоний-поселений и иных граждан.

Приведенный перечень задач оперативных аппаратов колоний-поселений, на наш взгляд, требует определенного анализа и комментария, что позволит более полно и точно уяснить содержание, объем и границы оперативной работы этих подразделений.

Предупреждение преступлений в колониях-поселениях складывается из общей и индивидуальной профилактики, предотвращения замышляемых и пресечения подготавливаемых преступлений.

Общая профилактика имеет своим назначением выявление условий, которые могут способствовать совершению преступлений, разработку и реализацию мер по устранению таких условий, как правило, выражающихся в различного рода недостатках деятельности частей и служб колоний-поселений.

Индивидуальная профилактика направлена на выявление осужденных, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений, и принятие к таким лицам мер индивидуально-профилактического воздействия, с тем чтобы у них не возник умысел на совершение противоправных действий.

В случае обнаружения у осужденного умысла на совершение преступления или же признаков его подготовки, оперативный аппарат колонии-поселения обязан принять меры по предотвращению замышляемого преступления либо по пресечению подготовительных действий.

Весьма важной задачей оперативных аппаратов колоний-поселений является раскрытие преступлений, совершенных (совершаемых) преимущественно осужденными на территории дислокации колонии-поселения. В целом смысл этой задачи заключается в своевременном выявлении таких преступлений и лиц, их совершивших, установлении всех обстоятельств совершения преступлений, сборе доказательств, позволяющих изобличить преступников в содеянном и привлечь их к уголовной ответственности. При этом определенный объем работы выпадает на проведение неотложных следственных действий, выполняемых оперативными работниками в качестве лиц, производящих дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Нередко эти действия осуществляются параллельно с принятием оперативно-розыскных мер или вслед за ними, что создает необходимые предпосылки для своевременного и полного раскрытия и расследования совершенных в исправительных колониях-поселениях преступлений.

Не менее актуальной задачей считается розыск осужденных, совершивших побег из колонии-поселения, содержание которого включает первоначальные мероприятия, проводимые оперативными аппаратами, по установлению мест нахождения бежавших и их задержанию, а также содействие аппаратам уголовного розыска в ходе федерального розыска преступников, находящихся в розыске. Причем на первоначальном этапе принимаемые оперативными аппаратами меры, как правило, связаны с преследованием бежавших по горячим следам, опросом лиц, совместно содержавшихся с бежавшими преступниками, изучением личности последних и их личных дел, анализом оперативных материалов, результатом осмотра рабочих и спальных мест, личных вещей этих осужденных, определением маршрутов наиболее вероятного движения и мест укрытия, ориентированием органов внутренних дел, принимающих участие в розыске. На последующем этапе принимаемые оперативными аппаратами ИК-поселения оперативно-розыскные меры заключаются в поиске информации, представляющей оперативный интерес для розыска бежавших, в том числе в ходе разработки оставшихся в исправительных колониях-поселениях связей, незамедлительной передаче такой информации инициатору проводимой работы.

Большинство из оставшихся в приведенном перечне задач связаны в основном с содействием взаимодействующей стороне в решении стоящих перед ней задач, которое может быть внутренним и внешним. При организации и осуществлении такого взаимодействия, прежде всего, необходимо исходить из того, что оно в итоге направлено на достижение общей цели борьбы с преступностью.

Так содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений предполагает инициативное лучение оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений из различных источников информации, представляющей оперативный интерес, и своевременную передачу ее по назначению для проверки и реализации по тем фактам преступной деятельности, которые имели место на конкретной территории обслуживания оперативными подразделениями криминальной милиции. Принимаемые меры в одних случаях могут носить несложный характер, в других - приобретать значение оперативной разработки.

Кроме того, важной формой совместной работы по решению названной задачи является исполнение письменных заданий оперативных подразделений криминальной милиции, когда им требуется помощь в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до ареста, но оставшихся нераскрытыми1.

Отдельным аспектом рассматриваемой задачи можно считать принимаемые оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений меры по обеспечению возмещения юридическим и физическим лицам материального ущерба, нанесенного осужденными в результате совершенных ими преступлений, поскольку эти меры являются составной частью работы по раскрытию «старых» преступлений. Вместе с тем важность и актуальность данного вопроса позволяют говорить об определенной самостоятельности этой задачи и, может быть, ее особом месте в перечне задач оперативных аппаратов исправительных колоний-поселений. Смысл ее заключается в целенаправленном поиске оперативных сведений о способах и местах сокрытия (хранения) похищенного или нажитого преступным путем имущества. Незамедлительная передача такой информации инициатору дает возможность возместить потерпевшим причиненный преступными действиями материальный ущерб.

Задача участия в исполнении наказания и оказании содействия сотрудникам других частей и служб исправительных колоний-поселений в этом процессе, в том числе в исправлении осужденных, имеет внутренний характер. Ее важность, на наш взгляд, обусловлена тем обстоятельством, что в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» она названа первой в числе задач уголовно-исполнительной системы. В частности, содействие оперативных аппаратов колоний-поселений сотрудникам других частей и служб данных исправительных учреждений в исполнении наказания в основном преследует цель выявления препятствий нормальному осуществлению этого процесса. Такие препятствия выражаются, как правило, в недостатках организации надзора в отношении осужденных, установленного порядка отбывания наказания, режима содержания, трудового использования осужденных, воспитательной работы с ними, материального обеспечения и медицинского обслуживания. Получаемые оперативными аппаратами такого рода сведения подлежат передаче руководству учреждений, а также отделов и служб последних для разработки и принятия мер по их устранению. Значимость такой информации тем более возрастает, когда данные обстоятельства приобретают характер условий, реально способствующих совершению конкретных преступлений.

Например, своевременное обнаружение и пресечение каналов поступления в колонию-поселение запрещенных к использованию осужденными предметов и веществ (наркотиков, спиртных напитков и др.) позволяет предотвращать такие преступления, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, нередко совершаемые в результате конфликтов между осужденными, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вместе с тем содействие персоналу исправительных колоний-поселений в исполнении наказания может находить выражение в выявлении лиц скрытно и злостно нарушающих режим отбывания наказания, для того, чтобы добытая информация использовалась при решении вопросов о применении к таким лицам соответствующих мер дисциплинарного воздействия.

Отдельно необходимо сказать о таком важном аспекте рассматриваемой задачи, как участие оперативных аппаратов в исправлении осужденных, в частности, при проведении с ними воспитательной работы которая законодательно закреплена в качестве одного из основных средств их исправления. Несмотря на довольно узкие возможности реализации этого средства в условиях исправительных колоний-поселений, оперативные работники обязаны выполнять эту задачу в силу того, что они также являются участниками процесса исполнения наказания.

Оперативные работники непосредственно принимают меры воспитательного характера в отношении конкретных осужденных. Более предметно эта работа ведется с негласными сотрудниками, состоящими у оперативных работников на связи, с применением своеобразных форм, средств и методов, что выступает одним из элементов негласной работы. Содействие сотрудникам других отделов и служб в проведении воспитательной работы с осужденными проявляется, например, в оперативном поиске первичных данных о процессах и явлениях, скрыто протекающих в среде осужденных, в предварительной проверке этих данных с последующим направлением в воспитательный аппарат и сотрудникам для анализа и оценки обстановки на отдельных объектах учреждения (бригадах, отрядах и др.), Для использования при проведении индивидуальных и массовых воспитательных мероприятий с осужденными .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.