на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и признаки права
p align="left">Юридический анализ предполагает уяс-нение деталей, тонкостей каждой юридической нормы. Для этого нужно знать логическую (обратим внимание - именно логическую!) структуру юридической нормы, т.е. такую структуру, когда бы она независимо от своего словесного изложения выступила в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяются три элемен-та:

* гипотеза - указание на условия, при которых возникают права и обязанности;

* диспозиция - указание на сами права и обязанности;

* санкция - указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

Моделью такой логической структуры, охватывающей три указанных элемента, является словесная схема: «если..., то..., а в противном случае...». И в тех случаях, когда перед нами юридическая норма, то незави-симо от стиля и особенностей изложения ее всегда можно выразить в приведенной словесной схеме. Возьмем в качестве примера из текста п. 2 ст. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации такое положение: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». В логи-чески развернутом виде эта норма (к тому же с учетом других норм, на-пример, о последствиях несоблюдения формы - п. 4 той же статьи) может быть сформулирована так: «Если заключается договор о залоге [гипотеза!], то он должен быть совершен в письменном виде [диспозиция!], а в противном случае договор является недействительным [санкция!]».

При анализе логической структуры нормы нужно учитывать специа-лизацию права - то обстоятельство, что между регулятивными и право-охранительными нормами произошло как бы распределение элементов:

* в регулятивных нормах, как правило, реально имеются гипотеза (ука-зание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности);

* в правоохранительных нормах, как правило, несколько иной состав элементов: гипотеза, ее подчас тоже называют «диспозицией» (указание на правонарушение), и санкция (указание на меры государственно-принудительного воздействия, т.е. на сами санкции).

Кстати, возьмем на заметку то обстоятельство, что слово «логиче-ское» в отношении структуры нормы берется не в смысле формальной логики, а в особом, юридическом значении: перед нами жесткая связь между тремя элементами, позволяющими определенному положению выступать в качестве общеобязательного регулятора.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ

К ПРАВОПОНИМАНИЮ

§3.1. Волевой характер права

Вся многообразная целенаправленная деятельность людей обус-ловлена их волей. Проявление общественной и индивидуальной воли присутствует и во всех областях правовой действительнос-ти. На это обращал внимание еще Г. Гегель: «Почвой права явля-ется вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точ-кой -- воля...» Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 67.. Но имеется в виду воля не отдельно взятых инди-видов, а воля, имеющая всеобщий характер. «Если бы воля не была всеобщей, -- подчеркивает Гегель, -- то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы дей-ствительно обязывать всех» Там же..

Примером всеобщего характера воли могут служить те норма-тивно-правовые акты и соответствующие юридические нормы, ко-торые были одобрены в ходе всенародного обсуждения либо при-няты в результате референдума. Но это -- идеальные обстоятель-ства. В действительности при принятии большинства норматив-но-правовых актов, включая законы, воля большинства членов общества проявляется лишь опосредованно, либо вообще игно-рируется, что особенно проявляется в узковедомственном правотворчестве, отражающем интересы определенной категории чи-новников. Ориентируясь на правовой идеал, И. Кант верно заме-тил, что «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа» Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Соч. в 6-ти томах. Т. 4(2). М., 1965. С. 234.

. Гармония между правом и всеобщей объединенной волей возможна, видимо, лишь в условиях реаль-ной правовой государственности.

Относительно волевого характера позитивного права следует подразумевать государственную волю. Возведенная в закон воля класса, социальной группы, элитарных властных структур (вож-дей, диктаторов) или всего народа (в зависимости от исторических, политических, социальных и иных условий жизни общества) становится государственной волей, совпадающей с сущностью позитивного права. Обусловленная и обеспеченная государством воля тех или иных социально-политических сил становится одним из признаков права, будучи воплощенной в законах и иных нор-мативно-правовых актах.

§3.2. Общеобязательный характер права

Из всех социальных регуляторов только позитивное право пред-ставляет собой такую систему норм, предписания и требования которых обязательны абсолютно для всех потенциальных субъек-тов права. Именно в общеобязательности юридических норм, за-конов состоит одна из главных составляющих их реализации, воп-лощения в реальной действительности. Общеобязательность права самым непосредственным образом связана с эффективностью рег-ламентирования и охраной соответствующих общественных от-ношений.

Общеобязательный характер права в решающей степени опосредует массовое правомерное поведение, лежит в основе уважи-тельного отношения субъектов права к действующим законам и юридическим нормам, поскольку предписывает рассматривать пра-во и его систему как ту данность, альтернативы которой нет и которую необходимо воспринимать в том виде и в той форме, в каких она преподнесена обществу в целом и каждому индивиду как субъекту права.

В связи с этим на государство возлагается миссия предприни-мать необходимые меры для того, чтобы действующие законы и правовые нормы становились общеизвестными, без чего они не могут стать и общеобязательными.

§3.3. Формальная определенность права

Нормативно-правовые установки, предписания и требования обладают таким специфическим свойством, как формальная оп-ределенность их юридического содержания, и состоит она в чет-кости, логичности, однозначности регулятивно-охранительного по-тенциала каждой юридической нормы, каждого правила поведе-ния, адресованных субъектам права. С. С. Алексеев отмечает: «Определенность содержания представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов -- законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые признаки жизненных ситуаций, требующих решения с позиций права, стороны и грани внешнего поведения лиц, их поступков, детали и подроб-ности поведения, поступков, в том числе -- самым точным обра-зом определять границы внешней свободы, а также -- послед-ствия нарушения этих границ» Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 49

.

Благодаря формальной определенности юридических норм, субъекты права имеют полное представление о своих правах, обя-занностях, о видах и характере юридической ответственности в случае совершения проступков и преступлений.

Значение формальной определенности законов, подзаконных актов и юридических норм состоит также в том, что она в значи-тельной степени позволяет избегать их произвольного толкова-ния, вносит логичность, четкость, детализированность в процес-сы реализации соответствующих предписаний и требований.

Формальная определенность права в решающей степени обус-ловлена тем, что законы, иные нормативно-правовые акты соот-ветственно принимаются специально уполномоченными на то го-сударственными органами, органами местного самоуправления в рамках их компетенции. При этом указанные акты облекаются в соответствующие официальные юридические документы, имеющие необходимые (предусмотренные) реквизиты. Правовые нормы, из-ложенные в этих актах, характеризуются четкостью, логичностью содержания, имеют лаконичный слог и обладают другими каче-ствами, отработанными многовековой правотворческой практикой.

§3.4. Системность и динамизм права

Действующие юридические нормы находятся в состоянии тес-ной взаимосвязи и согласованности, то есть обретают свойство системности, которое привносится в право законодательством. Позитивное право есть ни что иное как система действующих в обществе правовых норм. Правотворческий орган, устанавливая новые юридические нормы, непременно согласовывает их с уже действующими. Разрозненно, в отрыве от других однопорядковых, однотипных юридических норм, вне нормативной системы правовые предписания не могут быть реализованы, а их внутрен-ний потенциал окажется не востребованным. Только при налаженной и четко функционирующей системе права возможно ста-бильное и продуктивное регламентирование наиболее важных об-щественных отношений.

Сила, жизненная значимость права в значительной степени про-является в его динамизме, то есть в достаточно оперативной под-вижности, в склонности к своевременным изменениям тех право-вых положений, которые не соответствуют новым жизненным тре-бованиям. В условиях проведения кардинальных реформ и преобразований, затрагивающих основополагающие стороны общественной жизни, право и законы должны обладать высокой степенью оправданного, прогнозируемого динамизма, позволяю-щего вносить своевременные коррективы в действующее законо-дательство.

§3.5. Целесообразность права

Право является тем социально-нормативным регулятором, ко-торый упорядочивает, направляет, закрепляет, регламентирует оп-ределенные жизненные устои, исходя из полезных, созидатель-ных, творческих и иных устремлений, отвечающих интересам и потребностям общества и каждого его члена. Созидательно-по-лезная направленность права как одно из его ценностных свойств позволяет субъектам права рационально, с наименьшими издерж-ками, доступными и реальными средствами добиваться реализа-ции тех жизненных целей и намерений, которые лежат в плоско-сти правового опосредования. Все это есть не что иное как прояв-ление элементов целесообразности в процессе функционирования механизма правового регулирования. Ценность права в том и со-стоит, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным обра-зом, по сравнению с другими социальными регуляторами, разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесооб-разно, практически надежно.

4. ОХРАНА ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ

Это один из ведущих и специфических признаков права, абсо-лютно отсутствующий у неправовых социально-нормативных ре-гуляторов.

В любом цивилизованном и подлинно демократическом обще-стве значительная часть юридических предписаний соблюдается и исполняется сознательно и добровольно, адекватно сложивше-муся уровню правосознания и правовой культуры, на основе внут-реннего убеждения. Однако в случае негативного отношения к правовым велениям со стороны кого бы то ни было в действие вступает сила государственного принуждения. Это означает, что компетентные государственные органы в целях охраны соответ-ствующих правовых норм применяют к правонарушителям соот-ветствующие меры юридической ответственности. Тем самым до-стигается восстановление нарушенного правового порядка в об-ществе, одновременно срабатывают функции предупредительного и воспитательного свойства.

Авторитет и сила государства, стоящие практически за каждой юридической нормой, обеспечивают общеобязательность право-вых предписаний и реализацию права в целом.

Охрана права государством включает в себя не только государ-ственное принуждение, но и целую систему организационных, тех-нических, профилактических, предупредительных, ограничитель-ных, информационных, воспитательных и иных мер, содействую-щих соблюдению и исполнению юридических норм всеми субъектами права. Государство, обретающее черты и особенности правового государства, самым непосредственным образом содействует вне-дрению в общественную жизнь принципа приоритета права и вер-ховенства закона. Вот почему первостепенное значение отводится и такому свойству позитивного права, «как государственная обес-печенность (гарантированность), т.е. прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реальные жизненные отношения, что позволя-ет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначен-ного правом».

Правовое государство в условиях гражданского общества при обеспечении полноценного функционирования права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности не манипулирует орга-низованным принуждением, не насаждает страх, как это имеет место при тоталитаризме, а лишь пользуется возможностью го-сударственного принуждения, когда это диктуется жизненными обстоятельствами и абсолютно соответствует требованиям са-мого права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, характеристика многообразных концептуальных подхо-дов к правопониманию, выявление основных признаков права пре-доставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интег-рационной основе, методом обобщения. Более того, в российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеу-гольным камнем у истоков понимания государственно-правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государственно-пра-вовых сферах жизни общества.

Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что право такой богатый, многогранный и динамичный обществен-ный феномен, который не укладывается в рамки даже весьма об-стоятельного, логичного и аргументированного определения.

В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные рациональные теоретически обоснованные подходы, рас-ширяющие и усиливающие представления о праве как обществен-ном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Поэтому можно поддержать теоретические обобще-ния, которые сделал Ж.-Л. Бержель. Он пишет: «Объективное право главным образом определяется как совокупность правил поведения, регулирующих отношения, которые могут установиться в более или менее организованном обществе. Юридические нор-мы всегда сопоставимы с предписанием, предназначенным для упорядочения социальных отношений путем введения четких правил поведения, соблюдение которых гарантируется государ-ственной властью» Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 78

. «...Право, -- продолжает он, -- это одно-временно фундамент того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и совокупность правил, регулирующих отноше-ния между людьми. Право -- это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выраже-ние юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глу-бинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридиче-ской системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена пра-вовой нормы, глубинной сути и внешней формы» Там же. С. 37.

, право как та-ковое «является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного по-рядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения... Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и вы-ражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу...» Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 36. Право, следовательно, как отражение наи-более сущностных сторон общественной жизни фиксирует и ак-кумулирует в себе все те ценностно-регулятивные начала, кото-рые способны направлять поведение людей в нужное русло, обес-печивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений.

Право -- многогранное общественное явление, регламенти-рующее все важнейшие стороны человеческого общежития, по-этому представления о нем усматриваются в различных ипоста-сях. Оно и система прав и свобод человека и гражданина, и средо-точие действующих юридических норм, и совокупность гарантий реализации правовых предписаний, и интеграция всех правовых явлений (право в широком смысле слова).

Право -- это также общественный феномен, имеющий тесные взаимосвязи с государством, экономической, политической, ду-ховной структурами общественной жизни.

На основе прагматических соображений и в соответствии с логикой и традиционным формально-юридическим мышлением в определении понятия права должны быть отражены все его наибо-лее существенные признаки и свойства.

Итак, право есть обусловленная оснополагающей естественной природой человека и общества, опирающаяся на общесо-циальные (общечеловеческие) идеи (принципы, требования) свободы и справедливости система нормативного регулирова-ния наиболее важных (значимых) общественных отношений, обладающая общеобязательностью, волевым содержанием юридических предписаний, формальной определенностью, динамиз-мом, целесообразностью, выражающая общесоциальную сущ-ность и обеспечиваемая в случае необходимости возможностью государственного принуждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999. - 712 с.

2. Кашанина Т. В,, Кашанин А, В. Основы российского права: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2003. - 800 с.

3. Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов - н/Д: Феникс, 2002. с. 512 с.

4. Основы государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996, 512 с.

5. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. ПИголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 613 с.

6. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА- М-НОРМА, 1997. - 570 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.