на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности правового регулирования защиты прав продавца

Особенности правового регулирования защиты прав продавца

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Отношения в сфере защиты прав потребителей

1.1. Правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей

1.2. Проверка деятельности продавца органами государственного контроля

1.3. Порядок осуществления защиты прав продавцов

Глава 2. Защита прав продавца

2.1. Право продавца потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора

2.3. Право продавца потребовать оплаты товара по цене, установленной договором

4. Права продавца при продаже товаров в кредит и

рассрочку

2.5. Права продавца при страховании товара

2.6. Сохранение права собственности за продавцом

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования

Торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. При этом под товарами (работами, услугами) потребительского назначения понимаются продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания.

Сущность торговой деятельности состоит в товарном обращении - это процесс обращения объектов собственности (товаров) посредством заключения возмездных договоров, т.е. договоров купли-продажи, мены (бартера), комиссии и т.д. В роли товаров (объектов собственности) могут выступать продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Иными словами, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Субъект торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей правового регулирования защиты прав продавца.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей;

2. рассмотреть проверку деятельности продавца органами государственного контроля;

3. рассмотреть порядок осуществления защиты прав продавцов;

4. дать характеристику защиты прав продавца.

Объект исследования - особенности правового регулирования защиты прав продавца.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей правового регулирования защиты прав продавца.

Глава 1. Отношения в сфере защиты прав потребителей

1.1. Правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей

Правовое регулирование отношений в сфере торговой деятельности, в том числе в области защиты прав потребителя и продавца, осуществляется путем применения множества нормативно-правовых актов. Перечень законов, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, разъяснений и постановлений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также некоторых иных подзаконных актов приведен в списке нормативных источников, использовавшихся при составлении данного практического пособия. Поэтому повторное их перечисление не представляется необходимым.

Важно только напомнить читателю, что главенствующими среди ряда иных актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, являются Гражданский кодекс РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301., а также ФЗ "О защите прав потребителей" Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140.. Участниками отношений, связанных с исполнением договора купли-продажи, являются потребитель и продавец.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) -- с другой.

В соответствии с преамбулой ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140.. Именно цель покупки товара - удовлетворение личных, домашних, семейных и иных нужд, не направленных на извлечение коммерческой прибыли, - ограничивает круг покупателей, на которых распространяется действие ФЗ "О защите прав потребителей", так как в рамках торговых отношений понятие "покупатель" шире понятия "продавец".

Важнейшее право потребителя закреплено в ст. 3 ФЗ "О защите прав потребителей". Это право на просвещение в области защиты прав потребителей. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Приказом Министерства образования РФ и ГКАП РФ от 29 мая 1996 г. № 261/73 было утверждено Положение о проведении конкурса на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов для изучения в общеобразовательных учреждениях вопросов защиты прав потребителей.

При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", предпочитая называть их в соответствии с ГК РФ по выполняемым функциям в определенных договорах.

Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от их организационно-правовой формы.

Изготовитель должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Российская юстиция. 2003. № 8. С.27..

Исполнителем является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.

Изготовителями, продавцами, исполнителями выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.

Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, независимо от вида последнего, предназначенные для использования в предусмотренных Законом целях.

Как видно из указанных понятий, контрагентом потребителя могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это правило действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. Смысл упомянутых норм заключается в том, что на коммерческие организации возлагаются законодательством дополнительные обязательства по сравнению с другими организациями либо их деятельность имеет более строгое правовое регулирование Алексеев С.С. Гражданское право. М., 2007. С. 138..

Например, предприниматели, в исключение из общего правила, установленного ГК РФ, об ответственности за неисполнение договорных обязательств при наличии вины несут такую ответственность и при ее отсутствии, т.е. за случайное неисполнение.

С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу), не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числе установленные Законом "О защите прав потребителей" для предпринимателей.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность, согласно ст. 2 ГК РФ, является предпринимательской.

Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.

Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 50 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 145.. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 24 указанного Закона, предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.

Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия, в отличие от иных коммерческих предприятий, могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т.е. могут совершать любые не запрещенные законом сделки.

В Законе фигурируют еще два контрагента потребителя, определения которых не даны: организации, выполняющие функции изготовителя или продавца товара на основании договора с ними.

В ФЗ упомянуты изготовители, исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, определения которых также не даны Гомола А.И. Гражданское право. М., 2007. С. 239..

В соответствии со ст. 129, 455 ГК, а также Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.