на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Переход к рыночной экономике и задачи милиции
p align="left">Первое требование к любой эффективной программе перехода -- обеспечение необходимого финансирования из внутренних и внешних источников по мере сокращения госзаказа. Считаем, что государство должно смягчить барьеры на пути предложения: помехи для снабжения, кредитные ограничения, фиксированные цены, чрезмерные налоги, законодательные помехи и т. п. Старая система слишком сильно укрепилась и правительство должно создать и претворить в жизнь эффективную программу перехода.

По нашему мнению, для создания эффективного рыночного механизма экономические преобразования в России следует проводить по двум первостепенным направлениям:1) институциональные преобразования -- приватизацию, демонополизацию, поощрение предпринимательства и частнохозяйственной инициативы, создание рынка капиталов и соответствующей современным требованиям финансовой и банковской системы, реализацию аграрной реформы и развитие приспособленной к условиям рыночной экономики системы социальных услуг. 2) завершение либерализации экономики, включая оптовую и розничную торговлю, денежно-кредитную сферу и внешнеэкономическую деятельность. Эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного (10--15 лет) переходного периода, в результате которого в России возникнут и укрепятся основные институты рыночной экономики. Очевидно, что процессы перехода к рынку станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. М.: 2005 С. 56.

Считаем, что при переходе от командной системы к рынку, должны прийти свобода дея-тельности и ответственности каждого человека за свое благо-состояние и благосостояние общества и через рыночный меха-низм связаться с различными государствами, что позволит со-здать основу для эффективного экономического сотрудничест-ва России с промышленно развитыми странами.

Для эффективного функционирования рыночной эко-номики необходимы принципы, образующие базис новой экономической системы, таковыми являются: 1) максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов; 2) формирование новых форм собственности, включая ча-стную; 3) конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и по-вышения качества продукции в соответствии с действием за-кона спроса и предложения Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, форми-рования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, го-сударственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.; 4) свободное ценообразование, а госконтроль возможен лишь в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования; 5) распространение рыночных отношений на все сферы экономики; 6) открытость экономики, ее последовательная интегра-ция в систему мирохозяйственных связей; 7) обеспечение гражданам социальных гарантий и господдержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества; 8) отказ государства от прямого участия в хозяйствен-ной деятельности (кроме отдельных специальных областей), но и одновременное усиление косвенного (административного) государст-венного и общественного регулирования инфляции, безработицы, имущественной и социальной дифференциации, нестабиль-ности производства, неравномерности развития отдельных регионов Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, ис-полнительной и судебной власти. .

Переход от командной к рыночной экономике обладает общими за-кономерностями, так с одной стороны, он включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношений, а также производства, с другой -реализацию неотложных жестких мер по стабилизации, преимущественно в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании. Таким образом, по нашему мнению, структурная перестройка является в итоге нужным условием для устойчивого рыночного равновесия, результативного функциони-рования всех механизмов рынка. Полагаем, что по каждому из указанных направлений следует обеспечить опережающую организацию правовой базы и институ-тов государственной власти и управления.

2. Рынок: понятие и особенности

Как показывает опыт, теперешняя рыночная система лучше, чем иные, адаптирована для применения достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства, а значит в итоге для более полного удовлетворения общественных потребностей. Рынок находящийся в основе данной системы представил свое преимущество в применении побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Возможны несколько дефиниций рынка: 1) рынок - обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; 2) рынок механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения; 3) рынок - сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: Эльф К-пресс, 2000. С.171.

Более глубокое уяснение категории “рынок” требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства. Данная система включает четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. Конечной, естественной целью экономической жизни является потребление, основной сферой экономики является производство, так как без его развития не может быть рынка, и именно производство рождает товарную массу. Изменение производственной сферы - источник ко всем изменениям в других сферах экономики. Это весьма важно для формирования рыночных отношений там, где они еще отсутствуют. Если начинать с реформации обращения и не добиваться вначале больших производственных результатов, то никакого рынка не возникнет, но между производством и потреблением есть и другие сферы. За производством следует распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции.

Распределение важно в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения разнообразных слоев общества, но распределение является не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, как и распределение, весьма сильно воздействует на производство, это можно увидеть при анализе функций рынка. Так или иначе, сфера обмена очень важна во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. .

Таким образом, по нашему мнению, под рынком следует подразумевать прежде всего саморегулирующуюся систему, базис которой составляют свобода частного предпринимательства и свобода купли-продажи не только товаров и услуг, но и факторов производства -- капитала, земли, рабочей силы, предпринимательских способностей. Рынок предполагает свободу хозяйствования для всех экономических субъектов, их объединения, сотрудничества и конкуренции, а также прекращения их деятельности ввиду банкротства или по другим причинам. Хозяйствующими субъектами могут быть не только отечественные, но и иностранные юридические и физические лица.

Рынок в качестве развитой системы отношений товарного обмена выступает как система отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого” рынка (рис. 1). Следовательно, рынок охватывает элементы, прямо связанные с обеспечением производства и элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.

Рис.1

Тем не менее элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Большое экономическое значение имеет потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления и без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. Именно от состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а значит наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (а тот -- на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных ценных бумаг, а также на валютный, межбанковский, учетный рынки); рынок капиталов (а тот -- на рынки средне долгосрочных ценных бумаг, т. е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. М., 2005. С.58.

Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Наконец, рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование.

Несомненно, что каждый элемент рынка имеет самостоятельно значим, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.

Рыночные отношения утвердившиеся в обществе сильно воздействуют на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, значит, формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Функция регулирующая -- самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции и внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей Сохранение и поддержание конкурентной среды -- одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена -- это сигнал к расширению производства, падает -- сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций..

Функция санирующая. Рыночный механизм -- это не благотворительная система, она и жесткая, и жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился Булатов А.С. Экономика М., 2001. С.28..

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.