на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие и виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейских стран)

Понятие и виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейских стран)

Понятие и виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейских стран)

Содержание

  • Введение
  • Франция
  • Швейцария
  • Италия
  • Чехия
  • Венгрия
  • Румыния
  • Болгария
  • Великобритания
Введение

С точки зрения правового регулирования недобросовестной конкуренции можно выделить три группы стран . К первой группе относятся страны, в которых преследование недобросовестной конкуренции осуществляется на основе общих положений гражданского права об ответственности за внедоговорное правонарушение, деликт. На основании этих норм судебной практикой разработано понятие и определены виды недобросовестной конкуренции. К таким странам относятся Франция, Италия, Нидерланды, а также некоторые другие страны.

Во вторую группу входят страны, в которых принято законодательство о недобросовестной конкуренции, определяющее как общее понятие, так и конкретные составы правонарушений из недобросовестной конкуренции. К ним относятся Германия (где первый Закон о недобросовестной конкуренции был принят в 1909 году. В 2004 г. принят новый закон против недобросовестной конкуренции), Австрия, Испания, Швейцария, Греция, и некоторые другие.

Третью группу составляют страны, где защита против недобросовестной конкуренции осуществляется как на основе общих норм гражданского законодательства о деликтах, так и на основе норм, содержащихся в специальном законодательстве (в законах о конкуренции, в частности). К числу таких стран относятся Великобритания, Бельгия, ряд других стран. [6]

Франция

Первой на путь защиты предпринимателей от недобросовестной конкуренции стала законодательная практика Франции.

Закрепление понятия "недобросовестная конкуренция" возникает во Франции в середине ХIХ века, а впервые определение этого понятия дается в ст.10-bis Парижской Конвенции относительно охраны промышленной собственности от 1883 года, в которой указывается, что "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". [7]

В XIX в. во французской судебной практике имели место попытки привязать критерий добросовестности конкуренции к общегражданскому пониманию этой категории, вытекающему из Французского гражданского кодекса 1804 г. Такие попытки были вполне логичными на фоне отсутствия специального позитивного законодательства против недобросовестной конкуренции и в связи с привязкой средств борьбы против этого явления к ст. 1382 и 1383 ГК Франции.

Судебная практика Франции исходила из общих начал деликтной ответственности. Деликтная ответственность за правонарушение, которое причиняет вред другому лицу вне договора (использование чужого товарного знака и т.п.). Статья 1382 ФГК: "Всякое виновное действие, причинившее вред лицу, обязывает виновного возместить причинённый ущерб".

Суд Франции исходит из принципа "права на свободную конкуренцию": "каждый предприниматель вправе свободно вести свой промысел, но границы этого права проходят там, где используемое им право превращается в злоупотребление и нарушает аналогичное право другого предпринимателя на свободное ведение промысла". [3; 4]

Законодательство Франции о конкуренции (Ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 года "О свободе цен и свободе конкуренции" и Декрет № 86-1309 от 26 декабря 1986 года о порядке применения указанного ордонанса), которым определены санкции за действия предпринимателей и коммерсантов, направленные на то, чтобы запретить все виды деятельности, способные ограничить или исказить механизм конкуренции, а также стать препятствием нормальному функционированию рынка, выделяет антиконкурентную практику, ограничительную практику и экономическую конкуренцию как действия, создающие угрозу рынку и представляющие собой нарушение правил свободного предпринимательства.

Хотя недобросовестная конкуренция затрагивает свободное функционирование рынка, акты такой конкуренции не подпадают под регламентирование их законодательством о свободе цен и о конкуренции (в частности, ордонансом № 86-1243 от 1 декабря 1986 года). А квалифицируются именно как внедоговорное (деликтное) правонарушение и рассматриваются судами на основе статей 1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции.

Современная французская судебная практика исходит из того, что содержанием "честных обычаев" служат обычаи профессиональной деятельности (les usages professionels), т.е. этические требования добросовестности и честности (внеправовой масштаб). Но в рамках каждой профессии могут установиться свои собственные (специальные) профессиональные обычаи и нормы этики. Например, в области бухгалтерских услуг существует Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров, который служит основой этических требований, предъявляемых к субъектам данной профессии. Такая множественность обычаев сужает поле для единообразного судебного толкования и способствует дифференциации правил профессиональной деятельности.

Поэтому в современной французской доктрине в состав критериев недобросовестной конкуренции включается целый ряд требований публично-правового характера. Данная доктринальная трактовка в полной мере соответствует тенденции общеевропейского законодательства против недобросовестной конкуренции, где борьба с недобросовестной конкуренцией тесно увязывается с защитой потребителей. [3]

Старейшина, признанный авторитет в области права промышленной собственности, П. Рубье предложил следующую классификацию действий, составляющих недобросовестную конкуренцию: действия, ведущие к смешению, путанице (confusion), дискредитация (denigrement), внутренняя дезорганизация предприятия-соперника (desorganisation сommerciale de l'entreprise rivale) и общая дезорганизация рынка (desorganisation generale de marche).

Последующее усложнение коммерческих операций по мере послевоенного развития рыночной экономики во Франции, связанное с этим усиление конкурентной борьбы привели к появлению и закреплению судебной практикой нового вида действий, представляющих недобросовестную конкуренцию: паразитизм или паразитарная конкуренция (parasitisme or concurrence parasitaire), а также имитация (imitation) фирменного наименования, товаров конкурента, включая и рабское копирование (copie servile), представляющее практически полное воспроизведение изделия или его внешнего вида. Постепенно действия, ведущие к смешению, путанице, практически слились с действиями, носящими характер паразитизма, поэтому обычно их рассматривают одновременно.

В качестве недобросовестной конкуренции также признается ведущее к смешению использование одного юридического адреса, сходного оформления фирменного стиля (бланки, письма, каталоги, меню), использование помещений и персонала конкурента. [6]

В немецком гражданском законодательстве никогда не было столь широко сформулированных норм в сфере деликтного права (подобных ст. 1382 и 1383 ГК Франции). Однако это не помешало попытке использовать в Германии аналогичный подход. На ранних этапах становления немецкого права против недобросовестной конкуренции наблюдалось стремление для пресечения актов недобросовестной конкуренции воспользоваться положениями Германского гражданского уложения (ГГУ). Прежде всего, речь шла о понятийном аппарате § 826 ГГУ, который обязывает любое лицо возместить вред, умышленно причиненный другому лицу способом, противоречащим добрым нравам (gute Sitten).

В Германии первоначально в качестве масштаба предлагалось применять абстрактное понятие "чувство такта (приличия) разумного лица (предпринимателя) среднего уровня, думающего справедливо и правильно" . Но такое заимствование нагруженного моральным содержанием гражданско-правового понятия для его применения к регулированию конкуренции критиковалось немецкими правоведами. Дело в том, что правоприменителю было не ясно, кто входит в круг таких избранных лиц, думающих исключительно справедливо и правильно. Кроме того, этот критерий перегружал масштаб оценки конкуренции пороком безнравственности, т.е. излишне морализировал хозяйственную деятельность. Если в общегражданском обороте такие необъективированные понятия могут быть наполнены конкретным содержанием, то в коммерческом обороте их использование вызвало значительные трудности.

Поэтому в 2004 г. спустя сто лет, в течение которых использовался масштаб "добрых нравов", немецкий законодатель отказался от применения этого понятия в определении недобросовестной конкуренции. Таким образом, в настоящее время масштабом, позволяющим в немецком праве против недобросовестной конкуренции отделить недобросовестную конкуренцию от добросовестной, является общая оценочная категория "недобросовестность". Это изменение также приблизило немецкое конкурентное право к общеевропейскому законодательству (Директива ЕС 2005/29/) и ст. 10-бис Парижской конвенции по защите промышленной собственности 1883 г., которые не используют в определении недобросовестной практики критерия "добрые нравы". Категория недобросовестности толкуется в современном немецком праве как сугубо функциональное понятие (с позиции целей Закона против недобросовестной конкуренции). В качестве таких целей называются защита интересов конкурентов, потребителей, других участников рынка и общества.

Таким образом, и французское, и немецкое право против недобросовестной конкуренции склоняется сегодня к толкованию критериев недобросовестности с позиции так называемой юриспруденции интересов и не склонно ограничить сферу его применения только отношениями между конкурентами. [3]

Швейцария

Основу правового режима добросовестной конкуренции составляет четкая и достаточно эффективно работающая система нормативных актов. Такая действенность объясняется, во-первых, множественностью актов, регулирующих разнообразные аспекты конкуренции (что несомненно сделало законодательное регулирование достаточно полным); во-вторых, группировкой нормативных актов и отдельных норм вспомогательного либо общего характера вокруг некоего "ядра" -- специального комплексного нормативного акта (содержащего нормы как гражданского, так и уголовного права), играющего роль основного регулятора отношений недобросовестной конкуренции и, следовательно, обеспечивающего охрану конкуренции в ходе ее осуществления.

В качестве такого "ядра" выступает Федеральный закон о недобросовестной конкуренции от 19 декабря 1986 г., сменивший ранее действовавший одноименный Закон от 30 сентября 1943 г. и значительно расширивший сферу правового регулирования отношений конкуренции в их динамике.

Статья 2 Закона 1986 г. признает в качестве недобросовестного и незаконного всякое поведение или коммерческую практику, противоречащие доброй торговой практике. Швейцарский Закон 1986 г. относит к действиям недобросовестной конкуренции сообщение неточной или ложной информации о фирменном наименовании предприятия (торговом имени). В нем законодатель поставил знак равенства между недобросовестной и незаконной конкуренцией: "Считаются недобросовестными и незаконными всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение или каким-либо иным образом противоречащие обычаям доброй торговой практики и имеющие место в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой".

Закон 1986 г. содержит общее определение недобросовестной конкуренции (ст. 2) и подробный незамкнутый перечень недобросовестных конкурентных действий (ст. 3--8). Эти действия могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, против которых действия направлены (учитывая, что сфера действия Закона достаточно широка и включает отношения как между конкурентами, так и между предпринимателями и их клиентурой); по объектам (товары, услуги, торговые наименования и т. п.); по области осуществления (сфере деятельности, в которой указанная недобросовестность проявляется). Применяя комплексный критерий, учитывающий в той или иной степени все перечисленные критерии, можно сгруппировать приведенные в Законе конкретные виды нарушений следующим образом:

1) дискредитация, очернение личности конкурента, его товаров, работ, предлагаемых услуг, устанавливаемых цен или распространение негативной информации о состоянии дел конкурента; разглашаемые и распространяемые сведения носят неточный, ложный характер или же соответствуют действительности, но наносят ущерб репутации конкурента своей неэтичностью; использование в принципе не приемлемой для торговой практики сравнительной рекламы, т. е. сравнение путем использования неточной, ложной, неэтичной информации своих товаров, работ, услуг или устанавливаемых им цен с аналогичными товарами, работами, услугами и ценами конкурента;

2) паразитирование на деятельности конкурента, т. е. смешение с товарами, работами, услугами конкурирующего предприятия, а также смешение с самим конкурирующим предприятием и т. п.;

3) дезорганизация деятельности конкурирующего предприятия путем использования либо разглашения третьим лицам коммерческой тайны или секретов производства (в связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что незаконным в Швейцарии признается использование или разглашение лишь такой конфиденциальной информации, которой недобросовестный конкурент завладел случайно или иным неразрешенным способом);

использования недолжным (неразрешенным) образом какой-либо аналитической информации (планов, расчетов и т. п.), представляющей результат работы, выполнение которой доверено недобросовестному конкуренту;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.