p align="left">- альтернативные советы, предполагающие не один, а несколько вариантов целесообразных действий следователя; - запреты, указывающие на недопустимость каких-либо действий; - команды, не допускающие двусмысленного толкования, указывающие следователю определенный образ действий; - объяснения, разъясняющие отдельные обстоятельства; - рекомендации, указывающие на предпочтительность тех или иных действий в зависимости от сложившейся ситуации. Чтобы осознать глубину предстоящей следственной или судебной ситуации, не стоит ждать ее непредсказуемого наступления, а надо искать корни завтрашних проблем в сегодняшних ситуациях. Необходимо видеть завтрашний день в игровых моделях и их символах, так как вся следственная и судебная деятельность строится на оперировании моделями и носит игровой характер. Государственный обвинитель неуклонно становится «заложником» других участников состязательного судопроизводства: следователей, которые могут допустить процессуальные, технические, тактические, стратегические, психологические, уголовно-правовые ошибки. Эти ошибки могут «прорасти» в тактику обвинения. Поэтому значительно осложняется деятельность: - прокурора, надзирающего за законностью следствия, который «завален» уголовными делами настолько, что качественный надзор - достаточно сложная сверхзадача; - начальника следственного отдела, руководящего следствием по делу, допускающего вместе со следователем все указанные ошибки, а также не застрахованного и от своих собственных ошибок; - защитника и обвиняемого, которые выявляют, отслеживают ошибки предварительного следствия. Схема построения многовариантной типовой программы расследования Практическое построение и использование многовариантных типовых программ укладывается в следующую схему: 1. Предварительная диагностика происшествия: распознание существа и смысла криминальной ситуации; - определение вероятностной картины происшествия, установление того, что произошло: где и когда, какие следы есть и какие следует обнаружить; - различение характеризующих признаков происшествия и отождествление происшествия с определенной группой происшествий. 2. Построение версий относительно механизма происшествия: - по субъекту; - по объекту; - по субъективной стороне; - по объективной стороне. 3. Выявление следов и закономерностей в механизме совершения преступления и формализация суммы вопросов и приемов, необходимых для выявления этих преступных закономерностей в ходе предстоящих следственных действий. 4. Выбор типовых программ допросов, которые могут подходить к сложившейся следственной ситуации. 5. Установление аналоговых подобий установленных данных и типовых моделей преступлений, в которых концентрируются закономерности преступных действий. 6. Адаптация для расследуемого дела серии типовых программ и составление аналоговых цепочек. 7. Преобразование полученной информации для выявления информационных пустот и систем связей между известными фактами и не установленными, но «вероятными» фактами. 8. Дополнение, селекция и адаптация типовых программ к особенностям конкретного происшествия. 9. Отбор приемов и методов, оптимизирующих работу с конкретным допрашиваемым. 10. Реализация адаптированных типовых программ в производстве допроса. «Оживление» программы допроса. 11. Анализ полученных результатов, суммирование данных разных следственных действий и поиск совершенных ошибок. 12. Составление программы выявления, исправления и предотвращения ошибок: криминалистических; уголовно-процессуальных; уголовно-правовых; психологических. 13. Формирование криминалистической защиты программы: алгоритмы защиты; коммуникативные приемы; поисковые приемы. 14. Контроль элементов программы с позиций УК, УПК, норм этики. Алгоритм формирования и использования многовариантной программы (технологии) Вопросы: 1) общие, 2) частные, 3) свободные, 4) открытые, 5) прямые, 6) косвенные, 7) закрытые, 8) ассоциирующие, 9) дисассоциирующие, 10) психотерапевтические, 11) психотравмирующие, 12) нейтральные, 13) инструментальные, 14) агрессивные, 15) конфликтные, 16) контактоформирующие, 17)диссонансные, 18) консонансные, 19) оценочные, 20) вуалирующие, 21) утверждающие, 22) акцентирующие, 23) проблемные, 24) парадоксальные, 25) уточняющие, 26) дополняющие, 27) контрольные, 28) тупиковые, 29) стрессогенные, 30) фрустрационные, 31) простые, 32) преактивные, 33) агрегативные, 34) аналитические, 35) латентные, 36) профилактические, 37) ситуативные, 38) рефлексивные, 39) явные, 40) узловые, 41) корректные, 42) соединительные, 43) разделительные, 44) смешанные. Анализ исходной ситуации: логический, системно-структурный, аналоговый, индуктивно-дедуктивный, рефлексивный, инверсионный, концептуальный. Тактическое поле выбора варианта действия: - Аналитический выбор наиболее продуктивных решений и вопросов. - Анализ ситуации с позиции ошибок и риска. - Интеграция имеющихся аналитических приемов в разветвленный тактический модуль (технологии). - Анализ личности, в адрес которой применяется программа. Формирование алгоритма реализации программы-модуля. - Игровой, модельный анализ. - Сценарий развития программы. - Генерирование смысла выявленных исходных данных. - Реконструктивный анализ. - Аналитический и дискретный анализ ситуации. - Преобразование проблемы в виде дерева встречных решений. - Прогнозный, поисковый причинно-следственный анализ. - Построение вопросов серии аналитических приемов решения частных проблем. Составление и применение многовариантной программы допроса: - Оценка работы программы-модуля и корректировка по каналам обратной связи. - Прогнозируемый результат в деятельности (построение модели): следователя, надзирающего прокурора, защитника, судьи, обвинителя. Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов применяется для активизации следственного творчества, особенно когда имеют место нераскрытые преступления и тупиковые следственные ситуации. Цель метода - системой вопросов подвести следователя |к решению конкретной задачи. Метод контрольных вопросов позволяет: совершенствовать стандартные приемы и методы применительно к реально сложившейся ситуации; создавать новые методы, рассчитанные на решение нестандартных ситуаций; разрабатывать оригинальные методы (приемы), ранее не применявшиеся в следственной практике. Разработка осуществляется в результате сложного комбинирования элементов различных методов и форм деятельности, в том числе и методов, относящихся к иным наукам; искать и находить методы (операции) для выхода из тупиковых следственных ситуаций; оптимизировать отдельные следственные действия, особенно в начале следствия по делу, когда формируется «фундамент» дела и совершается множество следственных ошибок (в частности, при осмотре места происшествия). Список контрольных вопросов при анализе тупиковой следственной ситуации может выглядеть следующим образом: 1. Что следствием установлено? Что произошло? Каков механизм расследуемого преступления? 2. Каков механизм процесса расследования преступления? Какими путями, методами шло следствие? 3. Почему следствие зашло в тупик? 4. Где наиболее уязвимые места цепочки доказательств? 5. В каких следственных действиях допущены ошибки, повлекшие дефектность расследования и вызвавшие тупиковую ситуацию? 6. Какая информация (в каком виде и о чем) необходима следователю, чтобы раскрыть преступление? 7. Каким образом эта информация может быть получена? 8. Какие следственные действия проводились для реализации поставленных целей и почему они не увенчались успехом? 9. В чем дефектность выполненных действий и целесообразно ли их повторить, чтобы нейтрализовать допущенные ошибки, если временные, пространственные и иные факторы внешней среды это позволяют? 10. Возможно ли решение проблемы иными путями, средствами, методами, тактическими приемами, операциями? 11. Можно ли преобразовать примененные приемы, методы, тактические операции путем: - усложнения или упрощения структуры элементов приёма (метода); - введения вещественных доказательств, документов, видеозаписей, звукозаписей и иных источников информации, направленных на преодоление позиции, занятой партнером следователя; - изменения времени, места проведения следственного действия, исключения внешних факторов, мешающих полному и всестороннему процессу приема-передачи информации; - замены исполнителя следственного действия, введения в следственное действие нескольких исполнителей (следователей, оперативных работников), обеспечивающих более интенсивное допустимое воздействие. Алгоритм допроса Подготовительная стадия. Подготовительная стадия допроса представляется в виде алгоритма: 1. Изучение материалов уголовного дела. 2. Определение объема обстоятельств, подлежащих установлению на допросе. 3. Изучение личности допрашиваемого, его сильных и слабых мест. 4. Формулирование блока вопросов, подлежащих разрешению на допросе. Использование типовых программ допроса. 5. Выбор приемов и методов, подлежащих применению на допросе, их адаптация к ситуации. 6. Интегрирование приемов и вопросов; формирование гармоничной программы допроса; выбор подхода по формированию психологического контакта. 7. Прогнозирование возможных ошибок, которые могут допустить допрашиваемый и следователь. Формирование тактических средств коррекции, исправления, профилактики, использования ошибок допрашиваемого. 8. Рефлексивный анализ предстоящего допроса, продумывание допроса за допрашиваемого, анализ возможных реакций и их тактические последствия. Перед допросом целесообразно провести биографический анализ, который представляет собой сбор и систематизацию сведений биографического характера, характеризующих личность. Биографическому анализу могут подвергаться любые факты, имеющие значение для характеристики личности в связи с расследуемым делом. Биографический анализ позволяет: интерпретировать жизнь как процесс; рефлексировать процесс с позиций субъектов расследуемой ситуации, т.е. думать за всех заинтересованных в деле лиц; диагностировать установленные жизненные факты с точки зрения влияния на совершенное преступление и расследуемое дело. Биографический метод - это синтетический интеграционный подход: к поиску фактов; к истолкованию и субъективной переработке; к оценке на основе независимых характеристик; к диагнозу отдельно взятого факта и интеграции смысла факта в анализируемое целое - жизнь человека в границах расследуемого дела. 9. Следующий этап - вызов допрашиваемого: повесткой, по телефону (при этом вкладывается определенная эмоциональная нагрузка). Например, подозреваемый получил повестку за пять дней до дня допроса. Он может: начать готовиться к допросу, произвести необходимые консультации с юристами, договориться с соучастниками, «перегореть» эмоционально, уйти в побег и т.д. Поэтому лучше провести допрос неожиданно или с минимальным диапазоном времени между вызовом и фактом допроса. 10. Построение вариантов формулируемой тактической программы в зависимости от линии поведения допрашиваемого. Многовариантная программа допроса предполагает готовность следователя к любому режиму информации на допросе. Следователь должен прогнозировать формы контактного общения, которые можно разделить в зависимости от целей, преследуемых участником следственного действия: - вступление в психологический контакт с целями, которые совпадают с целями следователя. В такой обстановке человек принимает объективно сложившуюся ситуацию, желает установления истины по расследуемому делу. Отношения со следователем носят бесконфликтный характер; - вступление в психологический контакт с целями, которые полностью или частично не совпадают с целями следователя. Внешне данные отношения не отличаются от ранее описанных, но внутренняя, сторона отношений носит характер скрытого конфликта. Программа допроса должна строиться с учетом возможного противодействия. Разветвленное дерево действий должно содержать алгоритмы для решения всех проблем, которые возникают сейчас и могут возникнуть в будущем. Как элемент тактики, дерево решений должно предоставить криминалистам методологический баланс между требованиями ситуации и ее криминалистическим разрешением. Назовем основные линии интегративной тактики допроса:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|