на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Охрана государственной границы (законодательство по состоянию на 30 декабря 2003 г.)
p align="left">Потенциально опасные очаги угроз вызревают так-же на территориях Польши, Венгрии, Румынии, Чехии, Сло-вакии, Болгарии. Их отход от сотрудничества с РФ и все большая ориентация на Запад достаточно очевидны. В этих странах постепенно оформляется настороженное и даже враждебное отношение к нашей стране. Понятно, что ука-занные государства самостоятельно ни при каких обстоятель-ствах не в состоянии оказать военное давление на РФ. Од-нако в случае лишения России ее ядерного потенциала, ее расчленения, агрессии со стороны НАТО и Польша, и другие бывшие союзники СССР по ОВД не преминут извлечь из это-го для себя политические выгоды, в том числе и военным путем.

Характер угроз на южных границах России опре-деляется ситуацией на Северном Кавказе (особенно в Чеч-не), в Закавказье, а также политикой Грузии, Турции, Ирана, положением в Афганистане и Пакистане. Некоторые территории данного региона подпадают под суверенитет РФ, и Рос-сия твердо высказалась в том смысле, что стабилизация обстановки в той же Чечне является ее внутренним делом. Однако приходится считаться с тем, что здесь возникают, переплетаются многочисленные противоречия политическо-го, экономического, этнического, религиозного и геополити-ческого характера, уходящие корнями в историческое про-шлое и во многом приобретшие взрывоопасный характер в процессе развала СССР

На ближневосточном направлении угрозы пока не приняли острых форм. Но это может случиться при попытке Турции, Ирана захватить лидерство в регионе, распростра-нить свое влияние на Азербайджан, Туркмению, другие тер-ритории, где преобладает население, исповедующее ислам. На средневосточном направлении ситуация не менее тре-вожная, что показала предпринятая НАТО акция с целью покарать придуманного американскими спецслужбами «виртуального» Бенладена.

Угрозы на Дальнем Востоке в настоящее время можно считать неопасными. Однако кажущаяся военная нейтральность Китая очень обманчива. Экономическое подчинение Дальнего Востока, огромное количество незаконных мигрантов в этом регионе со стороны Китая и другие подобные факторы создают чрезвычайно высокую опасность фактического завоевания российского Дальнего Востока Китаем. Не секрет также, что Китай на своих картах рисует Сибирь и Дальней Восток частью Китая. Особенно эти проблемы актуализируется чрезвычайной пересеченностью Китая, низкой плотностью населения в Сибири и на Дальнем Востоке, территориальной близостью этого региона к Китаю и многим другим.

Очень точно ситуацию по отношению с кажущимися союзниками России (США, Китай и др.) отражают следующие слова: «Следует учитывать, что стабильность сложившихся отношений между государствами не означа-ет, что эти отношения гарантируют им безопасность. Стабиль-ность может оказаться замороженной формой конфронтационных отношений с относительным постоянством военной опасности для одной или всех сторон» Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. - 2000. - №1. - С.64-68..

В последние годы особую опасность для России приоб-рели угрозы, исходящие от государств ближнего зарубежья. Стремление ряда стран-республик бывшего СССР вступить в НАТО, территориальные претензии к России, попытки со-здания межгосударственных объединений, в которых учас-тие нашей страны не предусматривается, создают ситуацию угрозы национальной безопасности Российской Федерации, характерной чертой которой является ее прямая и опосредо-ванная связь с потенциальной военной опасностью.

Учитывая очевидную множественность угроз, следует согласиться, что в общем такая ситуацию приводит к ситуации, когда «Россия прак-тически будет вовлечена во многие споры глобального, ре-гионального и местного характера. Это создает уникальные условия для «растаскивания» Российской Федерации по кон-фликтам и истощения ее, лишения способности к самостоя-тельному существованию» Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. - М., 2001. - С.372..

Итак, проведенный анализ показал, что жизненно важным национальным интересом России является стратегическая (международная) стабильность как в ближнем зарубежье, так и в мире в цепом. При этом потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от соседа.

1.2. Внутренние угрозы военной безопасности России

Внутренние угрозы на первый взгляд не имеют прямого отношения к охране Государственной границы. Однако, это не так, внутренние угрозы являются таковыми и для субъектов такой охраны. Поэтому анализ внутренних угроз и их понимание чрезвычайно важно для построения эффективной политики в отношении государственной политики по охране Государственной границы. В этом плане небезынтересно, что в списке из 48 наиболее реально и потенциально конку-рентоспособных стран мира по уровню внутренней полити-ческой стабильности наша страна в 1997 г. находилась на последнем месте Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалист». - М., 1997. - №29.. Думается, что за истекшее время Россия смогла лишь незначительно улучшить свое положение.

Среди факторов, угрожающих внутренней стабильности государствен-ной жизни России и так или иначе оказывающих влияние на состояние субъектов, ведущих охрану Государственной границы РФ, можно выделить следующие:

· кризисное состояние экономики России;

· периодически возникающие центробежные устремле-ния субъектов РФ, ведущие к нарастанию угрозы наруше-ния территориальной целостности и единства правового про-странства страны;

· целенаправленное сознательное вмешательство инос-транных государств и международных организаций во внут-реннюю жизнь Российского государства;

· социальная дифференциация, ведущая к резкому со-циальному расслоению в обществе;

· криминализация общественной жизни;

· нарушение функционирования системы правового ре-гулирования общественных отношений;

· противоправная деятельность экстремистских, нацио-налистических, религиозных, сепаратистских и террористи-ческих движений, организаций и структур;

· противоречивость внешней и внутренней политики го-сударства (в том числе и военной политики).

Внутриполитическое состояние современ-ной России все еще отличается высоким уровнем нестабиль-ности, возникшей в результате экономических, социальных, политических противоречий, в том числе национальных кон-фликтов и территориальных споров, характеризующих обще-ственные отношения в стране в 90-е гг. Принципиально зна-чимо, что в указанный период произошли эпохальные пере-мены, прямо и косвенно повлиявшие на судьбы десятков миллионов людей.

В социальной структуре нынешнего российского общества выделяются, по меньшей мере, три группы базо-вых противоречий, инициирующих мощные дестабилизационные процессы и течения: внутри традиционной стратифи-кации, внутри новой (псевдорыночной) стратификации и меж-ду адекватными им типами социальности. Одновременно с этим наблюдаются процессы и явления, свидетельствующие и об усложнении, а равно и упрощении структуры социальных слоев, групп, дифференцированных по различным критери-ям.

В частности, существенное влияние на усиление полити-ческой нестабильности в России оказывает формирование антагонистических полюсов -- очень бедных и очень бога-тых. Возникают во многом непреодолимые противоречия между привилегированной, сильно коррумпированной час-тью госчиновничества, входящего в элиту нынешней Рос-сии, и другими субъектами политических процессов, между работниками бюджетной и рыночных сфер. Крайне опасны-ми являются маргинализация социума, его криминализация, связанные с обнищанием населения, неприспособленностью его основной массы к условиям переходного периода, вы-соким уровнем безработицы, мощными миграционными по-токами из стран ближнего зарубежья и т. п.

Среди дестабилизирующих внутреннюю обстановку в РФ факторов в последнее время особое беспокойство вызывает вооруженный экстремизм. По ряду причин он стал явлениям не только национальным, но и международным Рост политического экстремизма // Армия и общество. - 1999. - №3. - С.35-40.. Понятие экстремизма в широком смысле трактуется политологами, криминологами, специалистами в других сферах научного знания как стремление тех или иных социальных (политичес-ких и т. п.) субъектов решать проблемы и достигать постав-ленные цели с применением крайне радикальных методов, включая все виды насилия, в том числе и вооруженное. Этим понятием охватываются терроризм и другие политические пре-ступления Шнайдер Г.Й. Криминология. - М., 1995. - С.381..

В данном контексте, как справедливо отмечает В.В. Чебан, приходится с сожалением констатировать, что «расту-щая преступность, распространение оружия среди населе-ния не встречают достаточно эффективного отпора со сторо-ны властей. Происходит стремительная криминализация и ми-литаризация общественной практики. Ярко обнажается бес-помощность властей и беззащитность граждан государства Российского» Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. - М., 2001. - С.381.

.

В РФ вооруженный экстремизм в конце 90-х гг. превра-тился в один из главных факторов дестабилизации внутрен-ней обстановки, создавая серьезную угрозу ее территори-альной целостности, конституционному правопорядку, ущем-ляя права и свободы граждан. Сегодня основными формами вооруженного экстремизма в России принято считать: «че-ченский», организованно-преступный, «импортированный в страну» из-за рубежа (вакхабизм и т. п.), оппозиционный пра-вящему режиму право-, леворадикальный экстремизм, про-являющийся в деятельности преимущественно незаконных партий и движений типа РНЕ, стихийно-митинговый.

И, наконец, есть еще одна категория внутренних угроз, с которой нельзя не считаться. Она связана с непрекращаю-щейся социально-политической напряженностью в стране, ухудшением экономической ситуации, с опасностью пере-рождения структур демократического правового государства в тоталитарный или автократический политический режим.

Итак, проблема обеспечения внутренней стабильности и безопасности является одной из важнейших в социально-государственном строительстве. Внутренняя стабильность, как показывает опыт, может быть обеспечена двумя спосо-бами: либо «балансом сил», либо «балансом интересов», а также их различными сочетаниями. Наиболее оптимальный путь -- «баланс интересов» (ненасильственный способ). В идеальном варианте государство должно обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность ис-ключительно мирными, ненасильственными путями, в инте-ресах всех членов государственно-организованного обще-ства.

2. Общая характеристика правового регулирования государственного управления в области охраны Государственной границей РФ

2.1. Административно-правовой режим охраны государственной границы

Основным правовым актом, определяющим основные направления положения в области охраны Государственной границы РФ является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. - 1993. - №17. - Ст.594; 1994. - №16. - Ст.1861; 1996. - №50. - Ст.5610; 1997. - №29. - Ст.3507; 1998. - №31. - Ст.3805,3831; 1999. - №23. - Ст.2808; 2000. - №32. - Ст.3341; №46. - Ст.4537; 2002. (Часть I) - №1. - Ст.2; №52 (Часть I). - Ст.5134; 2003. - №27 (Часть I). - Ст.2700.. Важное значение имеет также Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №34. - Ст.4029; 1998. - №30. - Ст.3606; 1999. - №26. - Ст.3175; 2003. - №2. - Ст.159; №27 (Часть I). - Ст.2700.

.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходя-щая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы го-сударственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской федерации, т.е. пространственных пределов действия государ-ственного суверенитета Российской Федерации.

Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законода-тельными актами государства.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегаю-щих по российской территории, руководствуется принципами:

· обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

· взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными госу-дарствами;

· взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности госу-дарств и нерушимости государственных границ;

· мирного разрешения пограничных вопросов,

Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, эко-номических, военных, оперативных, организационных, технических, эко-логических, санитарных и иных мер по:

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.