на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы антикоррупционной политики
аблица 1. Критерии типологии и видов коррупции в органах государственной власти

Критерии типологии коррупции в органах государственной власти

Виды и типы коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная коррупция (коррупция госчиновников)

Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)

Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Вымогательство взяток по инициативе должностного (руководящего) лица. Вероятен подкуп по инициативе работника или государственного служащего

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки

Обмен услугами

Получение выгоды иного имущественного или денежного характера (квартира, машина, и т.п.)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)

Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)

Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) Централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) Централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

"Низовая коррупция" - в низшем и в среднем эшелонах власти. "Верхушечная коррупция" - у высших чиновников и политиков.

"Вертикальная" - внутри органа госвласти, как правило между руководителем и подчиненным.

Международная коррупция

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция

Систематическая (институциональная) коррупция

Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Как видно из приведенной выше таблицы, система подхода к изучению детерминант на основе криминологической оценки коррупции в системе (иерархии) любой структуры государственных органов и учреждений обладает, несомненно, только ей присущей спецификой. Правоохранительные органы, активно ведущие борьбу с этого рода преступными деликтами в своей деятельности, при разработке "рабочих" и "итоговых" версий также должны следовать этим криминологическим принципам. Они в свою очередь во многом могут помочь правоприменителю не только упростить процесс их процессуального закрепления, но и в конечном итоге, что более существенно - правильно помочь классифицировать конкретный вид чиновничьего злоупотребления.

Таблица 2. Основные методологические подходы в борьбе с системностью коррупции в высших органах государственной власти и управления

Основные методологические подходы

Первый метод

Второй метод

Смена власти с её последующим заключением в тюрьму бывших руководителей государства или даже их казнь

Реформировать государственную систему, пораженную системной коррупцией, не требуя при этом от лидеров, чтобы они совершили политическое самоубийство или отправились в изгнание

Третий метод

Четвертый метод

Угандская модель

Концепция "анклава" или "острова честности"

Исследуя основные виктимологические и криминологические детерминанты, автором были изучены основные методологические подходы в борьбе с системностью коррупции в высших органах государственной власти и управления. В основы выделения таковых детерминант были положены исследования и научные выводы одной из первых книг вышедшей в свет в 1996 году - "Системы общегосударственной этики поведения". Результаты обсуждения этой книги, которое было организовано в июне 1999г. Российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также материалы российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией. На основе научных выводов, мы составили таблицу "Система методологических подходов" в борьбе с системностью коррупции высших органах государственной власти и управления. Коллективу авторов данной книги достаточно четко удалось проследить не только динамику, но и подобрать наиболее достойную систему в сфере противодействия коррупционным преступлениям, равно как и их предупреждению.

Исследуя первый метод основного систематического подхода - "Смена власти с её последующим заключением в тюрьму бывших руководителей государства или даже их казнь". Это один из самых радикальных, и на наш взгляд далеко неправо ориентированных подходов. Действительно, если рассматривать что такие коренные меры были введены в Бангладеше и Гане, то в Советском Союзе "эдакие" манипуляции и громкие судебные процессы с участием Лаврентия Берия, Василия Сталина практически ничего не изменили в иерархии круговой поруки взяточников.

Второй системный подход - "реформировать государственную систему, пораженную системной коррупцией, не требуя при этом от лидеров, чтобы они совершили политическое самоубийство или отправились в изгнание". Этот вариант остается по-прежнему одним из противоречивых и точно не дающих ответов на поставленные задачи для формирования итогового процесса борьбы с коррупцией. Например, такие подходы можно выделить на сегодня в Грузии и Украине. Перед выборами в этих государствах партийная оппозиция четко говорили о тех преступлениях и о той коррумпированности, в которой погрязли правящие элиты. И как результат этой модели у власти остались те, кто и раньше занимал ведущие посты в государстве, выдавив оппозицию за грани всяких разумных пределов.

Третий подход, названный "Угандская модель" представляет собой преобразование сверху донизу систему государственной власти, разработав для преобразования целый комплексный пакет реформ и преобразований в сфере государственной службы. Безусловно, примером может, служит не только переходная модель государственной службы доставшейся ей по наследству от предыдущих управленцев в Уганде, но и Современная российская модель, получившая систему иерархии государственной власти созданной еще в Советском союзе.

Минус этой системы четко прослеживается на той волне того, что, будучи новой элитой государственного управления, руководство, обещая нанести удар по коррупции, и ее жизненно важным элементам, постепенно отвлекаясь от своей первоочередной цели, начинает заниматься совсем другими делами. В результате упущенное время в должной мере не обеспечивает правильного перехода к изменению структуры административной власти, где следовательно, на эффективную борьбу с коррупционными проявлениями в государственных органах особо и не приходиться рассчитывать.

Четвертый подход - "концепция "анклава" или "острова честности", отражает создание и отграничение сфер в области государственного управления от единой системы как в центре, так и на местах, дыбы начать профилактику и борьбу с системностью коррупции отдельно по каждому из выделенных направлений. По такому направлению сейчас идет Россия. Увидев перспективность такой эффективной системы борьбы с коррупцией, наше государства старается применить и реализовать все мероприятия, которые в конечном итоге позволят реализовать программу "коррупционной борьбы" с системой коррупции в высших эшелонах государственной власти.

Если исходить из корней виктимологии в этом подходе, то можно с уверенностью сказать, что у руководителей высшего звена власти на сегодня имеется два основных набора ценностей: официальные (узаконенные) и неофициальные (традиции и обычаи). И это в свою очередь сильно влияет не только на коррупционные проявления в той или иной верхушке власти, но и сказывается на всем поведении чиновника в отношении ко всему процессу административного управления, так и к отношению относительности служения народу в духе законности. Ведь в большинстве, по своей природе большая часть руководителей высшего звена остаются приверженцами неофициальных ценностей, а сила традиции в этом плане не только усугубляют положение, но и нередко приводят к проникновению всепоглощающей коррупции внутрь системы государственного управления.

Глава 2. Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции. понятие, коррупционной политики как средство укрепления стабильности и мирового порядка в XXI веке

2.1 Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом

История коррупции, как одного из элементов социальной реальности уходит своими корнями в далекое прошлое. Первые исторические факты зарождения коррупции в ее первородном состоянии датируются временем существования так называемых протогосударственных образований и древних цивилизаций. Спустя тысячелетия люди и по сей день исследуют всю многогранность этого явления. ХХЙ век - век быстрых машин, новых инженерных технологий, но как, ни странно он не приносит нам единого и канонического определения коррупции.

В этой главе мы преимущественно будем говорить о коррупции "государственной". Несомненно, интерес, проявляемый к этой сфере - сфере государственного управления и контроля вызывает сегодня большой резонанс в общественной и политической жизни нашей страны. О ней говорят в средствах массовой информации (далее - СМИ). Новости о погрязших в пучину коррупции государственных чиновниках не сходит с экранов телевизоров и с эфиров радиовещания. Между прочим, как ни странно, коррупция не единственный социальный элемент, который может характеризовать сферу государственного управления, он так же в свою очередь может быть присуща сфере менеджмента (управления) и сфере корпоративного управления в целом или просто может существовать на бытовом уровне. Но, не смотря на разноплановость социального феномена коррупции, с практической точки зрения наш интерес будет распространен на сферу непосредственного государственного управления, где по крайне мере всегда одной из сторон в исследовании детерминант коррупции будет должностное лицо, находящееся на непосредственной государственной службе.

Если дать толкование латинскому слову "коррупция" ("corruptio") то в переводе на русский язык, мы встретим такие слова как: "подкуп", "совращение" "порча", "упадок". Общелексическое толкование этой категории закреплено в словаре русского языка Ожегова. "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская АН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, - 1997. - С. 298. В Российской юридической энциклопедии, так дается определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА - М., - 2003.

Если более конкретно разобрать по составу данное определение, то можно сделать первый вывод о том, что коррупция в государственных органах проявляется в том, что работник госаппарата, обладая правами на распоряжение принадлежащих ему административных, технических и материальных ресурсов может принимать или не принимать важные с точки зрения конкретики решения. И это трактовка, несомненно, более раскрывает сущность российской системы управления в органах государственной власти. Отсюда вытекает один законный и вполне логический вопрос - в результате или под воздействием чего чиновнику нередко приходиться занимать сторону коррупции, если у него есть достаточные финансовые и материальные ресурсы, что бы в принципе не от кого и ни от чего не зависеть?

Современные публицисты, ученые и правоведы дают различные определения понятию "коррупция". Так, например Н.Ф. Кузнецова считает, что коррупция - это "подкуп одних лиц другими" См.: Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. -1993. - № 2. - С. 135., Н.А. Катаев и Л.В. Сердюк полагают, что взятка как таковая входит в "систему коррупции" лишь как одна из составляющих. По их мнению, это негативное социальное явление следует понимать как "подкуп должностных лиц представителями различных формирований, организаций и отдельными гражданами в целях обеспечения их противозаконной деятельности, что влечет или может повлечь за собой со стороны должностных лиц поведение, отклоняющееся от существующих норм и правил, а также преступления, направленные против порядка управления "экономической мощью страны" См.: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. - 1993. - № 2. - С. 135.. Авторы также в свою очередь, что безусловно, важно выделяют два вида коррупции. В качестве первого подвида они выделяют уголовную (в основном экономического характера) коррупцию и в качестве второго - политическую, которая в широком смысле понимается как осуждаемое обществом поведение политиков, а в узком смысле - как нелегитимное использование господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения. По мнению западных политологов, политическая коррупция делится на два вида: "отклоняющееся поведение власть имущих" и "преступное поведение". См.: Political corruption in Canada. Toronto, 1979. P. 9. Цит. по: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция - С. 14.

Реальность российской действительности сегодня такова. Ни смотря на обилие нормативно-правовых гарантий установленных в действующем законодательстве Российской Федерации (Конституция РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма - 2007.- С 25., Федеральные Конституционные законы (далее ФКЗ), Федеральные законы Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ - 31 июля 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3424 (далее ФЗ)) связанных в единую совокупность и нормами морали и культуры, коррупция появляется тогда, когда "правильные цели" заменяются "ложными целями". Это, пример расхождения двух диаметрально противоположных целей находит свое воплощение в нормах административного и уголовного права, когда мы и говорим о таком критерии как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях".

Одной из важных черт коррупции как социального явления можно считать ее принцип или фактор "интернационализации". Мы считаем необходимым, обозначить всю сложность этого феномена и его многогранность, которая теперь не ограничивается только лишь одним государством, а воздвигается в ранг проблемы международного уровня. Позицию обороны от "всепоглощающих пут коррупции" сегодня заняло почти всё международное сообщество. Ни одно большое государство и даже маленькая территория не может считать себя застрахованной от коррупции, которая может проникнуть в созданную и налаженную ими систему механизма органов государственной власти.

В 1994 году коррупция незаметно подкралось, и нанесла один из больнейших ударов по системе госорганов в такой маленькой стране как Швейцария. Если до этого периода она гордилась неподкупностью своих государственных служащих, то в 1994 году была озадачена широким резонансом вокруг чиновника из кантона Цюрих. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. После этого последовали целые череды проверок и расследований, в итоге которых многие чиновники и работники тогдашнего Правительства Швейцарии получили солидные сроки наказания.

Далеко от Швейцарии не отошла и Франция. В 1993 году премьер-министр, после череды коррупционных скандалов открыл возможность правоохранительным органам Франции расследовать факты коррупционных злоупотреблений в правительстве и в ряде политических партий. В 1992 году более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судом Италии. Это стало одним из массовых разоблачений столь высокопоставленных работников госучреждений за всю историю Италии. Этот список можно продолжать до бесконечности. С 2000 года по конец 2007 года мы стали также свидетелями самых коррупционных скандалов, в которых были задействованы и виновны лидеры ведущих государств мира.

В 2003 году Нью-Йоркский журнал Оксфордского Университета опубликовал масштабы политической и государственной коррупции в мире по оценке капитала, присвоенного известными лидерами за последние 20 лет (см. таблица №5). Интересно, что суммы того капитала, которые были присвоены этими нечистыми на руку в прошлом руководителями оцениваются в цифрах со многими нулями. Те последствия, которые были вызваны расхищением столь огромных средств из бюджета страны, нанесли им непоправимый ущерб не только в плане экономики, но и нанесли вред собственно социальной сфере, подорвав в конечном итоге и престиж этой страны. Одни судебные процессы, проводимые над экс-президентом Сербии/Югославии Слободаном Милошевичем, вызвали широчайший резонанс общественности.

Таблица 3. Масштаб политической коррупции (по оценке капитала присвоенного известными лидерами прошлых 20 лет)

Глава государства

/ правительства

Название государства /

государственная должность

Предположительные коррупционные доходы

Мохаммед Сухарто

Президент Индонезии, 1967 - 98

US $ от 15 до 35 миллиардов

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин, 1972 - 86

US $ от 5 до 10 миллиардов

Мобату Сесе Секо

Президент Заира, 1965 - 97

US $ 5 миллиардов

Сани Абача

Президент Нигерии, 1993 - 98

US $ от 2 до 5 миллиардов

Слободан Милошевич

Президент Сербии / Югославии, 1989 - 2000

US $ 1 миллиард

Жан-Клод Дувальер

Президент Гаити, 1971 - 86

US $ от 300 до 800 миллионов

Альберто Фуджимори

Президент Перу, 1990 - 2000

US $ 600 миллионов

Павел Лазаренко

Премьер министр Украины, 1996 - 97

US $ от 114 до 200 миллионов

Амолдо Алеман

Президент Никарагуа, 1997 - 2002

US $ 100 миллионов

Джозеф Эстрада

Президент Филиппин, 1998 - 2001

US $ от 78 до 80 миллионов

Источник: GDP figures: UN Human Development Report 2003 (); IMF Country Report №.02/269 (2002)

Marcos: CNN, February 1998; Time Asia, 24 May 1999; UN Office on Drugs and Crime (UNODC)

Lanham: University Press of America, 1996); Time Asia, 24 May 1999; UNODC, Anti-Corruption Toolkit; L'Humanitй (France), 11 May 1999.

Lazarenko: Financial Times (Britain), 14 May 2003; Chicago Tribune (United States), 9 June 2003.

В 2006 году Правительство Российской Федерации взяло курс на скорейшее проведение административной реформы в России, утвердив 25 октября 2005 года положение Правительственной комиссии Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2008 года. Реформа предполагает повышение эффективности государственного управления, одним из основных механизмов которого является государственная служба. Государственная служба призвана внести важный вклад в реализацию функций государства, подъем экономики страны, обеспечение правопорядка, а также развитие институтов гражданского общества.

Правительство РФ признала необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей ликвидировать коррупцию. Столь постоянное наличие "коррупционных элементов" в системе федеральных органах исполнительной власти стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Таким образом, наше государство еще раз четко и во всеуслышание заявила, что намерена вести полную и целенаправленную борьбу с коррупцией во всех структурах и во всех уровнях государственной власти, путем разработки и внедрения правовых и новых организационных и иных механизмов противодействия коррупции. Аналогичная примерная программа противодействия коррупции была разработана Правительством России и для субъектов РФ на 2007 - 2010 годы.

Обозначив столь жесткую позицию, Россия определила, что основной методологической системой борьбы с коррупцией в органах государственной власти в ХХЙ веке станет единая, сильная и последовательная антикоррупционная политика. Что же такое антикоррупционная политика? Каковы её элементы и содержание в целом? Как и насколько активно ведут другие государства свою антикоррупционную политику по отношению к теме поднятого исследования? Давайте рассмотрим, каждый из этих ключевых вопросов.

Учитывая всю многоаспектность коррупция, меры противодействия этому социальному феномену должны обладать повышенной степенью "выживаемости". Для этой цели в целом и создается единая и централизованная антикоррупционная политика, которая заключается в разработке и реализации многоотраслевых, последовательных и разносторонних методов, подходов государства и общества по минимизации и устранению предпосылок, причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни и функционирования государства. Для достижения таких целей в сфере противодействия коррупции выдвигается единая и четкая антикоррупционная функция государства, создающая механизмы, позволяющие уменьшить масштабность коррупции, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.

На представленной Transparency International таблице 4 - "Как страны воспринимают правительственную борьбу с коррупцией?" мы можем четко проследить, какие страны и территории, считают свои правительственные усилия, нацеленные на борьбу с коррупцией менее или более эффективными. В целом, правительственная политика любого государства, в свою очередь является частью комплексной антикоррупционной политики этого государства. Наша страна вошла в список тех государств, которая по оценке Transparency International занимает позицию с правовой стороны. И с этим нельзя и не согласиться! Это стало прообразом отголоска прошлого момента, когда большая часть высших правительственных должностных лиц государства, когда-либо способствовали, принимали или до сих пор принимают участие в коррупционных аферах и схемах, будучи работниками государственных учреждений и органов.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.