на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Права человека и Курдистан
p align="left">- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // ПИиОШ. - 2002. - № 4. - С. 19

Стержнем социально-гражданской компетентности является правовая и политическая культура, формируемая посредством правового образования, а оно необходимо в условиях развития правовой системы страны, закреплением в Конституции огромного пласта прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой. Правовое образование - специфическая область воспитательно-образовательной работы в сфере граждановедения, направленная на формирование развитого правосознания и высокой правовой культуры.

Правосознание определяется как совокупность представлений, чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как общечеловеческой ценности. Правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. Т.Б. Соломатина. Проблемы формирования правосознания молодежи. // Дополнительное образование. - 2001. - № 5. - С.38

Правовая культура - это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государства и должностных лиц. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. В качестве одного из показателей правовой культуры выступает правовая воспитанность каждого человека, под которой следует понимать «высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле увидеть утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации». Е.В. Марковичева. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - С. 11-12 Деятельным показателем сформированности правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в социальной и политической жизни страны.

А.Ф. Никитин представил правовую культуру личности в виде «дома», в котором три этажа.

На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Так называемый, «смысловой компонент».

Современный взгляд на гражданское образование конкретизирует и расширяет точку зрения Никитина, добавляя к ряду теоретических основ, знания о правах и свободах личности, законодательства Российской Федерации, о правопорядке, существующем в обществе, путях и способах его укрепления.

Второй этаж обозначает отношение к праву как к социальной ценности, выработку установки на законопослушное поведение. Это - эмоциональный компонент, имеющий мировоззренческое значение и играющий роль связующего звена между сознанием и поведением человека.

Третий - социально-активное поведение личности, проявляющееся в осознанном, правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически верно.

При этом о высокой правовой культуре и развитом правосознании можно будет говорить тогда, когда подобное поведение войдет в культуру, в быт, в привычки человека.

На эффективность перехода правовых знаний в убеждения влияет развитие способности учащихся правильно осознавать соотношение правовых и моральных норм, их умения аргументировать правильность, необходимость законодательных положений, их соответствие нормам общечеловеческой морали.

«Фундаментом» «дома» служат идейно-политические и нравственные убеждения личности.

От добротности «фундамента» зависит дееспособность всех системообразующих элементов.

Все части правовой культуры взаимосвязаны, как и части дома. Отсутствие или разрушение одного звена приведет к падению всей конструкции.

Здание правовой культуры, как и здание дома возводится постепенно.

Строительство этого здания согласовано с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании».

Одним из реальных проявлений сформированности правовой культуры выступает постоянный устойчивый интерес учащихся к правовым аспектам общественной жизни, который способен обеспечить успешность самостоятельного овладения человеком правовыми знаниями по окончании школы, так же как и умениями, навыками правомерного и правозащитного поведения.

Правовая культура подразумевает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву. Ее требования выше, чем требования закона. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. - М., 1993. - С. 42-43

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. Сегодня любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне ему предоставлена возможность участия в альтернативных выборах, на него обрушивается разнородная калейдоскопическая политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание роли политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных позиций по отношению к политике, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а значит, и собственная судьба. Становление России как демократического государства невозможно без культивирования демократических ценностей в сознании людей. Политология способствует их привитию. Знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 22

Система образования не может абстрагироваться еще от одной важной составляющей демократического мышления - идеи прав человека. Эта идея имеет давно осознанное, практически во всем мире, значение для обеспечения, во-первых, безопасности и нормальных условий бытия человека, а во-вторых, для умиротворения людей и сообществ как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях.

Права человека - не только цель обновляемого гуманитарного образования, но и средство воспитания, особенно в нравственной сфере, т.к. способствуют формированию культуры мира у учащихся. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 3 При освоении этой культуры у учащихся проявляются кардинальные качества свободной личности - человеческое достоинство и чувство ответственности, являющееся по своей сути нравственно-правовым.

Существенное значение в работе с правами человека имеет формирование такого высоконравственного качества, как миролюбие. Это качество складывается из особенностей нравственных проявлений, характеризующихся в целом бесконфликтностью, толерантностью, способностью уважать право других людей иметь свою точку зрения, занимать свою социально-политическую позицию.

Следующее нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека, - любовь к справедливости.

Говоря о воспитательном потенциале прав человека, следует упомянуть такое важное гражданское (личное) право человека как свобода совести. Понимая идеологию, философию прав человека, учащийся проникает верой в истинность каждого права, а следовательно, и в истинность права на свободу совести, религии. Он будет уважать народы другой национальности, расы, веры, культуры.

Нужно учитывать и глубокий интернационализм прав человека, который лежит не на поверхности, а становится очевидным, когда учащиеся прилагают определенные усилия для осмысления сути функционирования системы прав человека. Здесь следует иметь в виду скрытое противоречие между правами человека и правами народов, наций. Суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в государственном управлении, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д. Это противоречие, имеющее место сейчас в некоторых многонациональных государствах, может быть снято путем совершенствования правового механизма реализации народами права на суверенитет, самоопределение. Но и до этого именно права человека самим своим духом побуждают противоборствующие силы избегать экстремизма в своих действиях, искать пути компромиссного решения спорных вопросов. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. М., 1993. - С.49

Итак, основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

· воспитание человеческого достоинства;

· формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

· передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях;

· воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранении мира на Земле.

Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции:

· философско-культурологическую, направленную на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

· образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знания не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;

· воспитательно-формирующую, ориентированную на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

· психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к самому себе, своему внутреннему миру, познанию своего Я, системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

· коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования.// Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 5-6

У учащихся, глубоко усвоивших «дух» и «букву» прав человека, развивается антитоталитарное, демократическое мышление, свободное от специально навязываемых схем, клише. Учителю необходимо вместе с учащимися организовывать поиск синтеза, т.е. неких позитивных выводов, показывающих, что права человека не только опровергают устаревшее, но и созидают то, что реально в нашей стране с ее специфическими условиями.

Итак, права человека - органическая часть политико- правовой культуры личности, формирование которой должно базироваться на разработанных принципах обновления гуманитарного образования, структурным элементом которого является правовое образование.

Основными принципами правового образования являются непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение трех основных блоков, соответствующих периодам формирования личности с 1-го по 11-й класс.

Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов (в первую очередь, предметов гуманитарного характера), а также через общность методических подходов к преподаванию. Наиболее эффективно данный принцип реализуется в интеграции правовых модулей в курсы истории, обществознания, литературы.

Принцип интеркультурности выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, а с другой стороны - мультикультурный (полиэтнический) характер российского общества. В системе правового образования этот принцип реализуется качестве инегрального компонента всего учебно-воспитательного процесса: через освоение многообразия правовых систем различных эпох и народов, через осознание права как социального наследия, несущего на себе отпечаток определенных этнокультурных условий, через приобщение к сотрудничеству в аспекте соблюдения и защиты прав. При этом обращение к базовым нормам международного права, соотнесение с ними национальных норм особенно актуально в условиях быстро меняющегося общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.