на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
p align="left">Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие (часть дополнена с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела Ст.121 УПК РСФСР (с изменениями на 10 апреля 2000 года).

2.1. Дознание в Российской милиции

Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законода-тельство не ограничивает круг дел, по которым милиция мо-жет производить дознание. Это объясняется тем, что милиция по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более раз-ветвленный аппарат. Милиция ближе всего стоит к населе-нию, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о го-товящихся или совершенных преступлениях, эффективнее мо-гут осуществить неотложные действия по установлению и за-креплению следов преступления Крылов И.Ф. , Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984..

Недостаточно четкое раз-граничение функций милиции как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дуб-лированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии V со-зыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слажен-ной работы этих органов (милиции и предварительного следст-вия) необходимо прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт в их деятельности».

В случаях, когда производство предварительного следст-вия обязательно, милиция возбуждает уголовное дело и, ру-ководствуясь правилами уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия по установле-нию и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, вы-емку, освидетельствование, задержание, допрос подозревае-мых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от ха-рактера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разрабо-танные советской криминалистикой. Самостоятельная процес-суальная деятельность милиции прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходи-мые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в преде-лах 10-суточного срока.

После того как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следовате-ля. Это ограничение не распространяется на оперативно-ро-зыскные меры, производимые с целью установления преступ-ника.

По делам, возбуждаемым самими органами предваритель-ного следствия, все следственные действия, включая и дейст-вия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе как по поручению следователя.

Производство дознании стало одной из функций сотрудни-ков аппаратов уголовного розыска, БХСС, других лиц опера-тивного состава милиции и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следст-венных действий в пределах, установленных процессуальным законом.

Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постанов-ления, выносимые оперативными работниками милиции о воз-буждении уголовных дел, представлялись на утверждение на-чальника отдела (отделения) милиции.

Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной дея-тельности лица, производящего дознание. Без этого постанов-ления не могут быть осуществлены никакие следственные дей-ствия, за исключением осмотра места происшествия, проведе-ние которого в случаях, не терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уго-ловного дела.

Уголовное дело может быть возбуждено милицией по по-водам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступ-лении. Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или подсудности, если они относятся к делам част-ного обвинения.

Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основ-ном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступ-ления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следствен-ного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, воз-буждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работни-ками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следствен-ных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.

Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо стро-жайшим образом соблюдать социалистическую законность, каж-дое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона. Бажанов М.И., Каган А. Д. Производство дознания в органах милиции. М.: «Юридическая литература», 1965.

2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте

Органом дознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСР являются командиры во-инских частей, соединений и начальники военных учреждений. Наделение командира части правами органа дознания являет-ся одним из средств укрепления дисциплины, воспитания воен-нослужащих в духе точного выполнения законов, присяги, ус-тавов и приказов начальников. Непосредственное расследова-ние преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командира части сроком на два года из числа наиболее под-готовленных для этого офицеров. Один из дознавателей, имею-щий опыт и навыки производства дознания, назначается стар-шим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел.

Назначение дознавателей не лишает командира части пра-ва в случае, когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офи-церов части. На время производства дознания дознаватель ос-вобождается от выполнения прямых служебных обязанностей.

Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужа-щими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабо-чими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соедине-ния, учреждения.

Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части:

1) выносит постановление о возбуждении дознания и по-ручает производство последнего конкретному дознавателю;

2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, вы-носит постановление о принятии дознания к своему производ-ству. Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может при-ступить к расследованию дела.

На органы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытие преступления и установ-ление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, что до-знание должно проводиться полно и объективно.

При производстве дознания должны быть выявлены при-чины и условия, способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а также по предупреждению преступлений.

В случае совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного след-ствия, командир части обязан поступить в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению сле-дов преступления.

Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаруже-ния преступления. Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постанов-ления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по кото-рым обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела.

Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель яв-ляется начальником по службе или подчиненным лица, в от-ношении которого назначено дознание; б) когда будут уста-новлены обстоятельства, указывающие на необъективное веде-ние им дознания.

Руководство дознанием осуществляет командир части. На-значив дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие след-ственные действия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.

Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор, курирующий дан-ную часть. Его указания для органа дознания являются обя-зательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК обжалование не приостанавливает их испол-нения.

Прокурору могут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подача их не приостанавливает ис-полнения обжалуемых действий впредь до разрешения жало-бы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами, если признают это необходимым.

Дознаватель обязан:

- составить план расследования и производить дознание в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики, на территории которой производится дознание;

- руководствоваться Уголовным кодексом республики, на территории которой совершено преступление;

- при производстве дознания принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объектив-ного исследования обстоятельств дела;

- не разглашать материалы дознания;

- докладывать командиру части о всех выявленных в про-цессе дознания нарушениях законов, уставов, приказов, поста-новлений, а также других нарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления или чрезвычайно-го происшествия, для принятия мер по их устранению;

- принимать активное участие в работе по предупрежде-нию нарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы.

Дознаватель при производстве дознания имеет право:

- производить допросы военнослужащих (кроме команди-ра части), а также рабочих и служащих и других граждан, яв-ляющихся свидетелями или потерпевшими по делу;

- производить в расположении части осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии их для приобще-ния к дознанию;

- по делам, по которым предварительное следствие необя-зательно, самостоятельно принимать решения об объеме и по-следовательности производства необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотре-но получение санкции от прокурора, и нести полную ответст-венность за их законное и своевременное проведение;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.