на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и признаки права

Понятие и признаки права

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московская государственная академия водного транспорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Юриспруденция

на тему: Понятие и признаки права

Группа: юриспруденция

Выполнил: Войнаровская О. Л.

Цикл обучения: 6 лет

Курс: 1 семестр 1

Руководитель работы

Оценка работы

Дата

Региональный центр г. Находка

Москва

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Признаки и принципы права……………………………………………4

§1.1. Социальность права………………………………………………….4

§1.2. Связь права с государством…………………………………………4

§1.3. Принципы права……………………………………………………..6

Глава 2. Нормы права и правоотношения……………………………………..12

§2.1. Особый ракурс - собственный (специальный) предмет

юридической науки………………………………………………………12

§2.2. Характерна аналитическая юриспруденция только для

романо-германской «семьи»……………………………………………..13

§2.3. Нормы права: системность и специализация……………………..15

§2.4. Основные виды юридических норм……………………………….16

§2.5. Структура нормы права…………………………………………….18

Глава 3. Характеристика основных подходов к правопониманию…………..20

§3.1. Волевой характер права…………………………………………….20

§3.2. Общеобязательный характер права………………………………..21

§3.3. Формальная определенность права………………………………..22

§3.4. Системность и динамизм права…………………………………....23

§3.5. Целесообразность права……………………………………………24

Глава 4. Охрана права государством…………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………………. 30

ВВЕДЕНИЕ

Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм - древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).

1. ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА

§1.1. Социальность права

Право -- это социальное явление (социальная дисциплина), представленное совокупностью правил поведения, которые в рам-ках более или менее организованного общества регулируют со-циальные отношения. Речь идет о регламентации важнейших сторон организации и осуществления государственной власти, об опосредовании исходных начал (принципов) организации про-изводства, распределения материальных и духовных благ, об упо-рядочении отношений собственности, товарно-денежных отно-шений, осуществлении нормирования индивидуальных затрат тру-да на общественные нужды, наполнении необходимым содержа-нием социальных функций и регулировании других сфер социальной жизни.

§1.2. Связь права с государством

Этот признак состоит в том, что государство официально уста-навливает юридические нормы, обеспечивает необходимые усло-вия и формирует механизмы для их реализации, использует в це-лях охраны правовых норм от нарушений возможность легитим-ного принуждения, применения юридических санкций.

Марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющим социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, пред-ставляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества.

Однако до недавнего времени связь права с государ-ством понималась односторонне. Так, известное ленин-ское выражение, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99.

, и что, не будучи установлено властью государства, оно превращается в «пустое сотрясение воздуха пустым зву-ком» Там же. Т. 32. С. 340., оценивалось совершенно определенно и букваль-но, а именно, что право без государства -- ничто, ибо го-сударство выступает не просто как охранитель права, га-рант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу «примата государства», а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших воз-никновение государства.

Между тем разложение родовой организации, проис-ходившее под воздействием экономики и в свою оче-редь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государст-венной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть эле-ментарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспе-чиваться только добровольным исполнением, для их со-блюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство.

Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а скорее как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика -- право -- государст-во. Конечно, внешнее проявление данного процесса, на первый взгляд, может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право (вспомните, право -- ничто без государственной власти). Но за ним, во-первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений собственности и других производст-венных отношений, во-вторых, закон, который изда-ет государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право, как уже отмечалось, несводимо к законам.

§1.3. Принципы права

Принципы права -- это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулиро-вания. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребле-ния правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

32

Рассмотрим подробнее некоторые из принципов:

* социальная свобода. Основным началом правового регулировавния в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности,
профессии, места жительства, возможности пользоваться различными
социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других со-циальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности (Декларация прав и свобод человека);

* справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали;

* юридическое равенство граждан перед законом и судом, про-возглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, наци-ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при-надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя-тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

* гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за-креплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и граж-данина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое до-стоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. До-стоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыт-кам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое до-стоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добро-вольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

* демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо-средственного народовластия, с помощью которых граждане могут уча-ствовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

* единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни-ков правоотношений--субъектов права-- и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена со-ответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

* федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и пред-метов ведения между федерацией и ее субъектами;

* ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нор-мы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юриди-ческой ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к послед-нему не могут быть применены меры юридической ответственности;

* законность -- система требований общества и государства, со-стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде-рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде-рации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию Российской Федерации и законы»;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.