p align="left">При обследовании Государственной экспертизой условий труда 101 организации разных отраслей со списочной численностью 180,9 тыс. человек выявлено, что 50,9 тыс. (28,2 процента) работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам. Исходя из этого можно сделать вывод, что свыше 300 тыс. работающих работают в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам. Свыше 100 тысяч работают в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях. В ходе комплексных экспертных проверок установлены нарушения в большинстве организаций, над устранением которых и необходимо работать службам охраны труда округа, муниципальных образований и организаций совместно с органами Государственного надзора и контроля, Государственной экспертизы условий труда. Основные нарушения следующие: - неудовлетворительное ведение документации по личным делам работающих; - отсутствие перечней профессий и должностей работников предприятий; - невключение в перечень профессий и должностей организациями для льготного пенсионного обеспечения по спискам N 1 и N 2 рабочих отдельных профессий; - отсутствие списка лиц, которые с достижением возраста приобретут право на льготную пенсию в ближайший период; - несоответствие наименований профессий, включенных в перечень организации, наименованиям и составу работ, предусмотренных классификатором профессий и ЕТКС; - нарушение порядка предоставления рабочим и служащим дополнительных отпусков согласно списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда; - несоблюдение продолжительности основного отпуска в 24 рабочих дня; - нарушение порядка предоставления и оплаты льготных отпусков; - нарушение сроков и качества аттестации рабочих мест по условиям труда; - отсутствие доплат, предусмотренных типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ; - нарушение порядка бесплатной выдачи молока рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда; - несоблюдение периодичности контрольных обследований рабочих мест; - отсутствие разработанных и утвержденных организационно - технических и оздоровительных мероприятий; - нарушение сроков и норм выдачи специальной одежды; - отсутствие и несвоевременное заключение коллективных договоров (соглашений) между работниками и работодателями; - несвоевременное внесение дополнений и изменений в коллективный договор по взаимному согласию сторон; - нерабочее состояние и недостаточная эффективность систем вентиляции; - неудовлетворительное состояние осветительной арматуры; - несоответствие температурного режима в помещениях требуемым нормам. В области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе проведена определенная работа: - разработан и принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе"; - в округе осуществляет свою деятельность Государственная инспекция труда по Ханты - Мансийскому автономному округу численностью 51 работник; - работают специалисты по охране труда в 17 муниципальных образованиях из 22; - ежегодно проводятся окружные, городские, районные семинары - совещания работников служб по охране труда органов местного самоуправления предприятий с участием Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу; - выданы разрешения на право проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций 34 учебным центрам в 13 населенных пунктах округа. В этих учебных центрах в 1999 году прошел обучение и проверку знаний по охране труда 3341 руководитель и специалист организаций; - службами охраны труда органов местного самоуправления подготовлены и приняты 30 документов по охране труда; - в автономном округе обследовано состояние и условия труда в 581 предприятии с численностью работающих 100379 человек. Основными направлениями в работе Управления по труду как органа государственного управления охраной труда в Ханты - Мансийском автономном округе являются: - создание системы управления охраной труда на окружном, муниципальном уровнях и в организациях; - правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих, разработка и введение в действие Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", разработка и принятие Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в округе; - организация обучения охране и безопасности труда и подготовке специалистов по охране труда; - анализ состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа; - организация и содействие аттестации рабочих мест и сертификация производственных объектов условиям безопасности; - информирование работодателей о требованиях и ответственности в области охраны и условий труда в начальный период становления организации: а) при регистрации, перерегистрации организации; б) при получении лицензии на лицензируемый вид деятельности. Общие положения Программа подготовлена в целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", федеральной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, а также Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", в котором одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда определено комплексное решение задач по охране труда на основе разработки и реализации соответствующих программ. Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально - экономическое развитие округа, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровья работающих являются важнейшим фактором устойчивого социально - экономического развития округа, которое должно дать возможность работающему населению вести здоровую и продуктивную жизнь как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее. Поэтому Программа направлена на реализацию основного права работающего: ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям. В основу Программы закладываются три основных положения: - деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна организации, обществу в целом; - каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня; - должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждого работающего от риска. Основные направления Программы Главной задачей Программы является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей Программы является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде. Программа базируется на семи основных принципах обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работающих: - защита здоровья от вредных факторов производства (принцип защиты и профилактики); - приспособление производства и производственной среды к физическим и психологическим возможностям работающих (принцип адаптации); - улучшение физического, умственного здоровья и социального благополучия рабочих (принцип улучшения здоровья); - снижение последствий вредных факторов производства, несчастных случаев, травм, связанных с работой (принцип лечения и реабилитации); - обеспечение общим лечением и профилактическим медицинским обслуживанием работающих (принцип общего медицинского обслуживания); - ответственность работодателя за проведение в жизнь законодательства по охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья работающих (принцип ответственности); - обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, представляемое работодателем для его защиты от неблагоприятного воздействия производственных факторов (принцип самозащиты). Система программных мероприятий имеет межотраслевой характер и направлена на повышение общего уровня условий и охраны труда на территории Ханты - Мансийского автономного округа. Система включает следующие наиболее важные направления по улучшению условий и охраны труда: - правовое и нормативное обеспечение охраны труда; - организационно - техническое обеспечение охраны труда; - совершенствование государственной системы управления охраной труда; - обучение работников, подготовка специалистов по охране труда, информационное обеспечение охраны труда; - научно - техническое обеспечение условий и охраны труда; - обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, предупреждению травматизма работающих и улучшению условий труда женщин и подростков. Мероприятия, этапы реализации целевой Программы по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы указаны в приложении. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда Одним из важнейших элементов Программы по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно - правовой базы. Исходя из этого предусматривается подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы федерального и окружного уровня, регламентирующих условия и охрану труда работающих. Планируется подготовить положения: - о порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях по условиям труда; - о порядке сертификации производственных объектов на соответствие нормативным требованиям в области условий и охраны труда. Это направление в настоящее время является особенно актуальным, так как реализация системы сертификации (как и аттестации рабочих мест) позволит, во-первых, определить качественный уровень состояния условий и охраны труда в организациях, а во-вторых, даст возможность классифицировать организации по степени профессионального риска и обеспечить реализацию Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Также предусмотрена подготовка рекомендаций о содержании раздела охраны труда в коллективных договорах и соглашениях и др. Реализация данного направления укрепит нормативную правовую базу, приведет ее в соответствие с новыми социально - экономическими отношениями, укрепит права работников, повысит ответственность работодателей, улучшит эффективность государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе. Организационно - техническое обеспечение охраны труда Для реализации требований нормативных правовых актов в области условий и охраны труда необходимо в первую очередь создать необходимые условия для возможности эффективной реализации государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе. Так, предусматривается развитие органов управления, надзора и контроля в области условий труда. Планируется создать полноценный орган государственной экспертизы условий труда в составе Управления по труду с работниками, находящимися на территории округа в местах наибольшего сосредоточения предприятий и организаций отраслей материального производства. Функции государственной экспертизы условий труда определены в статье 17 Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе". В настоящее время создание полноценного органа государственной экспертизы охраны труда особенно актуально в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Согласно этому Закону размер страхового взноса для каждого предприятия будет зависеть от фактического состояния условий и охраны труда, определять которое и будет государственная экспертиза условий труда по результатам аттестации рабочих мест. Одной из важных составляющих механизма улучшения условий и охраны труда является информированность участников производственного процесса. Контроль за качеством обучения в области охраны труда учебными заведениями, имеющими разрешение Управления по труду на право обучения руководителей и специалистов организаций в области охраны труда и оказание методической помощи этим учебным заведениям, будет осуществлять отдел организации обучения и методического обеспечения охраны труда Управления по труду. Также необходимо наладить полноценную работу центра охраны труда при Управлении по труду, который будет обеспечивать предприятия и организации округа нормативной и методической литературой по охране труда, информацией о предприятиях - изготовителях средств коллективной и индивидуальной защиты, проводить обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, оказывать помощь предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям в области условий и охраны труда. Услуги предприятиям и организациям по мере становления центр охраны труда будет осуществлять на платной основе, то есть в будущем центр будет на частичном самофинансировании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|