на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности законотворчества в Российской Федерации
p align="left">За последние десятилетия все больше проявляется новая, посто-янно развивающаяся черта правового статуса личности, -- провоз-глашение и охрана прав и свобод с помощью общепризнанных норм международного права.

Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственно-го механизма в условиях становления рыночных отношений. Ныне это одно из его основных назначений, главный путь реформирова-ния, поскольку рыночные реформы не могут осуществляться без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной норма-тивно-правовой базы. Хозяйственное законодательство призвано обеспечивать внешние условия, порядок эффективного функциони-рования экономического механизма и всех составляющих его под-разделений при обеспечении суверенитета товаропроизводителя, свободы предпринимательства и частной собственности.

Повышенное внимание к правовому регулированию хозяйст-венной деятельности определяется также и тем, что уровень разви-тия экономики, успехи хозяйственной деятельности, рост нацио-нального богатства и благосостояния людей служат исходным фун-даментом для качественного преобразования политической и государственно-правовой системы, становления гражданского обще-ства и правового государства, роста ценности права и укрепления законности, экологической безопасности. Успехи в хозяйственных преобразованиях-- основа реального обеспечения народовластия, свободы личности.

Возрастание роли законодательства в сфере хозяйственных от-ношений достаточно хорошо просматривается на динамике законодательной деятельности. Ныне принято несравненно больше законов и иных нормативных актов по хозяйственным вопросам, нежели раньше, и именно они составляют основную часть правотворческих решений. Так, Государственная Дума за последние годы приняла по гражданскому праву и предпринимательству, финансам и кредиту законов больше, чем в какой-либо иной отрасли федерального зако-нодательства. Это объясняется и тем, что в данной сфере значитель-но расширен круг регулируемых отношений и созданы новые право-вые институты (малого предпринимательства, ценных бумаг и др.).

Законодательство призвано также упорядочивать цены в опре-деленных установленных пределах, защищать права потребителя, обеспечивать охрану и рациональное использование собственности, бороться с хозяйственными правонарушениями, незаконной моно-полистической деятельностью, ущербными, вредными для общества формами ведения хозяйства (производство наркотиков, продуктов ненадлежащего качества и т. д.). Именно с помощью правовых ры-чагов экономика призвана стать социализированной, соединяющей инициативу товаропроизводителя, его стремление получать макси-мальную прибыль с обеспечением потребностей личности, ее прав и свобод, заботой о социально незащищенных слоях общества (детях, инвалидах, пенсионерах и т. п.).

Для правовых актов настоящего времени, причем не только в сфере гражданского и предпринимательского права, характерно восстановление цивилистических понятий, используемых еще в римском праве и практически «забытых» в недавнем советском прошлом (офшор, залог, вексель, траст, ипотека и др.). Все активнее возвращаются в правовую систему такие проверенные, оправдавшие себя многовековой практикой, принципы, как диспозитивность, ра-венство сторон торгового оборота и др. Восстановлены в своих пра-вах частное право как самостоятельная отрасль, а также многие тра-диционные цивилистические воззрения и юридические принципы.

Количественный анализ действующего нормативного массива в РФ показывает существенный рост объема как законов, так и под-законных нормативных правовых актов практически на всех уров-нях -- федеральном, региональном и муниципальном. Можно сказать, что Россия в настоящее время переживает своеобразный правотворчсский бум. За последние годы Государственная Дума подготавливает в среднем за год от 200 до 300 законопроектов, а становятся законами примерно около 150-200. Ничего подобного не было в предшествующий, так называемый «застойный» период раз-вития нашего государства.

Весь объем действующего федерального законодательства по данным информационно-поисковой системы «Консультант-Плюс» составляет на конец 2005 г. более 12508 актов, из них 80% принято после вступления в силу действующей Конституции РФ.

Одной из объективных тенденций развития законодательства современной России является повышение социальной значимости и авторитета закона как акта, стоящего на вершине правовой системы, регламентирующего наиболее важные вопросы жизни страны и об-ладающего наибольшей юридической силой в системе источников права РФ. Закон непосредственно олицетворяет собой принцип на-родовластия в стране. Его верховный характер, авторитетность и непререкаемость -- непреложные принципы любого цивилизован-ного общества, обязательное условие становления правового госу-дарства. Регулирование с помощью закона наиболее стабильно, ус-тойчиво, не подвержено быстрым изменениям и корректировке и в этом плане выгодно отличается от правовых актов исполнительных структур.

В любом государстве, основанном на принципе народовластия, заботящемся об устойчивом порядке и авторитете своей правовой системы, все важнейшие сферы отношений должны быть урегулиро-ваны только законами и никакими другими актами. Это касается, в первую очередь, основ общественного и государственного устройст-ва страны, организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти, основных прав и обязанностей граждан, способов их охраны и обеспечения, вопросов национально-государственной политики, правового статуса партий и других об-щественных объединений. К числу фундаментальных отношений, регламентируемых только законом, следует отнести также основные принципы экономического и социального развития страны, все главные вопросы финансовой политики-- налогообложение, формирование и расходование бюджета, банковская деятельность. Недопустимо издавать вместо законов подзаконные акты по таким сферам жизни, как судебная система и уголовная ответственность и порядок ее наложения, правила исполнения уголовных наказаний. Учитывая положение и роль средств массовой информации в государстве, их правовой статус также следует упорядочивать только законом.

Законов, как уже было отмечено, за последние годы прини-мается несравненно больше, чем за предшествующие десятиле-тия, и эта тенденция вполне оправдана. В то же время не следует впадать в другую крайность, ратуя за безудержное увеличение их числа. В законодательной деятельности нужна разумная осмот-рительность, экономия правовых средств.

Принятие законов по сравнительно мелким, второстепенным вопросам во многом объясняется борьбой политических, ведомст-венных и корпоративных интересов, лоббированием со стороны хозяйственных и иных государственных и частных структур. Не всегда еще четко прослеживается опора на основополагающие, базо-вые акты в отрасли или соответственно институте законодательства. Законы часто являются результатом компромисса между различны-ми политическими силами и потому в значительной степени утрачи-вают свою эффективность уже в момент их принятия.

Мелкотемье законов и, как результат, значительное увеличение их числа вовсе не нужно государству, заботящемуся о законности, повышении авторитета права. Законы, принимаемые по мелким, незначительным вопросам, теряют свою регулятивную престиж-ность, качества основы правовой системы государства и мало чем отличаются от подзаконных актов.

Характеризуя состояние российского законодательства на со-временном этапе, следует отметить такую его черту, как активное взаимодействие национальной правовой системы и международного права, что отражает углубление сотрудничества между народами, государствами, регионами во всех важнейших сферах жизни, тенденцию к глобализации проблем современного мира, усиление един-ства судеб всех народов и человечества в целом.

Именно такое взаимодействие признается основной чертой пра-вовой системы России. В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Феде-рации установлено, что общепризнанные принципы и нормы меж-дународного права и международные договоры РФ являются со-ставной частью се правовой системы. Определено также правило, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна-родного договора.

Объективной закономерностью развития мировой цивилизации является постоянное расширение сферы применения принципов и норм международного права. Поэтому в настоящее время наряду с традиционными политическими и внешнеэкономическими отноше-ниями между государствами, вопросами разоружения и сохранения мира на земле в сферу международного права включается и ряд дру-гих проблем, составляющих в целом такое весьма модное ныне по-нятие, как глобализация. Это общие, наиболее важные направления развития всего человечества, объединенного комплексом экономиче-ских, политических, духовных и природно-климатичсских потреб-ностей. Среди таких направлений следует назвать, в частности, ин-тернационализацию экономики, создание общемировой системы хозяйства, рост транснациональных компаний. Сюда следует отне-сти также охрану природы, обеспечение экологической безопасно-сти, единую ядерную политику государств, формирование междуна-родного информационного пространства, борьбу с международным терроризмом и др.

Особо следует сказать о необходимости формирования меха-низма международного судебного и иного контроля и защиты есте-ственных прав и свобод личности, создания общемирового правопо-рядка, основанного на принципах гуманизма, справедливости, обес-печения свободы и процветания всех народов мира.

Очевидно, что такого рода общемировые проблемы, составляю-щие основу глобализации, должны решаться и обеспечиваться, в первую очередь, международным правом, а через него также и с помощью внутригосударственного законодательства. Все это лишь- содержания и формы Достаточно точно даны дефиниции используе-мых в законодательстве юридических терминов. Повышены требо-вания к единообразию оформления проектов, унификации термино-логии, использованию однотипных формулировок и конструкций и т. д.

С учетом изложенного важное значение приобретает проблема эффективности закона, которую, однако, по мне-нию профессора В.Б.Исакова, следует разделять с эф-фективностью законотворчества и эффективностью пра-вовой политики АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: про-блемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. С. 43--54;

.

С принятием основной части базовых отраслевых за-конов, в том числе кодексов (АПК РФ, БК РФ, ГПК РФ,ЗКРФ, КоАПРФ, НКРФ, ТКРФ, УКРФ, УПКРФ и др.), появилась возможность более предметно заняться вопросами упорядочения системы законодательства, обес-печения согласованности, непротиворечивости как феде-ральных законов и законов субъектов Федерации, так и самой системы федеральных законов и подзаконных нор-мативных актов. Как представляется, из законов целесо-образно устранить декларативные положения и допол-нить текст сугубо реалистичными, исполнимыми нормами, подкрепленными организационными и финансово-эко-номическими механизмами, а подзаконные акты в полной мере привести в соответствие с духом и буквой закона. В наибольшей мере это касается федеральных законов, определяющих принципы государственной политики в различных сферах и отраслях государственного управ-ления.

Актуальной является и задача своеобразной инвента-ризации принятых федеральных законов как с точки зре-ния их соответствия конституционному разграничению предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, так и с точки зрения обеспеченности фи-нансовыми и иными ресурсами.

Хотелось бы надеяться, что в период работы Государ-ственной Думы будут сделаны реши-тельные шаги по расчистке федерального законодатель-ства в указанных направлениях, дальнейшему развитию перечисленных позитивных тенденций в работе Государ-ственной Думы и совершенствованию законодательного процесса в целом. Главным итогом по-следней 4-летней деятельности, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, является то, что Го-сударственной Думе удалось уйти от бесплодных полити-ческих дебатов, от излишней конфронтации, от клановой борьбы, имевшей место в предыдущие годы в парламенте, в средствах массовой информации и в исполнительных органах власти. Смена приоритетов главных направлений деятельности Государственной Думы, связанных с концентрацией основных усилий именно на конструктивной законотворческой деятельности, а не на политических эмоциях, отмечается и в первых оценках прошедшего периода ее работы, данных по горячим сле-дам в средствах массовой информации Права человека и новое российское законодательство (мате-риалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. №6. С.96--114;

Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644..

В этом залог совершенствования законотворческого процесса и повышения качества законопроектов Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644.

, а так-же, что немаловажно, изменения в позитивную сторону настроений в российском обществе, поскольку в настоя-щее время лишь 8,7 % опрошенных в 2002 году и 13,6 % -- в 2005 году полагали возможным согласиться с тем, что утверждение «диктатуры закона» имеет тен-денцию к развитию Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых ито-гах международного юридического форума // Журнал рос-сийского права. 2003. № 2. С. 3-4.

.

Заключение

Пока еще существуют существенные пробелы в законодательстве. Очевидно, что всеобъемлющей полноты правового регулирования достигнуть крайне сложно. Как ни мудр и оперативен законодатель, жизнь идет вперед, возникают новые потребности и сферы отношений. Так, ныне возникает много неурегулированных отношений и споров по поводу жилья, земельных участков, дач, новых видов кооперативов, машин, гаражей и так далее. Необходимость установления детальных процедур разрешения таких дел становится все более актуальной. Роль законодателя заключается в том, чтобы сократить до минимума возможные пробелы, активно отражать в законе динамику общественной жизни.

До сих пор нет четкого порядка разграничения сфер регулирования закона и указа Президента Российской Федерации, полномочий между законодательной и исполнительной властями, отсутствует определение сферы правотворческой деятельности Президента Российской Федерации, вопросов, которые могут быть урегулированы только законом.

В современный период из-за интенсивного и порой попросту хищнического использования природных ресурсов для развития хозяйства, военных, энергетических и иных нужд неизмеримо возрастает необходимость четкого и детализированного правового регулирования экологической безопасности планеты, охраны и защиты естественной среды. Действующее законодательство не обеспечивает в полной мере эти задачи, и здесь общими нормами об охране природы не обойтись. Необходима целая серия правотворческих решений всех уровней, начиная с законов и кончая муниципальными актами: о защите земли, воды, воздуха, недр, об атомной энергетике, о защите населения от радиационного облучения, о борьбе с экологическими катастрофами и так далее. Точно так же нужны в развитие недавно принятого Трудового кодекса серьезное изменение и дифференциация регулирования трудовых отношений, учитывая изменение характера труда, его оплаты в условиях рыночной экономики, порядка прохождения воинской службы, в частности альтернативной, и так далее.

К сожалению, отсутствует достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную подготовку и принятие проектов нормативных правовых актов. До сих пор не принят закон о нормативных правовых актах Российской Федерации, хотя его проект уже давно подготовлен и несколько лет тому назад прошел первое чтение в Государственной Думе.

Наличие пробелов в законодательстве и недостаточная оперативность принятия актов законодательства подталкивает регионы к практике не всегда оправданного "опережающего правотворчества" по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Следует отметить также технические недоработки процесса законодательствования: хаотичность в формировании нормативных массивов, "погоня" за количеством законов как самоцель, неоправданная поспешность подготовки проектов важнейших правовых решений, игнорирование выработанных практикой правотворчества.

Литература

1. Конституция РФ- М.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст. 3176.

3. АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: про-блемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. С. 43--54;

4. Административное право Российской Федерации/Под ред. Н.Ю.Хаманеева.- М.Юрист,2004.- 556с.

5. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 644.

6. Аналитическая информация о порядке подго-товки и реализации законов /Отв. ред. проф. Ю.А.Тихоми-ров. М.,2000.- 231c.

7. Глобализация, государство, право, XXI век. О некоторых ито-гах международного юридического форума // Журнал рос-сийского права. 2003. № 2. С. 3-4.

8. Законодательные органы субъектов Российской Феде-рации: правовые вопросы формирования, компетенции и ор-ганизации работы. М.: Городец, 2001. -262с.

9. Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некото-рые тенденции развития //Журнал российского права. 2000. №З.С.27-29.

10. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1999. - 425с.

11. Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.- С. 82.

12. Конституция и законодательство / Отв. ред. Т.Я.Хабриева, Ю.А.Тихомиров. М., 2003.

13. Концепция развития российского законода-тельства в целях обеспечения единого правового простран-ства в России // Журнал российского права. 2002. №6. С. 17--31;

14. Круглый стол «Роль парламента в конституционной реформе России» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. №3(16)/№4(17). -С. 35.

15. Курманов М. М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) ор-ганы власти субъектов Российской Федерации? // Юрист. 2002. №11. С. 4.

16. Лафитский В. И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств:- Учебное и научно-практическое пособие/Отв. ред.Д.А.Ковачев.М., 1999. - 488с.

17. Лебедев В. А. Правовое регулирование зако-нодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2000. - 317с.

18. Окуньков Л. А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 1999. -345с.

19. Права человека и новое российское законодательство (мате-риалы «круглого стола») // Государство и право. 2003. №6. С.96--114;

20. Права человека: итоги века, тенденции, перспек-тивы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. М., 2002;

21. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М.:Олита,2003-.С.126.

22. Умнова И.А. Конституционные основы современного рос-сийского федерализма. М., 2000.-142с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.