p align="left">Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие (часть дополнена с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ). После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела Ст.121 УПК РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года). 2.1. Дознание в Российской милиции Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законода-тельство не ограничивает круг дел, по которым милиция мо-жет производить дознание. Это объясняется тем, что милиция по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более раз-ветвленный аппарат. Милиция ближе всего стоит к населе-нию, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о го-товящихся или совершенных преступлениях, эффективнее мо-гут осуществить неотложные действия по установлению и за-креплению следов преступления Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984.. Недостаточно четкое раз-граничение функций милиции как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дуб-лированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии V со-зыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слажен-ной работы этих органов (милиции и предварительного следст-вия) необходимо прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт в их деятельности». В случаях, когда производство предварительного следст-вия обязательно, милиция возбуждает уголовное дело и, ру-ководствуясь правилами уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия по установле-нию и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, вы-емку, освидетельствование, задержание, допрос подозревае-мых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от ха-рактера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разрабо-танные советской криминалистикой. Самостоятельная процес-суальная деятельность милиции прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходи-мые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в преде-лах 10-суточного срока. После того как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следовате-ля. Это ограничение не распространяется на оперативно-ро-зыскные меры, производимые с целью установления преступ-ника. По делам, возбуждаемым самими органами предваритель-ного следствия, все следственные действия, включая и дейст-вия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе как по поручению следователя. Производство дознании стало одной из функций сотрудни-ков аппаратов уголовного розыска, БХСС, других лиц опера-тивного состава милиции и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следст-венных действий в пределах, установленных процессуальным законом. Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постанов-ления, выносимые оперативными работниками милиции о воз-буждении уголовных дел, представлялись на утверждение на-чальника отдела (отделения) милиции. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной дея-тельности лица, производящего дознание. Без этого постанов-ления не могут быть осуществлены никакие следственные дей-ствия, за исключением осмотра места происшествия, проведе-ние которого в случаях, не терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уго-ловного дела. Уголовное дело может быть возбуждено милицией по по-водам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступ-лении. Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или подсудности, если они относятся к делам част-ного обвинения. Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основ-ном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступ-ления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следствен-ного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, воз-буждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работни-ками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следствен-ных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания. Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо стро-жайшим образом соблюдать социалистическую законность, каж-дое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона. Бажанов М.И., Каган А. Д. Производство дознания в органах милиции. М.: «Юридическая литература», 1965. 2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте Органом дознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСР являются командиры во-инских частей, соединений и начальники военных учреждений. Наделение командира части правами органа дознания являет-ся одним из средств укрепления дисциплины, воспитания воен-нослужащих в духе точного выполнения законов, присяги, ус-тавов и приказов начальников. Непосредственное расследова-ние преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командира части сроком на два года из числа наиболее под-готовленных для этого офицеров. Один из дознавателей, имею-щий опыт и навыки производства дознания, назначается стар-шим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел. Назначение дознавателей не лишает командира части пра-ва в случае, когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офи-церов части. На время производства дознания дознаватель ос-вобождается от выполнения прямых служебных обязанностей. Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужа-щими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабо-чими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соедине-ния, учреждения. Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части: 1) выносит постановление о возбуждении дознания и по-ручает производство последнего конкретному дознавателю; 2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, вы-носит постановление о принятии дознания к своему производ-ству. Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может при-ступить к расследованию дела. На органы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытие преступления и установ-ление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, что до-знание должно проводиться полно и объективно. При производстве дознания должны быть выявлены при-чины и условия, способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а также по предупреждению преступлений. В случае совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного след-ствия, командир части обязан поступить в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению сле-дов преступления. Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаруже-ния преступления. Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постанов-ления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по кото-рым обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела. Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель яв-ляется начальником по службе или подчиненным лица, в от-ношении которого назначено дознание; б) когда будут уста-новлены обстоятельства, указывающие на необъективное веде-ние им дознания. Руководство дознанием осуществляет командир части. На-значив дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие след-ственные действия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание. Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор, курирующий дан-ную часть. Его указания для органа дознания являются обя-зательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК обжалование не приостанавливает их испол-нения. Прокурору могут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подача их не приостанавливает ис-полнения обжалуемых действий впредь до разрешения жало-бы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами, если признают это необходимым. Дознаватель обязан: - составить план расследования и производить дознание в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики, на территории которой производится дознание; - руководствоваться Уголовным кодексом республики, на территории которой совершено преступление; - при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объектив-ного исследования обстоятельств дела; - не разглашать материалы дознания; - докладывать командиру части о всех выявленных в про-цессе дознания нарушениях законов, уставов, приказов, поста-новлений, а также других нарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления или чрезвычайно-го происшествия, для принятия мер по их устранению; - принимать активное участие в работе по предупрежде-нию нарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы. Дознаватель при производстве дознания имеет право: - производить допросы военнослужащих (кроме команди-ра части), а также рабочих и служащих и других граждан, яв-ляющихся свидетелями или потерпевшими по делу; - производить в расположении части осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии их для приобще-ния к дознанию; - по делам, по которым предварительное следствие необя-зательно, самостоятельно принимать решения об объеме и по-следовательности производства необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотре-но получение санкции от прокурора, и нести полную ответст-венность за их законное и своевременное проведение;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|