p align="left">-- отсутствие противодействия проникновению в страну иностранных компаний с сомнительной репутацией. Анализ данных о компаниях, стремящихся выйти или уже работающих на российском рынке, по-казал, что только 15% из них вполне надежны, 66 % -- это слабые -- фирмы или банкроты, пытающиеся поправить свое положение, в том числе за счет сомнительных контактов, а 19% -- это компании, дея-тельность которых носит криминальный характер; -- достаточно широкие возможности, которые сохраняются еще у орга-низованной преступности для отмывания денег. Добытых преступным путем, и их инвестирования в легальную или теневую экономику, че-рез посредничающие компании и банки, в том числе через компании тина «почтовый ящик» (официально зарегистрированные, но не име-ющие реальных активов и не ведущие уставных операций); -- отсутствие надежною механизма взыскания по закону задолженнос-ти недобросовестною партнера, что вынуждает кредитора обращаться к преступным структурам, специализирующимся на «выбивании» до-топ, получай за это до 50% спорной суммы. Некоторые детерминанты организованной преступности носят технический характер. Например, только 27% музеев и 5% рели-гиозных зданий имеют современную охранную сигнализацию. Только проектируется введение маркировки деталей автомобилей, а также оружия и боеприпасов, которая позволила бы установить действительное место изготовления и принадлежность предмета. Надо указать, наконец, и на последствия ненадлежащего ре-сурсного обеспечения борьбы с организованной преступностью. Речь идет не только о транспорте, специальном оборудовании и т. д., но и о материальном положении участников этой борьбы. Из-вестен афоризм: «Дешевая юстиция дорого обходится обществу». С особой силой он звучит в сфере борьбы с организованной пре-ступностью. Низкая оплата труда работников контрольно-ревизи-онных органов, милиции и налоговой полиции, следователей, за-держки этой оплаты, распространяющиеся и на работников других правоохранительных органов, создают, в сочетании с интенсивны-ми усилиями организованной преступности по втягиванию правоохранителей в свою сферу, многие криминогенные ситуации за счет «соблазнов», которым повседневно подвергаются соответствующие должностные лица. Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998 С. 368 3.3. Предупреждение организованной преступности. Предупреждение организованной преступности (преступлений) как направление профилактической деятельности предполагает: -- четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступ-ности и борьбы с ней в современный период; -- достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борь-бу с этой преступностью и их подготовку; -- достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу; -- комплексное программирование; знание реального состояния и тен-денций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки. Концептуальные основы предупреждения организованной пре-ступности (преступлений) предполагают выделение приоритетов борьбы с ней, исходя из структуры и тенденций организованной преступности, опасности последствий отдельных ее видов. В зако-нодательстве о борьбе с организованной преступностью и в прак-тике этой борьбы необходим учет ее специфики, связанной с ши-рокомасштабной коллективной преступной деятельностью и опорой на огромные средства, добытые преступным путем. В этой связи значимо закрепление в УК ответственности за сам сговор о занятии организованной преступной деятельностью (ст. 209 -- 210 УК), хотя, как отмечалось, необходимо быстрее формировать прак-тику применения этих норм. Столь же значимы законодательные и управленческие меры по противодействию отмыванию преступ-но нажитых средств, но расширению возможности выявления не-законных доходов и изъятию приобретенного на них имущества. Общесоциальной основой предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей для ее функционирования и воспроизводства является преодоление кри-зисных явлений в стране: в экономике, политике, в общественной идеологии и психологии, социальной сфере, правоохранительной ; деятельности. На достижение этих же целен направлены меры правительства по ликвидации льгот и других условии, способствующих коррупции и произволу в отношении хозяйствующих субъектов; но переходу к распределению го-сударственных заказов исключительно через открытый конкурс с публикацией предъявляемых требований; переходу на международ-ные стандарты бухгалтерского учета. Предусматривается преодоле-ние дезорганизации управления пакетами акций, принадлежащих государству, «чистка» комитетов по управлению имуществом от кор-румпированных чиновников. При этом предполагаются проверки правильности установления выкупной цены приватизированных объектов, а также выполнения новыми хозяевами приватизирован-ных предприятий взятых на себя инвестиционных обязательств. Па предупреждение организованной преступности (преступ-лении) прямо «работают» нормы УК 1996 г. об ответственности за корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершен-ные организованной группой, за вымогательство, за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств или ино-го имущества, приобретенных незаконным путем, ограничение конкуренции и т. д. Возможности использования для совершения организованных преступлений банков финансовой и экономичес-кой информации существенно ограничены введением уголовной ответственности за компьютерные преступления. Для профилактики организованных преступлений используется и возбуждение уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответствующие нормы УК являются нормами двойной превенции по отношению к преступ-ной деятельности организованных групп и сообществ. В борьбе с организованной преступностью эффективную роль может сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой на-силия, а также добровольно заявил о своих связях с преступным сообществом, либо активно способствовал его разоблачению. Есть и еще одна проблема, которая требует своего раз-решения в условиях высокой коррумпированности, общества, -это установление поощрительных правовых мер воздействия на тех, кто получает взятки или выступает посредником в них при добровольном заявлении о совершенном преступлении. Пока это касается лишь взяткодателей. Введение нормы об исключе-нии уголовной ответственности либо ее смягчении при добро-вольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии существенно бы нарушило коррумпиро-ванные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердеч-ному раскаянию. С учетом высокой технической оснащенности преступни-ков необходим и уголовный закон, предусматривающий ответ-ственность за умышленные прослушивания переговоров или перехват информации органов дознания, следователя, прокуро-ров, судей, защитников и экспертов в целях воспрепятствования правосудию. Совершенно очевидно, что изощренная преступная дея-тельность, которую нередко консультируют профессиональные юристы, не может быть успешно доказана традиционными ме-тодами. Однако значительная часть достоверной информации. получаемой с помощью технических и оперативно-розыскных средств, сегодня не используется в доказывании преступных действий. Игнорируется самый беспристрастный источник дока-зательств - технические средства. В качестве контраргумента выдвигается недостаточность гарантий, возможность фальсификации материалов опера-тивными работниками и следователями. Но разве нельзя фаль-сифицировать протоколы допросов, подговорить лицо к лжесви-детельству, что, кстати, сделать гораздо легче. Между тем лю-бая фальсификация устанавливается с помощью специальной экспертизы, а лица, допустившие ее, несут уголовную ответ-ственность. Такого рода аргументы в конечном итоге оказывают-ся на руку только тем, кто противопоставляет себя закону. Если речь идет о дополнительных гарантиях, то их следует разрабо-тать и утвердить, но не исключать самой проблемы по надуман-ным аргументам. В последние годы становится массовым явлением укло-нение свидетелей и потерпевших от явки на предварительное следствие и в суды для дачи показаний. Часто это связано не с отсутствием гражданской позиции, а с воздействием на них пре-ступников. Поэтому был принят закон о защите участников про-цесса, но он не обеспечен материально, а потому бездействует. Это лишний раз говорит о том, что закон без механизма его реа-лизации - закон голый. Значительно осложняет предупреждение проявлений ор-ганизованной преступности несовершенство или отсутствие це-лого ряда законов, регулирующих внешнеэкономическую, фи-нансовую и банковскую деятельность, не установлены меры специальной ответственности за ее нарушение. В целом же не-обходим общероссийский закон «О борьбе с организованной преступностью», который включил бы в себя целый ряд право-вых норм, регламентирующих на только ответственность, но и действия правоохранительных органов. Важную роль должны сыграть такие законы, как «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом» и некоторые другие. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 270 - 271 Перспективными представляются профилактические меропри-ятия, связанные: -- с восстановлением с помощью служб социального обслуживания насе-ления жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате без-работицы, демобилизации, ухода в отставку и т. л.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в про-фессиональной деятельности и ее оплате; предоставление такой аль-тернативы крестьянам и другим лицам, выращивающим наркотики для извлечения дохода (включая выплаты, компенсирующие потери этого дохода); -- с введением деклараций для государственных (муниципальных) служа-щих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирова-ния источников средств на приобретение ценного имущества; обязан-ности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, подозрительных по происхождению; -- с введением эффективного порядка конфискации преступных и иных заведомо незаконных доходов и приобретенного па эти доходы иму-щества. Борьбе с вербовкой пополнения для организованной преступ-ности будет способствовать восстановление деятельности право-охранительных органов по профилактике формирования и функци-онирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступле-ния, притоносодержательства; реализация и расширение сохранив-шихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образо-вании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и по-мощи в отношении ряда категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений; кон-троль за своевременностью регистрации приезжих и оформления сдачи квартир временным жильцам. В числе этих мер: всероссийские оперативно-профилактические и целевые опе-рации по выявлению и пресечению «воровских» сходок, деятель-ности «воров в законе», лидеров н активных участников этничес-ких преступных группировок; проверки соблюдения законности деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопаснос-ти частных структур; проверки соблюдения банками порядка кре-дитования негосударственных структур; подготовка правовых ак-тов о мерах обеспечения безопасности лиц, оказывающих негласную помощь в борьбе с организованной преступностью; вы-борочные проверки предприятий по добыче н переработке нефти, газа, цветных и редких металлов, отгружающих продукцию за ру-беж, и разработка па основе материалов проверок мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных пре-ступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих от-раслях; мероприятия, препятствующие проникновению организо-ванной преступности в органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы; проведение Всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью. Нетрудно заметить, что все перечисленные меры подчинены сквозной идее сузить возмож-ности для организованной преступной деятельности путем умень-шения уязвимости от нее легальной экономики и деятельности органон государственной власти. Выделенные приоритеты сочетаются со всем комплексом пов-седневной профилактической деятельности правоохранительных органов. Надо упомянуть возможности, которые предоставляет надзорная деятельность прокуратуры; правомочия судов по выне-сению частных определений о конфискации средств и имущества, приобретенных преступным путем. Значительные возможности открывает формируемая практика по предъявлению органами про-куратуры судебных исков о взыскании в пользу потерпевших по-хищенных организованными преступниками денег и имущества, не дожидаясь приговора по уголовному делу. Генпрокуратура таким способом возвращает Центробанку около 3 трлн руб., па которые наложен арест по делам о фальшивых авизо, поступивших из Чеч-ни. Удовлетворение судами таких исков устраняет опасность изъ-ятия этих средств преступными структурами пли «прокрутки» их в пользу этих структур банками, в которых средства арестованы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|