на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности работы с несовершеннолетними, состоящими на учете за употребление наркотических средств
p align="left">При проведении индивидуально-профилактической работы следует учитывать , что в отличие от недавнего времени, когда несовершеннолетние, употребляющие наркотики воспитывались в основном в социально-неблагополучных семьях, на данный момент много потребителей наркотиков воспитываются в обеспеченных, внешне благополучных семьях. Среди сегодняшних молодых пользователей наркотиков есть юноши и девушки, выходцы из различных социальных и образовательных страт. Их уже невозможно описывать как «делинквентов» или уличных парней, группировщиков, лишенных всяких перспектив и надежд.

При проведении профилактической работы с подростком большое внимание следует уделить его непосредственному окружению, его друзьям, группе подростков в которой он проводит свое свободное время. Во всех без исключения работах по наркомании утверждается, что компания сверстников является ведущим фактором приобщения подростков к наркотикам. Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, то есть из тех у кого сформировалась зависимость от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удержать склонных к злоупотреблению новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичных наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальные или делинквентные группы), а затем в группе стались только те, кто пристрастился к наркотикам. Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков, при надобности изготовление их, совместное употребление, а иногда торговля наркотиками. Группы как правило являются жестоко регламентированными. Лидером нередко бывает совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Иногда его называют «учителем» так как он обучает наиболее приятно переживать наркотическое опьянение. Он так же следит за тем, чтобы избежать передозировок наркотика. Роли всех членов в наркоманической группе определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого. «Шустрила» ищет источник снабжения, перепродает изготовленное. «Гонец» служит переносчиком наркотика. «Кролик» получает наркотик бесплатно за то, что дает «учителю» возможность попробовать на нем первом силу препарата. Лидер обкладывает всех денежной податью ,ведет счет долгам, так что они оказываются в кабальной денежной зависимости от него. Отказ члена группы от исполнения своей роли может грозить жестокой расправой. При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъявляют долг, непосильный для него, а неуплата грозит расправой. Подобным долгом подростки-наркоманы могут шантажировать собственных родителей, выуживая у них крупные суммы денег, якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться и прекратить наркотизацию. Поэтому для эффективного влияния со стороны учителей, сотрудников милиции на наркотизирующегося подростка необходимо изолировать его от отрицательного влияния подобной группы.

Одним из компонентов успешного выявления несовершеннолетних , употребляющих наркотические и психотропные средства является изучение и анализ оперативной обстановки по линии борьбы с наркоманией несовершеннолетних.

К необходимым для анализа и оценки оперативной обстановки можно отнести следующие данные:

о состоянии преступности несовершеннолетних на почве наркомании;

о несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения, связанные с наркотиками;

о подростках, употребляющих наркотические средства, лицах, склоняющих их к употреблению указанных средств;

о группах повышенного риска;

о работе аптек, лечебно-профилактических учреждений и иных объектов хранения и использования наркотических лекарственных препаратов и сильнодействующих средств;

о зонах произрастания дикорастущей конопли;

о состоянии профилактической работы с подростками- потребителями наркотиков.

При изучении и оценке оперативной обстановки необходимо использовать: материалы архивных уголовных дел; сведения, поступившие от представителей общественных организаций; заявления граждан, сообщения должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций, содержащие данные о фактах потребления, хранения, изготовления или сбыта наркотических средств. Анализ отмеченных данных позволяет должностным лицам ПДН выявить, в каких направлениях, применительно к каким объектам профилактической работы, в каких местах, к какому контингенту в первую очередь необходимо применять профилактическое воздействие. Возможно использование картографического метода. Это - отражение на картах обслуживаемого региона конкретной оперативной обстановки.

На основе тщательного анализа и оценки оперативной обстановки по линии борьбы с наркоманией несовершеннолетних разрабатываются мероприятия по предупреждению немедицинского потребления подростками наркотических и других средств, влекущих одурманивание. Данные мероприятия включаются в план работы горрайлинорганов внутренних дел и после утверждения руководителями обязательны для исполнения службам, подразделениями и должностными лицами органа. Среди основных требований предъявляемых к разработке планов и мероприятий по борьбе с наркоманией несовершеннолетних, необходимо отнести их комплексность. Это предполагает обязательный учет в числе планируемых профилактических мероприятий возможностей всех учреждений и организаций, заинтересованных в решении задач предупреждения наркомании подростков, их согласование с государственными и другими органами. Примерная структура планов, а также требования предъявляемые к ним содержатся в приказе МВД СССР от 13.05.87 «Об организации информационно-аналитической работы и планирования в ОВД». В планах борьбы с наркоманией подростков в большинстве случаев содержатся мероприятия, в реализации которых участвуют представители всех служб и подразделений горрайлинорганов внутренних дел. Выполнение данных мероприятий возможно только на основе их четкого взаимодействия и сотрудничества.

Взаимодействие сотрудников аппаратов ОНОН и ПДН в борьбе с наркоманией в молодежной среде должно строиться по следующим направлениям:

выявление подростков, допускающих немедицинское потребление наркотических и иных средств одурманивания, мест сбора или приобретения наркотиков;

обмен информацией оперативно-розыскного и профилактического характера, имеющей значение для предупреждения наркомании среди несовершеннолетних;

совместное ведение проверок по фактам, требующим отработки по линии борьбы с наркоманией подростков;

проведение совместных проверок, осмотров на объектах, где имеются случаи совершения краж наркотиков или сильнодействующих веществ несовершеннолетними, принятие мер по усилению защищенности данных объектов;

совместное изучение и устранение условий, способствующих хищениям наркотиков в местах их хранения, изготовления или использования.

Выявление несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества. Существует несколько основных способов выявления начинающих потребителей наркотических средств. Одним из них является оперативно-розыскная деятельность аппаратов уголовного розыска, ОНОН. Оперативные сотрудники этих служб осуществляют работу на обслуживаемой территории и объектах, отрабатывая притоны, места предполагаемых сборищ наркоманов, концентрации подростков, молодежи, проведения массовых зрелищных мероприятий, досуга. Оперативным работникам отводится основное место в установлении каналов поступления и приобретения наркотических средств и сырья для их производства, а также в эффективном перекрытии этих каналов.

Выявление подростков, употребляющих наркотические средства происходит также во время профилактических мероприятий, проводимых участковыми уполномоченными милиции, инспекторами ПДН, патрульно-постовой службой, представителями общественности. Речь идет о проведении целенаправленных рейдов, операций по выявлению мест сбыта и производства наркотических средств, распространителей и взрослых лиц, вовлекающих подростков в употребление наркотиков, групп подростков, где могут иметь хождение и распространяться наркотики. Профилактический и оперативный интерес представляют письма и заявления граждан, поступающие в милицию, уголовные дела по преступлениям, связанным с наркотиками; оперативные материалы о связях взрослых наркоманов с несовершеннолетними потребителями наркотиков. Также источником информации служат беседы с подростками, доставляемыми за различные правонарушения и их родителями.

Выявленные в ходе профилактической деятельности несовершеннолетние, злоупотребляющие наркотическими средствами и психотропными веществами ставятся на профилактический учет в ПДН ОВД с заведением учетно-профилактических карточек (п.34.1.1 Пр. МВД РФ №569 от 26.05.00):

П. 34. На учет с заведением УПК ставятся:

34.1. Несовершеннолетние:

34.1.1. Употребляющие наркотические или психоактивные вещества, без назначения врача, либо употребляющие одурманивающие вещества.

Одновременно направляется информация в органы здравоохранения, администрации учебного заведения, а также оперуполномоченным ОНОН, УР и УУМ по месту жительства несовершеннолетнего с целью осуществления в отношении под учетных профилактических мероприятий. Для эффективного проведения профилактической деятельности составляются совместные с оперуполномоченным ОНОН и врачами-наркологами планы работы с подростком.

На выявленное лицо в зависимости от личности несовершеннолетнего, конкретной жизненной ситуации профилактическое воздействие должно оказываться как непосредственно, так и опосредованно, с помощью родственников, друзей, близких знакомых, педагогического коллектива, одноклассников, коллег по работе. Методы убеждения должны сочетаться с мерами медицинского, социального, правового воздействия. В качестве одного из методов воздействия можно использовать Советы общественности при ОПОП. При необходимости должны применяться меры взыскания, предусмотренные административным и уголовным законодательством. Совместно с ОНОН, УР подростки, замеченные в НОН должны отрабатываться на причастность к совершенным преступлениям. Полученная в ходе проведения профилактической работы с несовершеннолетними информация должна использоваться для предупреждения как связанных с незаконным оборотом наркотиков так и иных преступлений.

В процессе осуществления каждой службой и подразделением ОВД мероприятий по выявлению каналов поступления наркотических средств к несовершеннолетним, разобщению сформировавшихся на почве потребления наркотиков подростковых групп, пресечению отрицательного влияния родителей реализуется также профилактическое воздействие общесоциального характера.

Взаимодействие ОВД с учреждениями здравоохранения. В соответствии с нормативными документами министерства здравоохранения РФ, в том числе на основе Положения о наркологическом диспансере, учреждения указанной службы осуществляют:

- выявление и учет больных наркоманией и токсикоманией, оказание им специализированной медицинской помощи как стационарной, так и амбулаторной;

- изучение лиц, больных наркоманией и токсикоманией, анализ эффективности проводимой лечебно-профилактической помощи;

- медицинское освидетельствование лиц, направленных в учреждения наркологической службы по подозрению в потреблении наркотических или других одурманивающих средств, нуждающихся в применении мер принудительного лечения от наркомании; -профилактическую, психологическую и санитарно-просветительную работу как в наркологических учреждениях, так и в учебных заведениях и на промышленных предприятиях; - организационно-методическую и консультативную помощь подразделениям наркологического профиля в составе других лечебных учреждений, учебных заведениях, на промышленных предприятиях, представителям других учреждений и ведомств.

Выделяют следующие основные формы взаимодействия ОВД и наркологической службы:

совместная работа по выявлению подростков, допускающих немедицинское потребление наркотических и других одурманивающих веществ;

взаимный обмен информацией о несовершеннолетних, в отношении которых получены данные о немедицинском потреблении психотропных и других средств, вызывающих состояние опьянения, или лицах, имеющих диагноз «наркомания», «токсикомания», совершении ими преступлений и т. д.;

проведение совместных профилактических мероприятий в учебных заведениях, предприятиях и т. д.;

совместная профилактическая работа по выявлению и устранению причин наркомании среди несовершеннолетних;

совместная индивидуально-профилактическая работа в отношении подростков, употребляющих наркотические средства.

Несовершеннолетние, доставленные в ОВД в состоянии наркотического опьянения или одурманивания, в случае необходимости, подлежат прохождению медицинского освидетельствование на факт употребления наркотических или одурманивающих веществ (п. 52.8.1 Пр. МВД РФ № 569 от 26.05.00). Выписывается направление на прохождение медицинского освидетельствования за печатью ДЧ ОВД. В г. Ульяновске данное освидетельствование проводится в приемном покое УОНД. По прохождении освидетельствования врач выдает «Протокол медицинского освидетельствования для установления фактов употребления алкоголя и состояния опьянения», где указывает результаты обследования. В соответствии с нормативными документами («Методические указания медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» Министерство здравоохранения СССР 01.09.88 г. № 06-14-33-14) освидетельствование лиц в возрасте до 14 лет проводится только в присутствии родителей или законных представителей несовершеннолетнего.

В отношении несовершеннолетних привлекаемых к уголовной ответственности, если есть данные, что данное лицо систематически злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотические средства или есть основания полагать, что данное лицо страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией, проводится судебно-наркологическая экспертиза. Основанием для проведения данной экспертизы является постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или определение суда о ее назначении. Результаты экспертных исследований оформляются в виде заключения (акта) судебно-наркологической экспертизы.

Одним из видов вторичной профилактики употребления наркотических веществ является применение принудительных мер медицинского характера к несовершеннолетним. «23. В соответствии с частью 2 статьи 99 УК РФ осужденному нуждающемуся в лечении от наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера, в виде амбулаторного принудительного наблюдения, исполнение которого в отношении лиц, осужденных к лишению свободы проводится по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания - в соответствующих учреждениях органов здравоохранения (ч.1 ст. 104 УК РФ). При назначении условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, в каждом случае в соответствии с ч.5 ст. 73 УК РФ обсуждается в суде вопрос о возложении на него обязанностей по прохождению курса лечения от наркомании. Неисполнение условно осужденным в течении испытательного срока указанной обязанности может служить основанием для решения в установленном законом порядке вопроса об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда.» Курс лечения больные проходят обычно в условиях дневного стационара, в случаях уклонения от прохождения лечения соответствующие должностные лица учреждения здравоохранения, в котором подросток проходит принудительное лечение, могут рекомендовать осуществление принудительных мер медицинского характера в условиях стационара. По окончании курса лечения несовершеннолетнему выдается акт о прохождении курса лечения. Несовершеннолетние, которым в соответствующем порядке поставлен диагноз наркомания находятся на учете в наркологическом учреждении в течении не менее 5 лет и снимаются с учета только в случае устойчивой ремиссии. О каждом случае выявления несовершеннолетнего, употребляющего наркотические вещества орган здравоохранения, по получению официального запроса, сообщает ОВД. В свою очередь должностные лица ПДН:

« п.52.8.2 Незамедлительно информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении, лечении в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ;

п. 52.8.3 Рекомендуют несовершеннолетнему, его родителям или законным представителям обратиться в органы здравоохранения для обследования несовершеннолетнего и оказания ему необходимой медицинской помощи;

п. 58.6 Направляют в лечебное учреждение органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетнего, имеющего телесные повреждения.»

В качестве совместных профилактических мероприятий используется также регулярное обследование состоящих на учете в ПДН ОВД подростков врачом-наркологом и посещение по месту жительства совместно с врачами- наркологами и психологами несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.

Взаимодействие с другими учреждениями органов здравоохранения:

- станциями «скорой помощи», токсикологическими, травматологи- ческими, реанимационными пунктами и отделениями в целях получения информации о подростках, поступающих к ним в состоянии наркотического или токсического опьянения;

лечебно-реабилитационными учреждениями, располагающими сведениями о потребителях наркотиков, выявленных при медицинском обследовании, диспансеризациях населения;

медицинскими комиссиями военкоматов, выявляющими несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства без назначения врача;

здравпунктами учебных заведений, владеющими информацией об учащихся, склонных к потреблению наркотиков.

Таким образом борьба с наркоманией несовершеннолетних является комплексной проблемой, стоящей перед различными ведомствами и требующей их взаимодействия. Сегодня основными действующими лицами, осуществляющими профилактику наркомании являются административные органы власти, правоохранительные органы, управления образования, учреждения официальной медицины, комитеты по делам молодежи. Проблема комплексного подхода на данный момент, в силу отсутствия единой государственной программы и федерального финансирования, решается на уровне регионов, исходя из имеющихся, сильно ограниченных средств. С 1998 года практически во всех регионах России были приняты областные программы по борьбе с наркоманией. Во всех регионах инициаторами этих программ выступили губернаторы, а основными разработчиками- силовые ведомства. Главная цель таких программ - объединение и координация мер, предпринимаемых различными ведомствами, по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Ее основные направления - пресечение сбыта и производства наркотиков, усиление материально-технической базы отделов УВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оснащение наркодиспансеров, создание реабилитационных коммерческих центров для больных наркоманией, проведение антинаркотической пропаганды в СМИ и учебных заведениях.

Литература

Приказ № 569 МВД РФ от 26.05.00 «Об утверждении Инструкции по организации ПДН ОВД».

Федеральный Закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3 от 08.01.98.

Уголовный кодекс РФ от 24.05.96.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.12.01.

«Руководство по наркологии» П.Д. Шабанов, С-Пб, «Лань», 1998.

«Смерть при жизни. Легальные и нелегальные наркотики.», Самара, 1999.

«Героинашего времени. Социологические очерки.», Ульяновск, издательство «Средневолжский научный центр», 2000.

«Предупреждение наркомании несовершеннолетних», МВД СССР Всесоюзный НИИ, М. 1989.

«Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи» Л. Н. Анисимов, М. «Юридическая литература», 1988.

«Методические рекомендации по профилактике наркомании среди несовершеннолетних», ООД УУМ и ПДН МОБ УВД Ульяновской области.

«Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей.» А. Данилин и И. Данилина, М. Центрполтграф, 2000.

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних: объединить усилия.» А. С. Бланков, О. В. Кузьмина, Л. И. Тропина, В. М. Фокин; МВД РФ, Всероссийский НИИ, М. 1996.

Министерство Здравоохранения СССР «Временная инструкция о производстве судебно-наркологической экспертизы» № 06-05/63-5, М. 1988.

Министерство Здравоохранения СССР «Основные положения о работе специальных медицинских комиссий для проведения наркологических экспертиз» № 06-14/17 от 17.09.85.

Инструкция «О порядке освидетельствования лиц, привлеченных к уголовной ответственности на предмет применения к ним принудительных мер медицинского характера» № 06-14/17, 04.11.1981.

Администрация Ульяновской области. Комитет здравоохранения. Приказ № 300 от 20.09.99 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

«Методические указания медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» № 06-14-33-14 от 01.09.88.

Семейный Кодекс РФ.

Гражданский Кодекс РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.