на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отстранение от должности: основания и правовые последствия

Отстранение от должности: основания и правовые последствия

2

Отстранение от должности: основания и правовые последствия

Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие законодательные акты предусматривают в определенных случаях право и обязанность нанимателя отстранить работника от работы (должности). Отстранение от работы (должности) - это временное недопущение работника нанимателем по своей инициативе либо по требованию уполномоченных государственных органов к исполнению предусмотренных трудовым договором обязанностей с приостановлением начисления заработной платы на период отстранения.

Отстранение от работы следует отличать от увольнения работника. При отстранении от работы трудовые отношения с работником не прекращаются. Работник временно не допускается к исполнению своих трудовых обязанностей по должности, профессии, специальности, квалификации, указанной в трудовом договоре. Отстранение от работы не является дисциплинарным взысканием (хотя оно производится нанимателем в связи с виновным поведением работника), поскольку такая мера, как отстранение от работы, не указана в ст. 198 ТК, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий. Не признают эту меру воздействия дисциплинарным взысканием и акты специального законодательства (уставы, положения), регулирующие трудовые и связанные с ними отношения отдельных категорий работников.

Отстранение от работы может завершиться:

- переводом на другую работу;

- прекращением трудового договора;

- предоставлением прежней работы.

Статья 49 ТК предусматривает следующие основания отстранения от работы:

1) нанимателем по требованию уполномоченных государственных органов;

2) непосредственно уполномоченным государственным органом;

3) по инициативе самого нанимателя.

При этом в одних случаях закон предусматривает право, а в других - обязанность нанимателя отстранить работника от работы.

Кроме того, актами законодательства предусмотрены случаи отстранения работника от работы непосредственно уполномоченным органом, не являющимся нанимателем, у которого работает отстраняемый работник. К уполномоченным государственным органам, имеющим право требовать отстранения работника от работы (должности) относятся: органы предварительного следствия, суд, органы санитарного надзора и т.д.

Так, в соответствии со ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК), если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь на работе, подозреваемый или обвиняемый будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности, прокурор, его заместитель, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого. При этом отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались. Об отстранении от должности выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.

Таким образом, для нанимателя основанием для отстранения от работы (должности) по требованию судебно-следственных органов является постановление прокурора или его заместителя, органа дознания или следствия, санкционированного прокурором или его заместителем, а также определение (постановление) суда. Никакие другие документы этих органов (запросы, письма, представления, частные определения) не могут являться основанием для отстранения работника от работы (должности).

Рассматривая споры об отстранении от работы (должности), суды должны проверять, действительно ли требование об отстранении от работы исходило от уполномоченного на это органа, было ли требование надлежащим образом оформлено и, в зависимости от этого, являлось ли оно обязательным для исполнения нанимателем.

Пример:

Н. работала в торговой фирме "М" инженером отдела поставок и закупок. Приказом нанимателя она была отстранена от занимаемой должности до окончания следствия и с ее согласия переведена на должность весовщика погрузочно-разгрузочного участка. Приказ был мотивирован ссылкой на представление следователя. Н. предъявила иск о восстановлении в прежней должности. Дело рассматривалось различными судебными инстанциями. Решением районного суда, оставленным без изменения судебной коллегией и президиумом областного суда, истице в иске было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила все судебные постановления и указала, что отстранение истицы от занимаемой должности произведено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, поскольку, как это видно из материалов дела, документ, на основании которого произведено отстранение от работы, не отвечает требованиям закона.

Следователь в случае необходимости отстранения работника от должности должен вынести об этом постановление, санкционированное прокурором или его заместителем. Это постановление направляется нанимателю для немедленного исполнения. В случае с Н. данное требование закона соблюдено не было. В адрес руководства фирмы "М" направлено не постановление следователя, а представление, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных истицей нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем пребывании Н. в должности инженера. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения истицы от работы (перевода ее на другую работу).

В данном случае наниматель должен был проверить, что из себя представляет документ, направленный следователем. Для нанимателя обязательно постановление следователя, оформленное согласно ст. 131 УПК и санкционированное прокурором или его заместителем. Если же следователь делает представление нанимателю, в котором, ссылаясь на обстоятельства, выявленные во время расследования уголовного дела, он просит решить вопрос о возможности пребывания работника в занимаемой должности, то наниматель должен проверить все обстоятельства, изложенные в представлении, и решить этот вопрос самостоятельно в соответствии с нормами трудового законодательства.

Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурором или его заместителем, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость (ч. 4 ст. 131 УПК). Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности.

Временное отстранение от должности на основании постановления прокурора, следователя или суда относится к мерам процессуального принуждения. Оно является обязательным для нанимателя. В то же время работник может обжаловать применение в отношении него этой меры в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Согласно ст. 138-139 УПК участник уголовного процесса может обжаловать действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору, а на действия и решения суда - в вышестоящий суд. Должностные лица или органы, которым направлена жалоба, могут отменить действие или решение органа, ведущего уголовный процесс. Если, например, вышестоящий прокурор или суд отменил постановление или определение об отстранении от должности, то наниматель обязан немедленно по поступлении к нему соответствующего документа допустить работника к работе и выплатить ему заработную плату за время фактического отстранения от работы.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 № 645 "О порядке назначения (утверждения, освобождения, отстранения) и согласования назначения (освобождения, отстранения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) отстранение от должности, приостановление полномочий, отстранение от исполнения служебных обязанностей лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных актами законодательства, осуществляются:

- Президентом Республики Беларусь - в отношении назначенных Президентом Республики Беларусь руководящих работников;

- с согласия Президента Республики Беларусь государственными органами (должностными лицами) - в отношении назначенных ими по согласованию с Президентом Республики Беларусь руководящих работников.

Отстранение от должности руководителя при

процедурах банкротства

Законодательство предусматривает возможность отстранения от должности руководителя организации при процедурах банкротства.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнением) (далее -Закон) до рассмотрения хозяйственным судом дела о банкротстве предусматриваются защитный период и конкурсное производство.

Защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего. В защитный период руководитель организации-должника может действовать наряду с временным управляющим. Главными задачами временного управляющего являются обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния. Поэтому в случаях, когда руководитель активно помогает управляющему, он может оставаться в своей должности. Однако при наличии достоверных сведений о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства, хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.

Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке, в том числе руководителем должника.

В соответствии с определением хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности:

- лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем должника, обязано отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом;

- приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 34 Закона).

Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства:

- лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом;

- приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами;

- управление делами должника возлагается на управляющего (ст. 90 Закона).

Таким образом, после принятия хозяйственным судом определения об отстранении руководителя должника от должности он может быть уволен собственником имущества организации или уполномоченным им органом по ст. 258 ТК.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.