на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация судебной власти
p align="left">- собственно аналитическое (естественно, как и собственно на-учное и др. Термины используются в данном случае только для удобства изложения), заключающееся в постоянном изучении судебной практики и соответствующей группы источников права как в содержательном, так и в статистическом планах;

- собственно научное, заключающееся как в формировании предложений по совершенствованию судебной практики и со-ответствующей группы источников права;

- компаративное, заключающееся в исследованиях сравнитель-ного страноведческого характера и сравнительного историче-ского характера;

- информационное, заключающееся в формировании постоянно поддерживающегося в актуальном состоянии "информацион-ного поля", содержащего информацию об источниках права, судебной практике, имеющихся исследованиях и т. п.;

- социологическое, психологическое и иные прикладные направ-ления, связанные с изучением как личности судьи и работника суда, так и его социального статуса, отношения к судье и т. п.

Вопрос о том, как организовано обеспечение судебной системы в конкретной стране, далеко не праздный, поскольку достаточно точно отражает отношение общества к роли и месту судебной вла-сти в государственном механизме.

Как справедливо отмечают авторы "Комментария к Федерально-му конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" в России за последнее столетие были опробованы различ-ные модели организационного обеспечения правосудия, и все они подвергались справедливой критике Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной сис-теме Российской Федерации". М., 1998.-С. 147.. Основных моделей было две: названные функции осуществляли или органы юстиции, или выс-шие судебные органы. В случае совмещения в высшем суде функции организационного обеспечения нижестоящих судов и присущей им функции судебного надзора высшие судебные органы оказыва-лись таковыми не только в процессуальном смысле этого слова, но и в административном. Такое положение дел характеризовалось усилением зависимости судей нижестоящих судов от вышестоящих (в особенности от руководства последних) и приводило в конечном счете к искажению идеи беспристрастности суда или даже ее заме-не идеей демократического централизма. Передача полномочий по организационному обеспечению судов Министерству юстиции С 1972 г. согласно постановлению СМ СССР № 194 от 21 марта 1972 г. "Об утверждении Положении о Министерстве юстиции СССР". также не привела к желаемому результату, напротив, суды попали в еще большую зависимость, но теперь уже от органов исполни-тельно-распорядительного типа. К 1991 г. стало очевидным, что не-обходимо иное решение.

Но прежде чем перейти к анализу найденного в начале 90-х годов XX в. законодательного решения, необходимо сделать несколько за-мечаний. Для того чтобы в полной мере осознать сложившееся к 1991 г. положение дел, необходимо напомнить, что все предыду-щие решения принимались в условиях действия принципиально иной конституционной реальности, поскольку Россия была частью союзного государства - СССР, с одной стороны, а с другой - обе госу-дарственные модели были построены на основе коммунистической идеологии и принципа полновластия советов народных депутатов. Применительно к рассматриваемым вопросам такой подход дикто-вал существование целого ряда принципов, неприемлемых в усло-виях господства либеральной идеологии идей правового государст-ва и разделения властей, а именно: выборы судей соответствующим представительным органом власти (за исключением народных су-дей, избиравшихся населением соответствующей территории), под-отчетность судов соответствующему представительному органу власти (и, применительно к народным судьям, - населению, их из-бравшему), обязательная принадлежность судей к коммунистиче-ской партии или, в крайнем случае, ее молодежной организации и, наконец, передача функций по материально-техническому, орга-низационному и иному ресурсному обеспечению судов либо выс-шим судам, либо исполнительным органам власти соответствую-щей территории (неважно кому, лишь бы сохранялось действие принципа демократического централизма, а точнее - жесточайше-го централизма, прямого подчинения нижестоящих органов выше-стоящим и наличие у последних неограниченных контрольных пол-номочий). Провозглашение же в конституционных актах союзного и республиканского уровня и текущем законодательстве идеи неза-висимости судей по сути имело фасадный характер. В этих условиях было неважно, какой именно орган осуществляет организационное обеспечение судов, важно, что данное полномочие позволяло госу-дарству обеспечивать дополнительный контроль над судебной дея-тельностью. Также напомним, суд не признавался самостоятельной ветвью государственной власти, а считался одним из многих право-охранительных органов, правовая природа которых характеризо-валась как исполнительно-распорядительная, в силу чего наделе-ние Министерства юстиции соответствующими полномочиями было вполне естественным Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.19-20.

Иными словами, дефекты конструкций обеспечения судов, ис-пользовавшихся до 1991 г., состоят не только и не столько в очевид-ной административной зависимости нижестоящих судов от выше-стоящих или от органов юстиции К чему обычно и сводится критика существовавших моделей обеспечения. См. например: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судеб-ной системе Российской Федерации". С. 147-148; Настольная книга судьи. Введе-ние в профессию. М., 2000. С. 36; Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2000. С. 139-140 и др., сколько в отсутствии задачи по обеспечению независимости судей и судов вообще. Не случайно функция, известная сегодня как организационное обеспечение су-дов, ранее формулировалась как организационное руководство ими (п. 1 упомянутого Положения о Министерстве юстиции СССР). Именно поэтому решение вопроса об освобождении судебной вла-сти из недр советской власти, обретение ею независимости как от законодательной, так и от исполнительной ветвей государственной власти одновременно означало решение вопроса о максимально эф-фективном способе ее обеспечения за пределами этих двух ветвей государственной власти.

Как совершенно обоснованно отмечает А.Ф. Изварина, «Для нормальной работы любого суда в «иерархии» судов требуется от его работников верное исполнение законов, инструк-тивных предписаний, отказ от формализма в работе, грубости, волокиты, невежества, нарушения прав. Аппарат судов, устояв-шийся за долгие годы, не требует «радикального реформирова-ния». Он должен действовать продуманно, целенаправленно, осоз-навая, что от него тоже зависит авторитет суда, и по дей-ствиям аппарата, по степени его организованности, четкости в работе, ответственности судят о судебной власти. Аппарат суда должен работать слаженно, как хорошо отрегулированный механизм. Судебный аппарат -особый аппарат: он помогает вы-полнять и проявлять (являть народу) саму судебную власть.» Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.135

Практика работы различных учреждений, организаций, ве-домств и т.п. свидетельствует о том, что результаты их деятельно-сти во многом зависят оттого, кто их возглавляет. Это положение полностью распространяется и на работу судов. Значимость этого фактора возрастает в условиях отсутствия экономической стабиль-ности, снижения уровня жизни населения, роста преступности, хро-нического недофинансирования судебной системы, существенно-го увеличения количества уголовных, гражданских и административных дел, когда фактическая нагрузка па судей и работников аппаратов судов превышает установленные нормы более чем в З раза Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию.-М.,2000.-С.40.

Каждую структурную единицу (суд) судебной системы, кро-ме мировой юстиции, в Российской Федерации возглавляет пред-седатель суда.

Председатель районного суда выполняет те же функции, что и судья. Он не освобождается от обязанностей рассматривать и разрешать судебные дача; уголовные, гражданские, администра-тивные. Имея обязанности, председатель не утрачивает, соответ-ственно, и своих прав, предоставленных ему законом.

Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификаци-онной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и согласованному в порядке, установленном и.6 ст.13 Закона «О судебной системе РФ». Пункт 6 ст. 13 Закона «О стату-се судей в РФ» предусматривает обязательное согласование с за-конодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В односоставном суде судья одновременно является предсе-дателем суда. В многосоставных судах председателем суда явля-ется один из судей.

Районный суд, которым приходится руководить председате-лю, является основным звеном в судебной системе. Традицион-но, как и ранее, он является судом первой инстанции, но одновре-менно становится и судом второй инстанции, т.е. наделяется конт-рольными функциями по отношению к нижестоящему суду, с уче-том сегодняшних реалий по отношению к мировым судьям, дей-ствующим на территории соответствующего судебного района ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ.

За исключением дел, отнесенных к компетенции мировых су-дей, Закон относит к подсудности районных судов все граждан-ские дела, подсудность которых, как правило, определяется мес-том жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица, местом нахождения имущества в виде строения. Основные категории дел, рассматриваемых районными судами, - это дела, связанные со спорами, вытекающими из гражданских, семейных, трудовых, земельных отношений. Районный суд рассматривает все уголовные дела, кроме дел, отнесенных к подсудности вышестоящих судов и военных судов, т.е. за исклю-чением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими. Этому суду подсудны дела, воз-никающие из административно-правовых отношений, дела осо-бого производства.

Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями еди-нолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в со-ставе трех профессиональных судей.

При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде пер-вой инстанции - исключение из общего правила (ст. 7 ГПК РФ). Коллегиальное рассмотрение в составе трех профессиональных судей предусмотрено, например, по делам о расформировании избирательной комиссии (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ),

Уголовные дела суд первой инстанции рассматривает в сле-дующем составе:

- судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное на-казание, предусмотренное уголовным законом, не превышает де-сяти лет лишения свободы За исключением уголовных дел о пре-ступлениях, указанных в пункте 3 статьи 30 УПК РФ;

- судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого -- уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 ст. 31 УПК РФ Например, ст. 105ч. 2 -убийство с отягчающими об-стоятельствами, ст. 126 ч. 3 - похищение человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть или иные тяж-кие последствия, ст. 304--провокация взятки либо коммерческо-го подкупа и др..

- коллегия из трех судей федерального суда общей юрис-дикции-уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступле-ниях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 статьи 31 УПК РФ, за исключени-ем уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 час-ти 2 статьи 30 УПК РФ;

- мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соот-ветствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности районно-го суда в настоящее время установлены Законом «О судоустрой-стве РСФСР». Принятый в 1981 году, он в значительной мере ус-тарел. Несмотря на изменения, внесенные в последние годы, по-чти все статьи нуждаются в полном изменении (например, ст. 21-- 24, 27 и 28).

Часть 3 ст. 21 Закона о судебной системе РФ определяет, что полномочия, порядок образования и деятельности суда должны устанавливаться федеральным конституционным законом. Возмож-но, таковыми будут законы «О судоустройстве РФ» либо «О рай-онном и приравненном к нему суду» или «О судах общей юрис-дикции» Ершов В.В. и др. Судебная система. М., 2000.-С. 186, 190..

Описанный объем работы районного суда обслуживает вме-сте с судьями канцелярия суда. Председатель районного суда бу-дучи старшим среди равных судей, обеспечивает организацию работы суда и его нормальное функционирование.

В процессе осуществления правосудия председатель феде-рального районного суда по сравнению с другими судьями не обладает большими правами, и в нормах процессуального зако-нодательства невозможно найти также различий между судьями, которые председательствуют в судебных заседаниях (председа-тель суда и председательствующий в судебном заседании - раз-ные понятия). При рассмотрении дел в коллегиальном составе пред-седатель как судья и председательствующий судья имеют равное процессуально-правовое положение.

Однако председателю приходится заниматься решением орга-низационных вопросов, которые он правомочен рассматривать.

Председатель организует работу по рассмотрению судебных дел в соответствии с нормами материального и процессуального права, распределяет дела между судьями, заменяет судей в случае их болезни, чтобы не допускать срыва судебного заседания, устанавливает график приема граждан судьями, обеспечивает свое-временное распределение и рассмотрение входящей корреспон-денции, направление в предусмотренные законом сроки сторонам и другим участникам процесса исполнительных листов, необхо-димых копий решений и иных документов, т.е. производит дей-ствия, направленные на реализацию судебного заседания осуще-ствляет другие мероприятия по суду и представляет суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.