на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные положения теории государства и права
p align="left">- Отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами): гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

- Комплексные.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

3. Инновации в правовом образовании. Активные и интерактивные технологии обучения праву

В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции специалистов по этим проблемам.

Например, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой российский вариант юридической технологии профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР. «ПОПСФОРМУЛА» используется при организации споров, дискуссий на уроке. Ее суть заключается в следующем: ученик высказывает -

П-позицию (т.е. объясняет, в чем заключена его точка зрения), предположим, выступает на уроке с речью «Я считаю, что…»;

О-обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная фразой типа: «Потому что,…»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»);

С-следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи…»).

Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Например, обсуждается вопрос «Можно ли в противоречие с традициями не уступать место в общественном транспорте пожилому человеку?». Предположим, кто-то доказывает, что «можно», приводя доводы такого характера: молодой человек устал, плохо себя чувствует и проч. Другой же говорит об обратном: «Нельзя, так как пожилой человек должен пользоваться уважением и почтением в обществе и т.д.». В качестве проблемы для обсуждения может быть выбрана любая другая тема, носящая чисто правовой характер и связанная с рассматриваемыми вопросами курса.

Дадим некоторые методические пояснения. На уроках права учителю необходимо инициировать самостоятельную работу детей. Поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно предлагать обучаемым небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно пояснить школьникам, записать на ватмане и вывешивать по мере необходимости.

Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения «мозгового штурма»:

- необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;

- подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;

- необходимо выбрать ведущего для проведения «мозгового штурма»;

- каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко;

- все предложения записываются на бумаге;

- «мозговой штурм» нельзя проводить более 10-15 мин.

На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.

Организуя работу обучаемых в малых группах, можно предложить некую памятку всему классу. В ней следует прописать те правила, которые необходимо соблюдать всем при использовании на уроке такого метода:

«Каждый участник имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже в том случае, когда у них другая точка зрения на рассматриваемые вопросы. Обсуждать необходимо только предложения, а не тех людей, которые их высказывают. Все обучаемые делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обратиться к учителю или дополнительной информации. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное».

Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны с инновациями в области правового обучения. Степень эффективности новых методик обучения проверяется практикой, экспериментальной деятельностью школ.

К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права - помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок.

Билет 16

1. Понятие, виды и принципы правотворчества

Правотворчество - деятельность по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене. Как правило, осуществляется государственными органами и должностными лицами, однако, возможно и непосредственное правотворчество народа, например, путём участия в референдуме.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества:

Непосредственное правотворчество народа - yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа).

Законотворчество - oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество - oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом).

Чрезвычайное правотворчество - принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество - правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т.д.

Локальное правотворчество - правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Билет 17

1. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства. Цель систематизации - упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности.

Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную систему осуществляется несколькими способами: - путем издания сборника нормативных актов; - путем переработки и дополнения действующих норм права, т.е. создания новых нормативных актов; - путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Виды систематизации нормативно-правовых актов:

Инкорпорация. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласовонностей и противоречий. Бывает (не) официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Консолидация. Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

Кодификация. Создание нового, систематезирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

Учёт нормативных актов. Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее распространены журнальный учёт и автоматизированный учёт.

Билет 18

1. Система права: понятие и структура

Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, тесно взаимодействующие между собой и обусловленные системой общественных отношений:

В качестве структурных элементов системы права выступают: - отдельные юридические нормы; - правовые институты; - отрасли права.

Юридическая норма - один из основных элементов системы права, выступающий как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм имеются правовыми институтами. Главным в объединении правовых норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например: институт основ статуса человека и гражданина в конституционном праве, в гражданском - институт собственности и наследования и т.д.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида. С учетом их классификации в него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Существует такое понятие, как отраслевой институт и комплексные институты. Отраслевой институт образует нормы одной отрасли права. Например, институт наследования. Комплексные институты объединяют нормы разных отраслей права, например, институт избирательного права, куда включены нормы конституционного и административного права. Отрасль права - это совокупность правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например, брачно-семейных, имущественных и др.

Отрасль права - крупное подразделение системы права. Система права складывается из отраслей, а сами отрасли - из подотраслей, институтов и норм права. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не институт, но и не отрасль права. Например: авторское, изобретательное, жилищное право - подотрасли гражданского права; муниципальное - подотрасль административного.

Билет 19

1. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.