p align="left">На наш взгляд необходимо внесение следующих изменений в действующее законодательство. Во-первых, внесение дополнения в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающее, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом. Во-вторых, действующим Бюджетным кодексом РФ в статьях 51, 57 и 62 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам бюджетов и распределяется по следующим нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. Поэтому для обеспечения целевого расходования средств считаем необходимым внесение изменений в статьи 51, 57 Бюджетного кодекса РФ следующего содержания: плата за негативное воздействие на окружающую среду направляется в государственные внебюджетные экологические фонды в соотношении: 20 % - в федеральный экологический фонд, 80 % - в экологический фонд субъекта РФ соответственно; в статье 62 - исключить положение о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В-третьих, в настоящее время пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействие на окружающую среду является сброс загрязняющих веществ на водосборные площади. Считаем необходимым внесение изменений в пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующего содержания: слова «водосборные площади» заменить на «рельеф местности». Таким образом установить как вид негативного воздействия сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, а не сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, поскольку рельеф местности - более широкое понятие и не эквивалентно водосборной площади. Также необходимо в Приложении № 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344 Раздел «Нормативы платы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты» дополнить словами « и на рельеф местности». В-четвертых, в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходимо заменить слова «размещение отходов производства и потребления» на «негативное влияние отходов производства и потребления на почвы при их размещении в окружающей среде». Таким образом определить, что видом негативного воздействия на окружающую среду является не размещение отходов производства и потребления, а негативное влияние отходов производства и потребления на почвы при их размещении в окружающей среде. В настоящее время в статье 23 Закона об отходах производства и потребления установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считаем, что пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» должен быть следующего содержания: обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления несет собственник данных отходов. Такая формулировка согласуется со статьей 4 указанного Закона, которой установлено, что собственником отходов является лицо, в результате деятельности которого отходы образовались, или лицо, которое приобрело право собственности на отходы в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того, в целях повышения эффективности данных платежей целесообразным является повышение нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, пересмотр дополнительных коэффициентов в связи с ухудшением экологической ситуации в стране, а также разработка мер экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий в виде вычета соответствующих сумм из платежей за негативные воздействия на окружающую среду и введения льгот по плате для предприятий, активно внедряющих природоохранные технологии. Тем не менее, несмотря на наличие определенных проблем в вопросах правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, признано, что данные платежи являются самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, а также появлению нового источника финансирования природоохранных мероприятий. Список использованных источниковI. Нормативные правовые акты.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят 30 ноября 1994 г. // Российская газета. 1994. 08 декабря.3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 06 августа.4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря.6. Водный кодекс Российской Федерации. Принят 03 июня 2006 г. // Российская газета. 2006. 08 июня.7. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 июня.8. Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета. 1999. 13 мая.9. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Российская газета. 2002. 12 января.10. О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ // Российская газета. 2008. 31 декабря.11. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов : Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ // Парламентская газета. 2009. 08 декабря.12. О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.06.1992 № 442.13. Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия : Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 // Российская газета. 1992. 16 сентября.14. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления : Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 // Российская газета. 2003. 21 июня.15. О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344 : Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 // Российская газета. 2005. 12 июля.16. Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 // Российская газета. 2003. 23 января.17. Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 30. 2006. 24 июля.18. Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 31. 2007. 30 июля.19. О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» : Приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. 09 июня.20. Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95 : Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 № 640 // М., ИПК Издательство стандартов, 1999.21. Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00» : Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2001. № 2.22. О принятии и введении в действие ОКВЭД : Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст.23. ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения : Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.24. О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 // Российская газета. 2008. 09 февраля.25. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды : Утв. Минприроды РФ 26.01.1993.26. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты : Утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. № 3.27. Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007 : Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 // Документы и комментарии. 2007. 10 декабря.28. О плате за негативное воздействие на окружающую среду : Проект федерального закона № 216152. Внесен в ГД РФ 18.06.2002. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.29. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации : Проект Федерального закона № 252795-3 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.II. Материалы судебной практики30. О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» : Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 № ГКПИ2002-178 // Налоговый вестник. 2002. № 12.31. По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О // Российская газета. 2002. 25 декабря.32. О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» : Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3.33. О признании частично недействующим пункта 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.1993 : Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2008. № 5. ч. 2.34. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08 по делу № А54-3419/2007-С18 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 4. 35. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 по делу № А32-330/2008-13/3-3АЖ // Вестник ВАС РФ. 2009. № 6. 36. По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан : Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3. 37. Постановление ФАС Уральского округа от 07.04.2010 № Ф09-2181/10-С1 по делу № А07-1171/2009. III. Литература 38. Бандорин Л.Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4. С. 31 - 34. 39. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как конституционное право. Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду // Бизнес-адвокат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. 40. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования.: М., 1995. 188 с. 41. Давыдова М.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: эволюция и проблема правового регулирования // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. 2005. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. 42. Киц А.В. Что такое «фискальный сбор» и как с ним бороться // Законодательство и экономика. 2003. № 4. С. 46 - 50. 43. Кичигин Н., Хлуднева Н. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду // Право и экономика. 2008. № 3. С. 99 - 102. 44. Костин А.А. Плата за загрязнение окружающей природной среды: интересы бюджета против закона // Арбитражная практика. 2007. № 10. С. 26. 45. Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2008. № 2. С. 224 - 236. 46. Лушников В. Комментарий к Определению Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г. № 284-О // АКДИ «Экономика и жизнь» [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - Режим доступа: http://www.akdi.ru/ks/post/kom_101202.htm. 47. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. - М.: Зерцало, 2000. 192 с. 48. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: пособие для природопользователей / П. И. Кузнецов; Союз отходопереработчиков Кубани. -- Краснодар: Совет. Кубань, 2006. 112 с. 49. Природоресурсные платежи: учебное пособие / под ред. проф. А.А. Ялбулганова. - М.: Кнорус, 2004. 256 с. 50. Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. С. 20 - 25. 51. Чернявская Н.В. Совершенствование системы экологических платежей в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2009. Вып. 22. С. 15-21. 52. Ялбулганов А.А. Природоресурсные платежи как комплексный правовой институт и учебная дисциплина // Экологическое право. 2008. № 4. C. 12--15. 53. Ялбулганов А.А. Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду // Вестник ВАС РФ. 2009. № 7. С. 500 - 507.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|