p align="left">Государственные и муниципальные служащие по действующе-му законодательству -- граждане России, осуществляющие про-фессиональную служебную деятельность (исполняющие профес-сиональные обязанности) по занимаемым должностям государст-венной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должно-сти муниципальной службы является обязательным и определяю-щим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего. Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным- восполнить этот пробел доктринальным опреде-лением сути этой организационно-правовой категории. Сущност-ными характеристиками понятия должности как государствен-но-правового установления являются следующие моменты: 1) должность -- это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами; 2) за каждой должностью закреплена часть компе-тенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность; 3) профессионально-квалификационные характеристики и требо-вания, предъявляемые государством к лицу, замещающему опре-деленную должность или претендующему на ее занятие, четко за-креплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах. Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государст-венной гражданской службе», со ссылкой на конкретные статьи которого и излагается весь последующий материал этой главы, необходимо различать и четко разграничивать понятия «государ-ственная должность» и «должность государственной службы». Государственные должности Российской Федерации и государст-венные должности субъектов РФ -- должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно-го исполнения полномочий федеральных государственных орга-нов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения пол-номочий государственных органов субъектов РФ, а должно-сти федеральной и субъектов Федерации государственной граждан-ской службы учреждаются федеральным законом или указом Пре-зидента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно Государственные Должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обес-печивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функцио-нирования. Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через предста-вителя нанимателя -- руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ Должности государственной гражданской службы подразделя-ются на категории и группы). Подразделяются они на сле-дующие четыре категории: руководители -- должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите-лей и заместителей руководителей представительств государствен-ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол-номочий; помощники (советники) -- должности, учреждаемые для со-действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; специалисты -- должности, учреждаемые для профессио-нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты -- должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни-чения срока полномочий. Далее, должности государственной гражданской службы под-разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую груп-пы должностей гражданской службы. Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на анало-гичные по наименованию категории и классификационные груп-пы государственных должностей. Муниципальные должности в органах местного самоуправле-ния также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем го-сударственные должности: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, вы-борные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительного или иного выборного ор-гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со-став указанных органов в результате муниципальных выборов, и муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров. Статус выборных муници-пальных должностей в некоторой мере аналогичен статусу госу-дарственных должностей в том смысле, что они не входят в кате-горию муниципальных должностей муниципальной службы, а за-мещающие их лица не относятся к служащим (муниципальным «чиновникам»). Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни долж-ностей федеральной государственной гражданской службы, являю-щиеся соответствующими разделами Реестра должностей федераль-ной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей фе-деральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей госу-дарственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ. Государственным гражданским служащим, замещающим долж-ности без ограничения срока полномочий, в соответствии с заме-щаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена присваи-ваются классные чины гражданской службы. При этом замещаю-щим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской ел бы главной группы присваивается классный чин гражданской службы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы веду4 щей группы присваивается классный чин гражданской службы советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин госу-дарственной гражданской службы секретарь государственной граж-данской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса, присваивается Президентом РФ. В федеральных органах испол-нительной власти классный чин федеральной гражданской служ-бы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных феде-ральных государственных органах указанный классный чин при-сваивается руководителем федерального государственного органа; Предусмотренные законом иные классные чины по всем другим; группам должностей государственной гражданской службы присваиваются представителем нанимателя. А гражданским служа-щим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ; высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ. Порядок присвоения и сохранения классных чинов федераль-ной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотноше-ние классных чинов федеральной гражданской службы и класс-ных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется ука-зом Президента РФ. В число установленных федеральным законом квалификаци-онных требований к должностям гражданской службы входят тре-бования к уровню профессионального образования, стажу граж-данской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей граждан-ской службы. В число квалификационных требований к должно-стям категорий «руководители», «помощники (советники)», «спе-циалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования, а в число квалификационных требований к должно-стям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и млад-шей групп должностей гражданской службы -- наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих уста-навливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ -- законом субъекта РФ. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязан-ностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должност-ной регламент гражданского служащего. Таким образом, государственная служба как организационный институт представляет собой одну из частей и сторон деятельно-сти государства, содержанием которой выступает организация и правовое регулирование практической деятельности личного со-става государственных органов (их служащих) по осуществлению задач и выполнению функций государства. 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. Проблема поступления на службу представляет собой следую-щий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок -- сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государст-венной и муниципальной службе. Правовые основания поступления на службу -- это конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и по-лучить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов о службе, предусматри-вающих право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государ-ственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и му-ниципальных должностей муниципальной службы, в которых да-ется исчерпывающий перечень соответствующих должностей, под-лежащих замещению гражданами. Правовые условия поступления на службу -- это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и тре-бования к лицу, претендующему на занятие определенной должно-сти: обстоятельства, препятствующие поступлению на государст-венную и муниципальную службу; профессиональные, квалифика-ционные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрас-тные ограничения поступления на службу по некоторым конкрет-ным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|