на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные положения теории государства и права
p align="left">Под предметом правового регулирования следует понимать сферу качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Он является основным критерием, так как общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующие правовые формы.

Например, трудовые отношения - это предмет регулирова ния трудового права. Предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как: - составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; - одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. Поэтому вспомогательным критерием выделения отраслей права служит метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимают совокупность юридических средств, способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Принято выделять следующие основные методы правового регулирования: - императивный - способ (метод) властного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, основанный на дозволениях, т.е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение; - рекомендательный - метод совета по осуществлению конкретного желательного для общества поведения. Способы правового регулирования определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права, управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение предоставляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т.е. пассивность, предусмотренную законом.

Билет 20

1. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства выступают как два основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом существования и выражения содержания.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Развитие и совершенствование общественных процессов сопровождается преобразованием и обновлением структуры сложившейся системы права.

Система законодательства - это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений и основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.

Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга. Так, система права служит основой систематизации нормативных актов и требует, чтобы источники права классифицировались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре права (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство).

Но, так как законодательство непосредственно связано с социальной практикой, оно более эффективно, чем система права, реагирует на изменения в жизни общества. В результате правотворческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а значит, структура законодательства кроме отраслей законодательства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрасли, которые не совпадают с определенными отраслями права и имеют комплексный характер (например: законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с преступностью, проблемы информатизации и пр.).

Билет 21

1. Понятие, признаки и структура правоотношений

Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

- Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

- Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

- Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

- Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством.

Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т.д.).

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

- Гражданские правоотношения;

- Административные правоотношения;

- Уголовные правоотношения и др.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов: 1) субъектов правоотношения; 2) объекта правоотношения; 3) юридического содержания правоотношения.

Билет 22

1. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства (поступки, состояния, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты охватываются гипотезой правовой нормы, которая устанавливает те обстоятельства, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности.

1. В зависимости от того, зависят ли они от индивидуальной воли субъекта или нет, факты делятся на две группы: юридические события и юридические действия.

Юридические события - это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли людей (рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, истечение сроков, стихийное бедствие и т.д.). События имеют юридическое значение, если они оказывают влияние на общественные отношения и предусмотрены правом.

Юридические действия - это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. Все действия по признаку отношения к ним правовых норм разделяются на правомерные и неправомерные (противоправные) действия.

2. Всю совокупность юридических фактов можно классифицировать по последствиям на правообразующие (заключение трудового договора, поступление в вуз и т.д.); правоприменяющие (обмен жилой площади, перевод с очной формы обучения на заочную); правоотменяющие (прекращение трудового договора, окончание вуза и т.д.).

3. По форме проявления юридические факты подразделяются на положительные и отрицательные. Положительные факты выражают реально существовавшие или существующие в данный момент явления действительности (изданные административные акты, стихийные явления происшедшие или происходящие и т.д.).

Отрицательные факты выражают отсутствие определенных явлений. В этом случае норма права связывает юридические последствия с отсутствием того или иного обстоятельства (для регистрации брака необходимо, к примеру, такое обстоятельство, как отсутствие определенной степени родства).

4. В зависимости от характера действия юридические факты делятся на факты однократного действия и факты непрерывного действия, т.е. правовые состояния.

Факты однократного действия существуют в определенный период времени или в настоящий момент. Исчезая, они порождают различные юридические последствия (смерть, рождение, наводнение и др.). Факты непрерывного действия - это обстоятельства, существующие длительное время и порождающие юридические последствия непрерывно или периодически (гражданство, брак, стаж и т.д.).

5. В основу деления юридических фактов на правопорождающие и правопрепятствующие положены функции фактов. Правопорождающие факты - это такие обстоятельства, которые необходимы для наступления правовых последствий. Правопрепятствующие факты сдерживают развитие фактического состава, препятствуют наступлению правовых последствий.

6. Главный факт наиболее полно отражает сущность регулируемой ситуации. Подчиненные факты конкретизируют юридически значимые детали. Например, главными фактами для назначения пенсии по старости являются возраст и стаж работы. Все другие обстоятельства носят характер подчиненных.

Кроме реальных жизненных фактов возникают ситуации, которые могут носить вероятностный характер и рассматриваться правом в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Это так и называемые квазифакты. Их делят на правовые презумпции и фикции.

Презумпции - это предположения о наличии или отсутствии юридически значимых явлений, подтвержденных правоприменительной практикой. Презумпции имеют юридическое значение во многих сферах общественной жизни (презумпция невиновности, презумпция знания закона участниками правоотношений). Различают опровержимые и неопровержимые, фактические и законные презумпции.

Юридические фикции - фактически несуществующие явления и события, которые признаются правом существующим и имеющим юридическое значение (признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим).

Билет 23

1. Понятие и формы реализации права

Реализация права представляет собой обязательное условие существования права, без которого бы оно утратило свой социальный смысл. В юридической литературе не существует однозначного подхода к определению понятия «реализация права». Одни ученые рассматривают реализацию права как процесс осуществления правовых предписаний. Другие реализацию права определяют как конечный результат, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. Наиболее распространенным является следующее определение: реализация права - это такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм. Другими словами, реализация права - это практическая деятельность людей, организаций по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Существуют различные формы реализации права, которые обусловлены многообразием общественных отношений, отраслей права и способов правового регулирования, а также закрепления юридических требований в нормативных актах.

Формы реализации права можно классифицировать по различным основаниям:

1) по характеру правовых связей между субъектами права - в общих и конкретных правовых отношениях;

2) по субъекту реализации права - индивидуальная и коллективная формы;

3) по внешнему проявлению - активная и пассивная формы реализации;

4) по методу воздействия - добровольная и принудительная;

5) по правовому положению субъектов - гражданско-правовая и административно-правовая формы;

6) по характеру правореализующих действий выделяют четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Билет 24

1. Понятие и стадии применения права

Применение права - сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий.

Выделяют три стадии правоприменения:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Первая стадия правоприменительного процесса состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В рамках этого этапа устанавливаются лишь те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными или неправомерными).

Далее факты необходимо собрать и закрепить с помощью таких процедур, как составление протоколов, фотографирование, видеосъемка и пр. Затем факты исследуются, определяются их достоверность и достаточность для правильного применения права.

Вторая стадия применения норм права - это установление юридической основы дела, она предусматривает поиск правоприменительным органом норм права, необходимых для разрешения дела. Нахождение норм права ведется от общего к частному, т.е. вначале определяется отрасль права, затем институт, а в рамках института уже устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.