на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Права ребенка
ействующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяем соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» См. подробнее: закон РФ «Об образовании». и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. Формы получения образования могут быть разные.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах - в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., Народное образование, 1995. - с. 100.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основным источником гражданских прав, законных интересов и обязанностей гражданина Российской Федерации. Он определяет систему гражданского законодательства нашей страны, основные механизмы использования различных форм собственности, возможности и условия осуществления права каждого человека участвовать в рыночных взаимоотношениях на территории Российской Федерации. Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексе существенно расширена. Подраздел 2 глава 3 части первой Гражданского Кодекса РФ содержит перечень прав и обязанностей граждан Российской Федерации. В этой части гражданского кодекса содержаться статьи, которые относятся к правам и обязанностям несовершеннолетних детей.

Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексе существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении 6 лет могут совершать юридические действия (ст. 28 ГК РФ). в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст.27).

Эмансипация - это новое основание для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

Для несовершеннолетних детей будет интересно знакомство еще с одной статьей 28 Гражданского Кодекса РФ, которая определяет градацию дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский Кодекс впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет. От 0 до 6 лет -полностью лишены дееспособности.

Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Принятые Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 1998, № 31, ст. 3802, №26 ст. 3177. от 24 июня 1998 года и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, которые подчеркивают важность правовой защиты названных объектов. Галимов О. Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб, 2001. - с. 7.

В настоящее время вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников судопроизводства являются одними из приоритетных и в деятельности правоохранительных органов. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 мая 1995 № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» прямо предписывает сосредоточить главные усилия по защите прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, оградить их от жестокого обращения, экономической, сексуальных и иной эксплуатации, решительно активизировать борьбу с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, наркоманию, в занятие проституцией и попрошайничеством, повысить требовательность к качеству следствия по таким делам, а также обеспечить строгое выполнение всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних. См.: Комментарий к Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации». - М., 1996. - с. 436-440.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Президентская программа «Дети России», под ред. Н. И. Полежаевой. библиотека Российской газеты. - М., 1994.

Целью федеральной программы «Дети России» является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социально-экономических преобразований и реформ.

В состав федеральной программы входят целевые федеральные программы «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети инвалиды», «Дети сироты», «Дети Севера». Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. - с. 33Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации. Кроме многочисленных постановлений глав администраций краев и областей, правительств республик о мерах по выполнению законодательных актов Российской Федерации, на местах разрабатываются и предпринимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей. Так, в Омской области был принят Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14.11.1995 № 33-ОЗ.

«Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в области защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения, на территории Омской области».

Цель настоящего Закона - обеспечение высокого уровня социальной защиты, охраны прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения на территории Омской области.

Задачи настоящего Закона:

- обеспечение действенных мер по реализации институтов опеки, попечительства, усыновления (удочерения);

- создание системы социально-психологической адаптации выпускников школ - интернатов и детских домов. См. подробнее: Закон «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» от 14.11.95 № 33-ОЗ.

Как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение жизни возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

В связи с этим и поставлена актуальность проблемы данной дипломной работы: необходимость формирования, развития международно-правовых документов в области прав детей, их реализация, и влияние на законодательство России.

Исследование осуществлялось на основе анализа основных документов и нормативных актов РФ (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеративная целевая программа «Дети России», доклада «Положение детей в мире, 1997», Семейный кодекс РФ), Гражданский кодекс РФ, Закон Омской области «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечения» 14.11.95 № 33-ОЗ. См. подробнее: Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., 1995. - с. 3-18; Всеобщая декларация прав человека. - ОБЖ, 1998, №2; Президенская программа «Дети России», Конституция Российской федерации, 1993

Использованы труды таких авторов, как: Лукашевой Е. А., Кузнецова В. И., Шнекендорфа З. И., Сандова А. Х., Мартыновой Л. В., Славкиной Н., Хлобустова О. …

Вот некоторые точки зрения авторов на проблему необходимости правового, юридического закрепления основных прав и свобод человека и ребенка:

Лукашева Е. А.: «В настоящее время деятельность государств в области прав человека неуклонно смещается с разработки правозащитных принципов и норм в сторону создания механизмов их имплементации. Там, где вновь возникающие ситуации требуют соответствующего регулирования, разработка новых норм должна продолжаться» Права человека как фактор стратегии устойчивого развития, под ред. Е. А. Лукашевой. - М., 2000. с. 264.

Кузнецов В. И.: «Для того, чтобы содержание любого принципа международного права воплощалась в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права» Международное право, под ред. В. И. Кузнецова. - М., 2001. - с. 224.

Шнекердорф З. И.: «Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение детей возможно на основе четких и недвусмысленных норм» Шнекердорф З. И. Приоритет, достойный человечества. - М., 1999. - с. 37.

Объектом исследования являются международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция прав ребенка, а также правовые нормы российского законодательства: Федеральная целевая программа «Лети России», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Цель: исследование данных международно-правовых стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе; а также исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах человека и ребенка и их влияние на российское законодательство.

Методы исследования: историко-правовой и сравнительно-правовой.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, становлении, востребованности международно-правового закрепления прав человека и ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка); углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.