на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Построение многовариантных программ допросов
p align="left">- персонологическая (центрированная на личность);

- ситуалогическая (центрированная на ситуацию);

- интерактивная (акцентированная на межличностных контактах, на процедурных элементах);

- позиционная (оборонительная, наступательная, нейтральная);

- интенсивная (массированная, систематизированная, однонаправленная);

- экстенсивная (направленная на расширение подходов, на выжидание);

- модульная (дезагрегатированная, вариационная, алгоритмизированная: прогнозная, настроенная на тактический перехват).

Начальная стадия допроса. Начальная стадия допроса состоит из следующих действий:

1. Формирование эффекта первого впечатления, формулирование цели допроса.

Встреча и обмен контактоформирующими репликами.

2. Проверка документов допрашиваемого и разъяснение ему процессуальных прав и обязанностей в соответствии с законом.

3. Заполнение сведений о личности допрашиваемого в формальной части протокола. Контактоформирующая демонстрация заинтересованности в позитивных коммуникативных взаимоотношениях.

4. Анализ, оценка установок и позиций допрашиваемого: конфликт со следователем, дача ложных показаний, сотрудничество со следователем, страх перед наказанием или соучастниками.

5. Корректировка ранее составленной программы допроса с учетом оперативной диагностики ситуации, а также формирование психологического контакта.

6. Выявление личностных особенностей, характеризующих возможные состояния и позицию участника следственного действия.

Углубление знаний об участнике следственного действия путем постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах, характеризующих личность. Это целесообразно делать в ходе фиксирования в протоколе анкетных данных.

7. Формулировка вопросов и подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на формирование психологического контакта и обеспечивающих получение полной и правдивой информации.

Психологический контакт становится криминалистической увертюрой ко всей следственной тактике. Более того, психологический контакт постоянно преобразуется для придания неповторимости криминалистической ситуации и ее партнерам (противникам). В этом смысле психологический контакт может рассматриваться как сложный комплексный метод (модуль), содержание которого может рационально дозироваться применительно к поставленной следователем цели. Именно это обстоятельство возвышает технологию психологического контакта над всеми иными элементами криминалистической тактики.

Увертюра тактическая - это форма приемов, открывающих тактическое взаимодействие процессуальных партнеров. Это может быть отдельный прием как самостоятельное, отдельное действие или серия приемов, имеющих единую направленность, единую цель - открыть процесс результативного взаимодействия.

Интерпретация информации создает оптимальные формы общения с человеком. Под интерпретацией понимают распознавание и истолкование сущности какого-либо явления. Криминалистическая интерпретация осуществляется методами, которые характерны для теории и практики расследования преступления, в частности, наблюдением, беседой, анализом, синтезом, моделированием и др.

Наибольший интерес представляет метод обобщения независимых характеристик, суть которого состоит в получении сведений об изучаемом лице из различных источников. На основании собранной информации следователь может составить целостную характеристику исследуемого лица и подготовить наиболее эффективные приемы работы с ним.

Интерпретация строится с использованием криминалистического прогнозирования. Интерпретация сведений о личности позволяет установить закономерности и причинную обусловленность поведения исследуемого лица до совершения преступления, во время совершения и после него. Если следователь дает объяснение собранным фактам, выявляет скрытые тенденции поведения лица, которое он собирается допрашивать, то он может объяснить и поведение этого лица на будущем допросе при определенных планируемых следователем обстоятельствах.

Интерпретация как составная часть прогнозирования при расследовании преступлений осуществляется посредством глубокого изучения механизма поведения человека, « путем тщательного изучения всех или основных действующих на него внешних и внутренних факторов».

Исследование личностных качеств будущего допрашиваемого производится до непосредственного контакта с ним, что можно назвать предконтактной интерпретацией, а также во время допроса. Предконтактная интерпретация осуществляется с использованием собранных материалов, что позволяет переходить от восприятия описаний поведения исследуемого лица к моделированию его личности и будущего поведения на допросе. Таким образом, предконтактная интерпретация -- это основанное на изучении личности методом обобщения независимых характеристик заключение следователя о характере и мотивах поведения данного человека на допросе и иных следственных действиях.

Предконтактная интерпретация практически может осуществляться путем анализа протоколов допросов родственников, сослуживцев, знакомых и иных лиц, характеризующих будущего допрашиваемого; по характеристикам с мест работы и учебы, но сведениям из детских комнат милиции и комиссий по делам несовершеннолетних; по копиям приговоров и личным делам осужденных, если изучаемый человек ранее был судим; путем анализа медицинских карточек из поликлиник и психдиспансеров; по сведениям, полученным оперативным путем; посредством анализа других материалов уголовного дела.

Среди установленных данных, характеризующих будущего участника следственного действия, следователь выделяет такие, которые могут быть использованы тактически. Эти данные служат основанием для избрания или разработки серии тактических приемов, обеспечивающих формирование психологического контакта и результативность действия в целом.

При изучении личностных качеств участника следственного действия особое внимание надо уделять качествам, которые могут проявиться в процессах противодействия следователю: подвижность и оригинальность мышления, агрессивность, эгоизм, смелость, устойчивость к стресс-факторам, склонность к риску.

Стадия свободного рассказа. Постановка первого (нетравмирующего) вопроса обеспечивает мотивацию на правдивые показания допрашиваемого.

Вопрос должен звучать нейтрально, чтобы сразу не вызвать негативную реакцию допрашиваемого.

Для первой встречи необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоции допрашиваемого. В связи с этим можно проявить доброжелательность, выразить сожаление по поводу причиненного допросом беспокойства, поинтересоваться состоянием здоровья допрашиваемого.

Первое впечатление о следователе часто играет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Например, если допрашиваемый оценил следователя негативно («Он мне сразу не понравился...»), то все последующее общение с ним будет подчинено этой мысли, тем более, что само по себе процессуальное положение следователя по отношению к подозреваемому не может вызывать никаких симпатий.

Значительную информацию можно получить из анализа поз, жестов, походки, различных действий пришедшего на допрос.

Анализу должна подвергнуться и речь допрашиваемого. В ней допрашиваемый выражает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. В то же время по манере говорить можно попытаться определить характер человека.

При встрече целесообразно учитывать и такой фактор, как взаимное расположение партнеров по допросу.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора, предшествующего собственно допросу. Допрашиваемый не должен почувствовать, что его «выводят» на заранее запланированную тему разговора.

Формирование контакта с детьми имеет некоторые особенности. Дети отличаются психологической незащищенностью, поэтому они особенно нуждаются в гуманном и тактичном обращении.

Активное слушание свободного рассказа

При активном слушании свободного рассказа применяются следующие методы:

- внимательное наблюдение за допрашиваемым, его речевыми и неречевыми реакциями, эмоциональной окраской текста показаний, акцентами, задержками, проговорками, логическими ударениями, паузами, оценочными категориями содеянного;

- интерпретация информации: содержания и формы;

- использование специальных криминалистических знаний для распозна-вания информации;

- интерпретация функций защиты допрашиваемого; интерпретация ситуации допроса;

- морфологический анализ;

- наблюдение и рефлексивное погружение в личность допрашиваемого;

- накопление положительных потенциалов для решений о даче правдивых показаний;

- интерпретация речевого и неречевого поведения;

- дезагрегатирование (выделение узлов информации) и их оценка;

- интеграционный анализ (соединение распознанных блоков, анализ атрибуции криминалистического портрета допрашиваемого;

- анализ интер-информации (т.е., скрытой информации);

- анализ лжи;

- анализ причин и анализ следствий показаний;

- анализ через синтез выявленных факторов;

- анатомия доказательств с позиций применения в текущем допросе;

- психологическое «поглаживание», т.е., поощрение допрашиваемого контактоформирующими репликами;

- построение «дерева» дефектов показаний; Фильтрация информации (относимая, правдивая, ложная);

- преактивное прогнозирование развития полученной информации;

- «ветвление» аналитическое при оценке показаний;

- «примеривание» (интеграционный синтез) полученных показаний применительно к имеющимся доказательствам.

В процессе активного слушания необходимо своевременно диагностировать родившуюся на допросе ситуацию, а именно:

- определить негативное развитие элементов следственной ситуации, ворваться в проблему в момент ее рождения, захватить тактическою инициативу;

- использовать внезапность, интенсивность и стратегическую готовность;

- определить кульминационный момент криминалистической ситуации, тактически «взорвать» систему психологический защиты субъекта;

- преодолеть ситуацию, раскрыть и доказать;

- оценить личность преступника, его «Я-концепцию».

Сущность «личностного подхода» в криминалистике заключается в конкретном анализе способа, механизма «включения» личности в преступное поведение в формировании и реализации цели и мотива преступления. Этот анализ является не самоцелью, а средством обеспечения эффективности раскрытия. Исходя из этой целенаправленности, определяются предмет и пределы изучения личности преступника.

Контактное взаимодействие на стадии свободного рассказа допрашиваемого. Приемы формирования и стабилизации контакта с допрашиваемым вплетаются в тактику допроса, поэтому следователь выстраивает вопросы в определенной очередности с учетом всей процедуры формирования контакта и тактической программы допроса в целом.

Восприятие свободного рассказа сопровождается накоплением материала для того, чтобы поставить допрашиваемому вопросы по содержанию этого рассказа. Вместе с тем, следователь имеет возможность выявлять противоречия между показаниями и иными доказательствами. При воспроизводстве допроса можно использовать рабочий план, имеющий следующую форму: вопросы допрашиваемому (последовательность и содержание); ответы (краткое содержание); выявленные противоречия, которые могут быть использованы; доказательства, которые могут использоваться на допросе.

Итак, свободный рассказ допрашиваемого закончен. Следователь получает определенный объем информации о расследуемом преступлении. Допрашиваемый при этом демонстрирует свое отношение к расследуемому событию, он как бы строит свою позицию, которую он будет защищать при ответах на вопросы следователя.

Кроме того, следователь имеет возможность продолжить изучение личности допрашиваемого. Это позволяет откорректировать тактический план допроса и стиль дальнейших отношений с допрашиваемым. Следствие вступает в самую сложную стадию допроса, на которой следователь ставит вопросы допрашиваемому и рефлексивными средствами регулирует режим контактного взаимодействия.

Оперативная оценка показаний допрашиваемого осуществляется с применением следующих приемов:

1. Приемы (модули) аналитического характера, обеспечивающие оперативный анализ полученных показаний прямо в процессе произведенного допроса.

2. Стимулирование снижения информационной неопределенности.

3. Распознавание правдивой информации.

4. Выделение ложных показаний, оценка степени насыщения информации ложью (полная, частичная).

5. Определение относимой информации, подлежащей проверке и дальнейшему использованию.

6. Рефлексивное «погружение» в ситуацию и позицию допрашиваемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.