Поступление на службу и способы замещения должностей
2 Саратовский военный институт внутренних войск МВД России Кафедра административного права. Курсовая работа Тема: «Поступление на службу и способы замещения должностей» Выполнил: курсант Журавлев А.А. Руководитель: профессор, доктор юридических наук Конин Николай Михайлович Оценка:________________________ Подпись научного руководителя_____ Саратов 2005 ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ 1.ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИИ ЕЕ ВИДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Тема моей курсовой работы называется «Поступление на службу и способы замещения должностей». Актуальность темы состоит лишь в том, что каждый человек имеет право работать, будь-то это завод по производству подшипников, либо другое государственное предприятие, и без знания основ, на первых этапах своей деятельности, может понести поражение, из-за незнания отдельных положений законодательства. Целью курсовой работы ставлю глубокое изучение вопроса организации государственной службы. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи: · Рассмотрение видов служб и служащих по действующему законодательству; · Порядок поступления на службу и способы замещения должностей; · Также затронуть вопрос о ответственности служащих за служебные проступки. Каждая социальная категория граждан -- рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий -- имеет свой строго определенный законо-дательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина. Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первоздан-ном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже про-фильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты -- машины, механизмы, сооружения и т. д. (токари, сле-сари, механизаторы, строители и др.). Наличие правовых отношений в самом про-цессе труда служащего является характерной особенностью и обя-зательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус слу-жащего обязывает его вступать в социальные, в том числе право-вые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает. 1. ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. Существует очень много видов службы: государственная и му-ниципальная, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить несколько их разновидностей. Так, Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2003. № 46 (ч. I). Ст. 4437 выделяет три главных ви-да государственной службы: 1) государственная гражданская служба -- это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, заме-щающих государственные должности субъектов Федерации. Она имеет ряд разновидностей: например, служба в областях и отрас-лях экономики, культуры, административно-политической дея-тельности государства, нотариальная, дипломатическая служба и т. д. Общей правовой основой организации и функционирова-ния данного вида государственной («чиновничьей») службы явля-ется Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го-сударственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3215; 2) государственная военная служба -- профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формирова-ниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обо-роны и безопасности государства. Таким гражданам присваивают-ся воинские звания. Этот вид государственной службы также имеет несколько своих разновидностей (военная служба в воору-женных силах, в военно-морском флоте, пограничная служба и т. д.), но общей правовой основой здесь выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2004. № 35. Ст. 3607; 3) государст-венная правоохранительная служба -- профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляю-щих функции по обеспечению безопасности, законности и право-порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специ-альные звания и классные чины. Конкретным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвяще-но несколько специальных федеральных законов См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в та-моженных органах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586;2004. № 27. Ст. 2711); от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2000. №46. Ст. 4537; 2004. №27. Ст. 2711); от 17 января 1992 г. № 2202--IV с последующими изменениями «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2004. № 35. Ст. 3607);от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутрен-них дел Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711).. Государственная служба субъектов РФ регулируется законода-тельством субъектов РФ. В Саратовской области, например, дей-ствует Закон Саратовской области «О государственной службе Са-ратовской области», который по образцу и подобию федерального законодательства о службе регламентирует все вопросы организа-ции и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта Федерации. Муниципальная служба, все основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным зако-ном от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с последующими изменения-ми СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933; 2002. № 16. Ст. 1499;№ 30. Ст. 3029. и более детально -- в законах о муниципальной службе соот-ветствующего субъекта Федерации. Общественная служба в различного рода общественных объе-динениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объедине-ниях) регламентируется прежде всего их уставами и, частично, федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным награ-дам, применение мер правовой ответственности и ряд других во-просов). Гражданская служба в государственных унитарных предприяти-ях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и в значительной мере нормативными правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы. Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием 1 охвачена лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба, например, регла-ментируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487--I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с последующими изменениями Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888; СЗ РФ. 2002. № 12.Ст. 1093; 2003. №2. Ст. 167.. Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102, а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462--1 с последующими изменениями Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2001. (ч. I). Ст. 5030; 2002. №52 (ч. I). Ст. 5132; 2004. . 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Государственная служба как социальная и государственно-пра-вовая категория представляет собой сложное общественное явле-ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле-ментом. Государственная организация выполнения стоящих перед госу-дарством задач и осуществления им функций включает в себя не-сколько этапов: во-первых, государство в лице своих высших ор-ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе-циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода-тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ-ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти); во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу-дарственного механизма; в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного ме-ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со-става -- служащих органов всех звеньев государственного аппара-та. С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много-звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь-но, государственная служба как организационный институт про-должает и завершает всю государственную организацию, как важ-нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно-сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу-дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го-сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга-низацию и практическое осуществление задач и функций госу-дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией. В содержание организационно-правового института государст-венной службы входят три взаимосвязанных элемента: 1) органи-зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж-дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При-чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про-фессиональную деятельность по осуществлению определенных го-сударственных функций и полномочий); 2) сама служебная про-фессиональная деятельность личного состава государственных ор-ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор-гана; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего). Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од-нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063. государственная служба опреде-лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос-сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ-ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ-ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред-ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни-ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|