на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Органы валютного контроля в Российской Федерации
ним относятся государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Департамент валютного контроля Минфина РФ.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют функции валютного контроля на местах.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;

издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

проводить все виды валютных операций;

устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;

устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

а также выполнять иные функции, предусмотренные настоящим Законом.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года "Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка" создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учёта и отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;

проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;

обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:

получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;

проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав В области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортёров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

иные права, предусмотренные законодательством.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля любую информацию и любые документы по валютным операциям, давать объяснения.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и другими финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центробанка РФ резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам, а также всего необоснованно приобретенного не по сделкам, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, не предоставления документов или информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении этих правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов и нерезидентов взыскиваются в доход государства не только суммы, полученные по недействительным сделкам, но и штрафа; приостанавливается действие или отзывается лицензия резидентов и нерезидентов.

5. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства:

отсутствие учёта валютных операций;

ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка;

непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим образом; в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:

взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;

приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.

В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

с юридических лиц - в бесспорном порядке;

с физических лиц - в судебном порядке.

В соответствии со ст.25 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст.168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок. Это может быть двусторонняя реституция (ст.167 ГК РФ) либо односторонняя реституция или недопущение реституции (ст.169 ГК РФ). Применение в качестве последствия недействительности сделки взыскания полученного по сделке в доход государства (ст.169 ГК РФ) возможно лишь в случае, если сделка была совершена одной или обеими сторонами с целью, заведомо противной основам правопорядка.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст.15.25 "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" и ст.16.4 "Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ" Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.

Уголовная ответственность за совершение незаконных действий с валютными ценностями наступает за:

контрабанду валютных ценностей, т.е. их перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (ст.188 УК РФ);

невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, при этом невозвращение признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей, наказывается лишением свободы на срок до трех лет (ст. 193 УК РФ).

Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Заключение

Таким образом, главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст.4859.

2. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник / Под ред. В.М. Крашенинникова. - М.: Экономистъ, 2005.

3. Жиренко В.В. Механизм валютного регулирования внешнеторговых сделок в России. - М.: Научная книга, 2006.

4. Калимов Д.А. Валютное регулирование в Российской Федерации. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005.

5. Косаренко Н.Н. Валютное право: Учебное пособие. - М.: МПСИ; Флинта, 2006.

6. Кочарян В. Индивидуальные правовые акты в механизме административно-правового регулирования валютных отношений // Финансовое право. - 2007. - № 1.

7. Матвеенко П.В. Ответственность должностных лиц организации за нарушение валютного законодательства // Налоги. - 2007. - № 5,6.

8. Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. - 2007. - № 1.

9. Трошкина Т.Н. Новое в системе валютного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2007. - № 2.

10. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2008.

11. Эрделевский А.М. Об изменениях в валютном законодательстве России // Система Консультант Плюс, 2007.

12. http://www.consultant.ru/popular/currency/47_4.html;

13. http://www.consultant.ru/law/interview/shohin.html.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.