на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные понятия европейского права
p align="left">Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая, конечно, и органы правосудия. Гуськова А.П. К вопросу о судебной защите прав и свобод человека гражданина в российском уголовном судопроизводстве //Российский судья.-2005.-№6

Российские граждане получили возможность свободно реализовывать свое право на обращение в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, где таких обращений насчитывается уже свыше семи тысяч. Наша страна в ходе глобальной правовой реформы бесповоротно входит в европейское правовое пространство.

Статья 19 Конституции РФ закрепила принципы равенства всех граждан перед законом и судом и равенства предоставленных прав и свобод человека и гражданина. Шадрин В.В. Судебная экспертиза в свете УПК РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Адвокат.-2002.-№5

За пять лет участия России в Конвенции на 1 июля 2004 г. от россиян в Европейский суд по правам человека поступило свыше 20000 жалоб. В день Секретариат Суда получает из России до 20 заявлений. Конечно, обращаясь в Суд, россияне рассчитывают на удовлетворение своей жалобы. Но многие из них испытали разочарование, получив из Страсбурга ответ, что их жалоба не может быть рассмотрена Судом или признана неприемлемой, т.е. отклонена по основаниям, предусмотренным Конвенцией и практикой Суда.

Известно число россиян, обратившихся в Суд. В 2001 году от них поступило 4490 жалоб, в 2002 г. - 4760, а в 2003 г. - 5338. После предварительного изучения референтами Суда были переданы в Суд в 2001 г. - 2105, в 2002 г. - 3989 и в 2003 г. - 4777 жалоб. Однако хорошо известно и то, что большинство российских жалоб были признаны неприемлемыми. В частности, на несовместимость жалобы с Конвенцией было указано в 2001 г. 1253, в 2002 г. - 2223 и в 2003 г. - 3207 российским заявителям.

Почему так? Статистика показывает, что большая часть российских жалоб отвергается Судом по самым разным причинам: в основном из-за несоблюдения заявителями установленных в Конвенции требований к жалобе, а также неумения правильно, со знанием дела, доказать факты нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией.

Вот уже пять лет любой российский гражданин, любая частная коммерческая организация, любая группа частных лиц или любая общественная организации, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица, имеющие законные основания пребывания в России, находятся под защитой международного правосудия в лице Европейского суда по правам человека. Прибегнуть к защите Суда вправе каждый, кто исчерпал все предоставляемые внутригосударственной правовой системой возможности отстоять и защитить свои права в спорах с государством. В соответствии с Конвенцией и на ее основании Европейский суд может дать совсем иную правовую оценку действиям государственных органов, нежели национальный суд. В этом состоит главный смысл создателей Конвенции - исправлять решениями Суда случаи попирания государственной властью прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

Жить в соответствии с международным правом далеко не просто. Государства - разработчики Конвенции, ясно отдавали себе отчет в том, что европейское правосудие не является идеальным, что оно не всегда защищает права человека, нарушаемые государством. Они также понимали, что без учреждения специального судебного органа, уполномоченного принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека, движение европейского правосудия в сторону совершенствования будет практически затруднено.

Вот почему на основе Конвенции был создан особый наднациональный механизм, основная задача которого состоит в судебной защите прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, в случае их нарушения государствами-участниками. Для этого в 1959 г. были созданы Европейский суд по правам человека и Европейская комиссия по правам человека. Комиссия решала вопрос о приемлемости жалобы и о передаче ее в Европейский суд на рассмотрение по существу.

В период с 1959 по 1998 г. Европейский суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые Судом за пятьдесят лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

В 1998 году была проведена реформа системы защиты прав человека в рамках Европейской конвенции. К этому времени стало ясно, что Суд не справляется с потоком жалоб и чрезвычайно медленно их рассматривает. Чтобы ускорить процесс рассмотрения жалоб, Европейская комиссия по правам человека была упразднена, а ее функции переданы новому Европейскому суду по правам человека.

В том же году, 5 мая, участником Конвенции стала Российская Федерация. С этого момента у российских граждан появилась реальная возможность после исчерпания всех имеющихся внутренних средств правовой защиты и соблюдения других требований обращаться в Европейский суд с жалобой о нарушении прав и свобод, признанных в Конвенции.

Обращение с жалобой в Европейский суд по правам человека требует от ее составителя соблюдения процедурных требований к жалобе, правильного понимания и толкования Конвенции применительно к конкретным случаям ее нарушения, умения четко и ясно изложить факты, являющиеся предметом жалобы, а также использования прецедентной практики Суда, которая не всегда доступна на русском языке, в интересах заявителя.

Подготовка жалоб в Европейский суд - дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим большой опыт ведения уголовных и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно защитить права заявителя в Европейском суде.

Во-первых, правила процедуры судебного разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими доказательств, свидетельствующих о нарушении Конвенции.

Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию фактов, которая должна убедить Суд в нарушении Конвенции, а для этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с учетом международного и европейского права. Это не означает, что российский адвокат, защищавший права заявителя во внутреннем судебном процессе, становится лишним при подготовке жалобы и разбирательстве в Европейском суде. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в деле защиты прав и свобод заявителя в Европейском суде по правам человека. Бордунов В.Д. Государство - ответчик (краткий практический путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод) по состоянию на 01.01.05 //Правовая система «Консультант Плюс»

3. Основы европейского правового пространства в области образования

Европа - это не только единая валюта, сотрудничество в экономической и банковской сферах, но также и сотрудничество в сфере образования.

Открытое европейское пространство для высшего образования несет в себе богатый источник возможных перспектив, учитывающих наше разнообразие, но, с другой стороны, вызывает необходимость приложения дальнейших усилий по устранению барьеров и обновлению систем преподавания и обучения, что будет способствовать развитию мобильности и тесного сотрудничества.

Точкой отсчета интеграции стал договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. Он предусматривал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, "устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами". В рамках Совета Европы еще ранее, в 1953 году была принята Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой "студентам, успешно завершившим обучение в средней школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены все возможности для поступления в университет в другом государстве-члене". С целью обеспечения доступа в университеты, расположенные на их территории, все страны - члены Сообщества признавали эквивалентность дипломов, полученных на территории других стран, подтверждавших полученную квалификацию.

C начала создания общего европейского рынка страны - члены Европейского экономического сообщества придавали большое значение выработке общей эффективной политики в сфере
образования . Несмотря на то, что на различных этапах развития Евросоюза приоритеты сотрудничества в области образования менялись, принципы, заложенные в основополагающих документах, до настоящего времени остаются залогом успеха продолжающейся интеграции.

Образовательная политика в Евросоюзе относится к компетенции государств-членов, а межгосударственное сотрудничество в сфере образования реализуется на основе принципа субсидиарности. Принцип субсидиарности предполагает первичность действий государств - членов Сообщества и допускает возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне Европейского сообщества. Как инструмент интеграционной политики такой подход основывается на двух предпосылках: признании необходимости интеграции и невозможности ее одновременного и единообразного достижения. На практике подход, предусматривающий создание общего законодательства в сфере образования на основе единых приоритетов, целей и принципов, оставляющий пространство для обсуждения деталей и реализации их на национальном уровне, оказался наиболее эффективен для сотрудничества.

Важность сотрудничества в сфере образования для достижения целей интеграции европейских стран не нашло отражения в Римском договоре. Однако в этом документе было сформулировано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также предусматривалось право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории государств - членов Европейского сообщества для свободного "осуществления предпринимательской деятельности". Декларировалось, что впоследствии Совет министров издаст директивы о взаимном признании дипломов, сертификатов и других свидетельств о формальных квалификациях". Одновременно с этим в разделе "Социальная политика" договор формулировал задачу Европейской комиссии: "Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки", а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования .

Таким образом, признание эквивалент---ности квалификаций рассматривается в Римском договоре как предпосылка свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг, как основы формирования общего рынка труда на территории Сообщества. На том этапе развития Европейская комиссия не располагала собственным бюджетом и, следовательно, средствами на поддержку сотрудничества в сфере образования между государствами Сообщества.

Страны - члены Европейского экономического сообщества активно работали над документами, сформировавшими основу академического сотрудничества и повышения мобильности студентов и преподавателей. В первое десятилетие своей деятельности Совет Европы принял четыре конвенции, которые заложили правовую базу сотрудничества между государствами Европы в сфере высшего образования . Первым документом стала уже упоминавшаяся Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающая студентам право поступать в университеты других стран (Россия также присоединилась к этой конвенции, ратифицировав ее в 1999 году).

В декабре 1954 го-да была подписана Европейская культурная конвенция, одной из целей которой стало содействие "мобильности и обмену". Следующим шагом в развитии правовой основы академической мобильности стало подписание 15 декабря 1956 года в Париже Европейской конвенции об эквивалентности периодов обучения в университетах. Целью этого документа было содействие общеевропейским интеграционным процессам и решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов. Согласно конвенции стороны принимали на себя обязательства "признавать период обучения, проведенный студентом в университете другой страны - участницы Совета Европы, как эквивалентный аналогичному периоду обучения в национальном университете при условии, что руководство первого выдаст студенту сертификат, подтверждающий его успешное завершение данного периода обучения". Предусматривалось и взаимное признание успешно сданных экзаменов. Ответственность за добросовестное выполнение положений конвенции возлагалась на государства - участники Совета Европы и университеты (последние несли взаимную ответственность за качество результатов обучения).

Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций стала следующим этапом развития сотрудничества. Не случайно, что она была подписана на следующий год после вхождения в силу Римского договора. Положение о взаимном признании квалификаций, полученных в университете одной страны-участника, предусматривало возможность обладателя квалификации продолжать обучение на следующей ступени образования в университете любой другой страны - участника Совета Европы (также взаимно признавались и академические степени). Вместе с тем университеты имели право самостоятельно определять требования к уровню владения языком обучения кандидата и "в случае, если экзаменационные требования зарубежного университета не включали предметы, предписанные национальными квалификационными стандартами, отказывать в признании до момента сдачи дополнительного экзамена по требуемому предмету".Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ // Доктрина.-2006.-№2

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.