на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы антикоррупционной политики

Основы антикоррупционной политики

75

Введение

26 сентября 2007 года Международное агентство "Transparency International" См.: Интернет страница Международного агентства Transparency International http://www.transparency.org в очередной раз проинформировала международную общественность о состоянии и уровне развития коррупции в мире. Статистика, отраженная в цифрах, на сегодня, более чем печальная. По данным Индекса Восприятия коррупции (далее - ИВК) разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. См. прим. автора. В 2007 г. в Индекс Восприятия Коррупции были включены 20 стран Восточной Европы и Средней Азии, а также были включены данные о восприятии уровней коррупции в государственных секторах 180 стран мира. Такое состав стал наибольшим количеством государств и территорий, включенных в Индекс за все время его публикаций. "Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления Transparency International (далее Трансперенси Интернэшнл).

Около 40% стран, в результате проведенной оценки восприятия коррупции, набрали менее 3 баллов по шкале ИВК. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Это свидетельство того, что в этих странах коррупция воспринимается как чрезвычайно острая и нерешенная проблема. Что касается более богатых и состоятельных стран и территорий, то более высокие баллы, в основном сосредоточенны в станах и территориях Европы, Восточной Азии и Северной Америки. И это, в первую очередь несомненный показатель относительного благополучия, обеспеченное общей стабильностью политической ситуации, эффективными механизмами разрешения конфликтов интересов, наличием положений о свободе доступа к информации и отсутствием препятствий для гражданского общества по осуществлению надзора над деятельностью государственных институтов.

Тем не менее, коррумпированность высокопоставленных государственных служащих в бедных странах имеет и международное измерение, иными словами, она связана и со странами, занимающими высшие строки "Индекса". Коррупционные деньги зачастую поступают от многонациональных компаний, базирующихся в богатейших государствах мира. Положению, при котором такие компании могут рассматривать взяточничество в качестве законной стратегии ведения дел на зарубежных рынках, должен быть положен конец. Кроме того, мировые финансовые центры играют ключевую роль в том, что коррумпированные чиновники располагают возможностями по переводу, сокрытию и инвестированию своих богатств, нажитых незаконным путем. Так, например, оффшорное финансирование сыграло основную роль в выводе многомиллионных сумм из таких стран, как Нигерия и Филиппины, способствуя злоупотреблениям со стороны коррумпированных руководителей этих государств и обнищанию их подданных.

В середине 2007 года Международным институтом развития менеджмента город Лозанна, Швейцария См.: Международный институт развития менеджмента, Лозанна, Швейцария / IMD International, Switzerland, World Competitiveness Center было проведено независимое исследование на тему "С чем у вас ассоциируется коррупция в системе органов государственной власти?", в рамках единой программы "ИВК 2007" организованной Transparency International. Опросы проводились одновременно в нескольких странах Европейского Союза. Данные полученные в итоге опроса респондентов были положены в окончательный итоговый рейтинг ИВК в 2007 году.

Как правильно было замечено, в ходе опроса большинство респондентов, соотносили словосочетание "коррупция в государственных органах", как действия чиновников обладающих повышенной степенью опасности, подпадающих под определение "преступление", предусматривающего уголовную ответственность. Принимая участие в коррупционной деятельности, чиновники государственного аппарата, как правило, очень грамотно используют свои административные ресурсы в сочетании с применением мощного интеллектуального потенциала, новейших информационных средств и технологий, что само по себе представляет сложнейшую систему, когда привлечь замеченного в коррупции чиновника к ответственности, очень не простая задача.

Одновременно, создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.

В журнале Российского права, доктор юридических наук Хабибулин А.Г. так выделяет наибольшую общественную опасность коррупцию. Коррупция, по его мнению, является: - " одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества". См.: Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал Российского права от 28 февраля 2007 - №2

В рамках представленного исследовательского проекта, мною было проведен независимый социальный опрос респондентов, по двум самостоятельным направлениям, каждый из которых хоть и локально, но отразил мнение россиян в следующих социологических опросах:

опрос № 1 - "Законодательные акты, которые содержат недостатки и могут провоцировать коррупцию в государственном аппарате РФ, субъекта РФ и в органах местного самоуправления?" (диаграмма №1);

опрос № 2 - "Почему чиновники в Российской Федерации берут или вынуждены брать взятки?" (диаграмма №2).

В ходе опроса были использованы принципы социальной и профессиональной (ведомственной) стратификации, которые позволили наиболее четко определить взгляды и мнение людей, на проблему коррупции в системе государственных органов Российской Федерации. По каждой анкете в отдельности было опрошено пятьдесят респондентов. Из которых: 15 - студенты вуза и учащиеся колледжа и техникума; 10 - преподаватели вуза; 5 - пенсионеры; 3 - работники госучреждений и муниципальных органов; 1 - депутат городской думы; 4 - предприниматели; 5 - подростки (в возрасте от 14 - 18); 7 - люди среднего и более старшего возраста.

Первый этап работы включает в себя проведение научного исследования по трем первым главам, представленных в заявке, на конкурс "Исследовательские проекты молодых ученых".

В первой главе "Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ антикоррупционной политики" рассматриваются следующие параграфы:

История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений;

Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти.

Вторая глава "Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции, отводиться понятию коррупционной политики, как средству укрепления стабильности и мирового порядка в xxi веке". В ней рассматриваются следующие параграфы:

Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом;

Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации;

Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты как основа укрепления стабильности действия антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства.

В третьей главе "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в Российской Федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности" автор предполагает раскрыть следующие параграфы:

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации;

Криминологическая и уголовно - правовая характеристика антикоррупционного законодательства России;

Система противодействия коррупции в высших органах государственной власти на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.

Глава 1. Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ анитикоррупционной политики

Коррупция, как феномен, знаком людям еще с древних времен. Это не одно из самых старых, но и относительно уже не молодое явление социальной действительности. Вот уже порядка семи веков, история учит, что за время цивилизации человечество довольно успешно борется с этим злом. Но, и в начале третьего тысячелетия, нам - людям, пока не удалось искоренить коррупцию, в полном смысле этого слова. Наиболее полное упоминание о коррупции найдено в 13 веке до нашей эры в Сирии, где был замешан высший чин правоохранительных органов. См. диссертацию кандидата социологических наук: Дзодзиева Залина Батырбековна «Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ» // Специализация 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61:06-22/629 И если принять во внимание тот факт, что административная и политическая коррупция уже существовала несколько веков назад, и она существует сегодня, то мы можем с уверенностью утверждать, что имеем дело, с самыми большими видами и типами коррупции.

Высокий уровень конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина практически в любом государстве, как в прочем и установление последовательных демократических механизмов - гласности и прозрачности, на сегодня, способствуют снижению административной коррупции в мире. Это можно видеть из ежегодных отчетов, по объективным показателям проявления административной коррупции, представленных Transparency International по развитым странам и регионам. К сожалению, второй тип коррупции, а именно политическая, поддается искоренению гораздо труднее. Если в развивающихся странах политическая и административная коррупция сосуществуют примерно в одинаковых пропорциях, то в развитых странах превалирует именно политическая коррупция.

В рамках темы исследования нам предстоит рассмотреть, один из вышеперечисленных типов коррупции, а именно, будем говорить о составляющих детерминантах административной коррупции, которая, по мнению автора, обладает большим с практической точки зрения интересом. Имея тему исследования "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты коррупции в высших эшелонах государственной власти Российской Федерации", мы также непосредственно, в некоторых моментах затронем и элементы политической коррупции, без которой невозможно установить тождество категорий и детерминант заявленных в теме исследования.

1.1 История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений

Для того чтобы перейти к рассмотрению исторических истоков происхождения коррупции, сперва, мы должны дать определение коррупции. Как известно, существует большое множество определений этого феномена, возможно это и объясняется наличием разных типологических и видовых подходов к изучению коррупции. Наиболее четкое определение этому явлению в своей работе дал Joseph Senturia (Джозеф Сентурия), определив коррупцию, как: "злоупотребление публичной властью ради частной выгоды". См.: Wewer G. Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. Mьnchen, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. S.481. Это довольно емкое и сжатое определение, которое можно найти в специализированной литературе. Более схожие определения мы сможем найти и в текстах документов Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и документах Генеральной Ассамблеи ООН.

Если с общим термином мы более или менее разобрались и дали ему определение, то, как быть с более узким понятием "коррупция в государственных органах и учреждениях". Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА-М., 2003. И с этим определением также очень трудно спорить, ведь в принципе, это и определяет современную коррупцию, которая существует сегодня в госорганах и учреждениях не только в высших руководящих структурах, но и на любом ее уровне и в любом звене.

В письменах самых древних из существовавших цивилизаций можно найти ранние упоминания о таком явлении, как коррупция. Безусловно, в этот термин не вкладывали широту современного определения коррупции как таковой. Первые знакомства с элементами (детерминантами) определения государственной коррупции мы можем встретить в одних двух самых старейших свода законов, которые в настоящее время известные человечеству это: "Кодекс Хаммурапи" (Вавилон, 2200 г. до н. э) и "Эдикт Нармаба" (Египет, 1200 г. до н. э). В текстах "Закона Хаммурапи" можно найти уголовно-правовую квалификацию ответственности за проявленные злоупотребления судейскими органами.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.