p align="left">Юридический анализ предполагает уяс-нение деталей, тонкостей каждой юридической нормы. Для этого нужно знать логическую (обратим внимание - именно логическую!) структуру юридической нормы, т.е. такую структуру, когда бы она независимо от своего словесного изложения выступила в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяются три элемен-та: * гипотеза - указание на условия, при которых возникают права и обязанности; * диспозиция - указание на сами права и обязанности; * санкция - указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. Моделью такой логической структуры, охватывающей три указанных элемента, является словесная схема: «если..., то..., а в противном случае...». И в тех случаях, когда перед нами юридическая норма, то незави-симо от стиля и особенностей изложения ее всегда можно выразить в приведенной словесной схеме. Возьмем в качестве примера из текста п. 2 ст. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации такое положение: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». В логи-чески развернутом виде эта норма (к тому же с учетом других норм, на-пример, о последствиях несоблюдения формы - п. 4 той же статьи) может быть сформулирована так: «Если заключается договор о залоге [гипотеза!], то он должен быть совершен в письменном виде [диспозиция!], а в противном случае договор является недействительным [санкция!]». При анализе логической структуры нормы нужно учитывать специа-лизацию права - то обстоятельство, что между регулятивными и право-охранительными нормами произошло как бы распределение элементов: * в регулятивных нормах, как правило, реально имеются гипотеза (ука-зание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности); * в правоохранительных нормах, как правило, несколько иной состав элементов: гипотеза, ее подчас тоже называют «диспозицией» (указание на правонарушение), и санкция (указание на меры государственно-принудительного воздействия, т.е. на сами санкции). Кстати, возьмем на заметку то обстоятельство, что слово «логиче-ское» в отношении структуры нормы берется не в смысле формальной логики, а в особом, юридическом значении: перед нами жесткая связь между тремя элементами, позволяющими определенному положению выступать в качестве общеобязательного регулятора. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ПРАВОПОНИМАНИЮ §3.1. Волевой характер права Вся многообразная целенаправленная деятельность людей обус-ловлена их волей. Проявление общественной и индивидуальной воли присутствует и во всех областях правовой действительнос-ти. На это обращал внимание еще Г. Гегель: «Почвой права явля-ется вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точ-кой -- воля...» Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 67.. Но имеется в виду воля не отдельно взятых инди-видов, а воля, имеющая всеобщий характер. «Если бы воля не была всеобщей, -- подчеркивает Гегель, -- то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы дей-ствительно обязывать всех» Там же.. Примером всеобщего характера воли могут служить те норма-тивно-правовые акты и соответствующие юридические нормы, ко-торые были одобрены в ходе всенародного обсуждения либо при-няты в результате референдума. Но это -- идеальные обстоятель-ства. В действительности при принятии большинства норматив-но-правовых актов, включая законы, воля большинства членов общества проявляется лишь опосредованно, либо вообще игно-рируется, что особенно проявляется в узковедомственном правотворчестве, отражающем интересы определенной категории чи-новников. Ориентируясь на правовой идеал, И. Кант верно заме-тил, что «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа» Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Соч. в 6-ти томах. Т. 4(2). М., 1965. С. 234. . Гармония между правом и всеобщей объединенной волей возможна, видимо, лишь в условиях реаль-ной правовой государственности. Относительно волевого характера позитивного права следует подразумевать государственную волю. Возведенная в закон воля класса, социальной группы, элитарных властных структур (вож-дей, диктаторов) или всего народа (в зависимости от исторических, политических, социальных и иных условий жизни общества) становится государственной волей, совпадающей с сущностью позитивного права. Обусловленная и обеспеченная государством воля тех или иных социально-политических сил становится одним из признаков права, будучи воплощенной в законах и иных нор-мативно-правовых актах. §3.2. Общеобязательный характер права Из всех социальных регуляторов только позитивное право пред-ставляет собой такую систему норм, предписания и требования которых обязательны абсолютно для всех потенциальных субъек-тов права. Именно в общеобязательности юридических норм, за-конов состоит одна из главных составляющих их реализации, воп-лощения в реальной действительности. Общеобязательность права самым непосредственным образом связана с эффективностью рег-ламентирования и охраной соответствующих общественных от-ношений. Общеобязательный характер права в решающей степени опосредует массовое правомерное поведение, лежит в основе уважи-тельного отношения субъектов права к действующим законам и юридическим нормам, поскольку предписывает рассматривать пра-во и его систему как ту данность, альтернативы которой нет и которую необходимо воспринимать в том виде и в той форме, в каких она преподнесена обществу в целом и каждому индивиду как субъекту права. В связи с этим на государство возлагается миссия предприни-мать необходимые меры для того, чтобы действующие законы и правовые нормы становились общеизвестными, без чего они не могут стать и общеобязательными. §3.3. Формальная определенность права Нормативно-правовые установки, предписания и требования обладают таким специфическим свойством, как формальная оп-ределенность их юридического содержания, и состоит она в чет-кости, логичности, однозначности регулятивно-охранительного по-тенциала каждой юридической нормы, каждого правила поведе-ния, адресованных субъектам права. С. С. Алексеев отмечает: «Определенность содержания представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов -- законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые признаки жизненных ситуаций, требующих решения с позиций права, стороны и грани внешнего поведения лиц, их поступков, детали и подроб-ности поведения, поступков, в том числе -- самым точным обра-зом определять границы внешней свободы, а также -- послед-ствия нарушения этих границ» Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 49 . Благодаря формальной определенности юридических норм, субъекты права имеют полное представление о своих правах, обя-занностях, о видах и характере юридической ответственности в случае совершения проступков и преступлений. Значение формальной определенности законов, подзаконных актов и юридических норм состоит также в том, что она в значи-тельной степени позволяет избегать их произвольного толкова-ния, вносит логичность, четкость, детализированность в процес-сы реализации соответствующих предписаний и требований. Формальная определенность права в решающей степени обус-ловлена тем, что законы, иные нормативно-правовые акты соот-ветственно принимаются специально уполномоченными на то го-сударственными органами, органами местного самоуправления в рамках их компетенции. При этом указанные акты облекаются в соответствующие официальные юридические документы, имеющие необходимые (предусмотренные) реквизиты. Правовые нормы, из-ложенные в этих актах, характеризуются четкостью, логичностью содержания, имеют лаконичный слог и обладают другими каче-ствами, отработанными многовековой правотворческой практикой. §3.4. Системность и динамизм права Действующие юридические нормы находятся в состоянии тес-ной взаимосвязи и согласованности, то есть обретают свойство системности, которое привносится в право законодательством. Позитивное право есть ни что иное как система действующих в обществе правовых норм. Правотворческий орган, устанавливая новые юридические нормы, непременно согласовывает их с уже действующими. Разрозненно, в отрыве от других однопорядковых, однотипных юридических норм, вне нормативной системы правовые предписания не могут быть реализованы, а их внутрен-ний потенциал окажется не востребованным. Только при налаженной и четко функционирующей системе права возможно ста-бильное и продуктивное регламентирование наиболее важных об-щественных отношений. Сила, жизненная значимость права в значительной степени про-является в его динамизме, то есть в достаточно оперативной под-вижности, в склонности к своевременным изменениям тех право-вых положений, которые не соответствуют новым жизненным тре-бованиям. В условиях проведения кардинальных реформ и преобразований, затрагивающих основополагающие стороны общественной жизни, право и законы должны обладать высокой степенью оправданного, прогнозируемого динамизма, позволяю-щего вносить своевременные коррективы в действующее законо-дательство. §3.5. Целесообразность права Право является тем социально-нормативным регулятором, ко-торый упорядочивает, направляет, закрепляет, регламентирует оп-ределенные жизненные устои, исходя из полезных, созидатель-ных, творческих и иных устремлений, отвечающих интересам и потребностям общества и каждого его члена. Созидательно-по-лезная направленность права как одно из его ценностных свойств позволяет субъектам права рационально, с наименьшими издерж-ками, доступными и реальными средствами добиваться реализа-ции тех жизненных целей и намерений, которые лежат в плоско-сти правового опосредования. Все это есть не что иное как прояв-ление элементов целесообразности в процессе функционирования механизма правового регулирования. Ценность права в том и со-стоит, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным обра-зом, по сравнению с другими социальными регуляторами, разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесооб-разно, практически надежно. 4. ОХРАНА ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ Это один из ведущих и специфических признаков права, абсо-лютно отсутствующий у неправовых социально-нормативных ре-гуляторов. В любом цивилизованном и подлинно демократическом обще-стве значительная часть юридических предписаний соблюдается и исполняется сознательно и добровольно, адекватно сложивше-муся уровню правосознания и правовой культуры, на основе внут-реннего убеждения. Однако в случае негативного отношения к правовым велениям со стороны кого бы то ни было в действие вступает сила государственного принуждения. Это означает, что компетентные государственные органы в целях охраны соответ-ствующих правовых норм применяют к правонарушителям соот-ветствующие меры юридической ответственности. Тем самым до-стигается восстановление нарушенного правового порядка в об-ществе, одновременно срабатывают функции предупредительного и воспитательного свойства. Авторитет и сила государства, стоящие практически за каждой юридической нормой, обеспечивают общеобязательность право-вых предписаний и реализацию права в целом. Охрана права государством включает в себя не только государ-ственное принуждение, но и целую систему организационных, тех-нических, профилактических, предупредительных, ограничитель-ных, информационных, воспитательных и иных мер, содействую-щих соблюдению и исполнению юридических норм всеми субъектами права. Государство, обретающее черты и особенности правового государства, самым непосредственным образом содействует вне-дрению в общественную жизнь принципа приоритета права и вер-ховенства закона. Вот почему первостепенное значение отводится и такому свойству позитивного права, «как государственная обес-печенность (гарантированность), т.е. прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реальные жизненные отношения, что позволя-ет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначен-ного правом». Правовое государство в условиях гражданского общества при обеспечении полноценного функционирования права как общесоциальной (общечеловеческой) ценности не манипулирует орга-низованным принуждением, не насаждает страх, как это имеет место при тоталитаризме, а лишь пользуется возможностью го-сударственного принуждения, когда это диктуется жизненными обстоятельствами и абсолютно соответствует требованиям са-мого права. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, характеристика многообразных концептуальных подхо-дов к правопониманию, выявление основных признаков права пре-доставляют определенные возможности для определения понятия права, но не разрешают саму проблему, поскольку речь идет лишь об очередном варианте формулирования понятия права на интег-рационной основе, методом обобщения. Более того, в российской юридической науке этот вопрос приобрел еще большую остроту, стал более актуальным, что связано с обстоятельной переоценкой положений марксизма, в течение десятилетий лежавших краеу-гольным камнем у истоков понимания государственно-правовых явлений, внедрением принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенными изменениями в государственно-пра-вовых сферах жизни общества. Одновременно необходимо учитывать и то обстоятельство, что право такой богатый, многогранный и динамичный обществен-ный феномен, который не укладывается в рамки даже весьма об-стоятельного, логичного и аргументированного определения. В каждом варианте современного правопонимания содержатся научные рациональные теоретически обоснованные подходы, рас-ширяющие и усиливающие представления о праве как обществен-ном феномене, важнейшем средстве цивилизованного жизнебытия людей. Поэтому можно поддержать теоретические обобще-ния, которые сделал Ж.-Л. Бержель. Он пишет: «Объективное право главным образом определяется как совокупность правил поведения, регулирующих отношения, которые могут установиться в более или менее организованном обществе. Юридические нор-мы всегда сопоставимы с предписанием, предназначенным для упорядочения социальных отношений путем введения четких правил поведения, соблюдение которых гарантируется государ-ственной властью» Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 78 . «...Право, -- продолжает он, -- это одно-временно фундамент того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и совокупность правил, регулирующих отноше-ния между людьми. Право -- это одновременно моральная и социальная система, а также позитивные юридические правила. Правовая норма, посредством которой находит внешнее выраже-ние юридический порядок и которая, следовательно, выступает всего лишь элементом формы, не может быть отделена от глу-бинной правовой основы, то есть от оснований и целей юридиче-ской системы. Отсюда всякое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена пра-вовой нормы, глубинной сути и внешней формы» Там же. С. 37. , право как та-ковое «является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного по-рядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения... Что касается различных проявлений права, они носят частный характер и вы-ражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу...» Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 36. Право, следовательно, как отражение наи-более сущностных сторон общественной жизни фиксирует и ак-кумулирует в себе все те ценностно-регулятивные начала, кото-рые способны направлять поведение людей в нужное русло, обес-печивать их права и свободы, гарантировать достижение ими определенных целей и устремлений. Право -- многогранное общественное явление, регламенти-рующее все важнейшие стороны человеческого общежития, по-этому представления о нем усматриваются в различных ипоста-сях. Оно и система прав и свобод человека и гражданина, и средо-точие действующих юридических норм, и совокупность гарантий реализации правовых предписаний, и интеграция всех правовых явлений (право в широком смысле слова). Право -- это также общественный феномен, имеющий тесные взаимосвязи с государством, экономической, политической, ду-ховной структурами общественной жизни. На основе прагматических соображений и в соответствии с логикой и традиционным формально-юридическим мышлением в определении понятия права должны быть отражены все его наибо-лее существенные признаки и свойства. Итак, право есть обусловленная оснополагающей естественной природой человека и общества, опирающаяся на общесо-циальные (общечеловеческие) идеи (принципы, требования) свободы и справедливости система нормативного регулирова-ния наиболее важных (значимых) общественных отношений, обладающая общеобязательностью, волевым содержанием юридических предписаний, формальной определенностью, динамиз-мом, целесообразностью, выражающая общесоциальную сущ-ность и обеспечиваемая в случае необходимости возможностью государственного принуждения. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: «Статут», 1999. - 712 с. 2. Кашанина Т. В,, Кашанин А, В. Основы российского права: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2003. - 800 с. 3. Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов - н/Д: Феникс, 2002. с. 512 с. 4. Основы государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996, 512 с. 5. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. ПИголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 613 с. 6. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА- М-НОРМА, 1997. - 570 с.
Страницы: 1, 2, 3
|